Цифровые налоги рассорили мир. Регуляторы не знают, как делить прибыль технологических компаний

Международное сообщество пока неспособно договориться, как должно выглядеть налогообложение в цифровой экономике, констатирует промежуточный доклад Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Хотя к инициативе по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (BEPS) присоединились более 110 стран, достичь консенсуса к назначенному сроку — 2020 году — им вряд ли удастся. Тем временем Еврокомиссия готовится представить собственный план повышения налогов для техногигантов из США, что может дополнительно подогреть назревающую мировую торговую войну.

В обнародованном на прошлой неделе документе (генсек ОЭСР Хосе Анхель Гурриа должен представить его министрам финансов G20 на встрече в Аргентине) сформулированы основные вызовы, которые современные цифровые бизнес-модели ставят перед системой международного налогообложения, и подходы разных стран к этому процессу. Хотя повестка BEPS предполагает выработку консенсуса к 2020 году, участники инициативы пока не могут договориться по таким ключевым вопросам, как определение цифрового присутствия компании в юрисдикциях и извлечение прибыли из нематериальных активов, констатируют в ОЭСР. Ряд стран отстаивает позицию невмешательства; другие призывают облагать технологические компании налогами, принимая во внимание вклад пользователей в формирование прибыли; третьи полагают, что налоговые правила должны быть универсальными для всех отраслей экономики.

Несогласованные действия стран, которые уже сейчас вводят временные цифровые налоги, не дожидаясь коллективного решения, могут оказать негативное влияние на инвестиции и экономический рост, повышают риск двойного налогообложения и создают дополнительные проблемы как налогоплательщикам, так и налоговым органам, подчеркивают в ОЭСР. Отметим, что очевидным адресатом этого послания является Еврокомиссия. На этой неделе она должна представить свой план «цифрового налога», направленного главным образом против технологических гигантов США — Facebook, Alphabet (материнская компания Google), Amazon и других: под него попадут компании, чья ежегодная выручка превышает €750 млн, а объем продаж в ЕС — €50 млн. По мнению еврочиновников, эти компании должны платить налоги там, где они генерируют прибыль за счет цифровой рекламы, платных подписок и использования данных пользователей, а не там, где зарегистрированы их штаб-квартиры. Предполагается, что ставка может составить 3% оборота. Если план будет принят, он может дополнительно осложнить отношения ЕС и США, оказавшихся на грани торговой войны после решения администрации Дональда Трампа поднять ввозные пошлины на сталь и алюминий (см. “Ъ” от 5 марта). Впрочем, противоречия сохраняются и внутри самого европейского блока: на ужесточении политики настаивают Франция и Германия, а нынешние «налоговые гавани» для корпораций — Ирландия и Люксембург — инициативу не поддерживают (напомним, изменение законодательства ЕС такого масштаба требует единогласного решения стран-участниц).

Раскритиковать европейский план и доклад ОЭСР уже успел министр финансов США Стивен Мнучин, заявивший, что «твердо выступает против предложений любой страны выделить цифровые компании» в рамках налогообложения. Это подорвет экономический рост и ударит по рабочим и потребителям в США, отметил господин Мнучин, оговорившись, что всецело поддерживает международное сотрудничество в области создания налоговой системы, отвечающей вызовам современной экономики.

Надежда Краснушкина

Тематики: Регулирование, Финансы

Ключевые слова: налог, регулирование