«Ростелеком» в Псковской области: оптика под сенью Михайловских рощ

В Псковской области, близ поселка Пушкинские Горы, есть место, где время течет немножко не так, как везде, заставляя забыть о стремительности технологических изменений и испытать чувство причастности к некоему подлинному, аутентичному миру. И это несмотря на то, что большинство построек Михайловского, Тригорского и других объектов, входящих в ансамбль Пушкинского музея-заповедника, а также детали быта — результат бережной и кропотливой реконструкции. Построить здесь современную телекоммуникационную инфраструктуру, столь необходимую для музейной работы, — задача одновременно ответственная и вдохновляющая. Об этом и других проектах «Ростелекома» в Псковской области — в материале SPbIT.ru.

...Пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья

С детства известные большинству россиян пушкинские строки, посвященные фамильной «скромной обители» поэта, Михайловскому, не потеряли актуальности и по сей день. Живописная местность, двести лет назад послужившая творческому и душевному подъему великого мастера слова, нынче привлекает посетителей со всех уголков страны и мира, сюда едут не только за незабываемыми видами, но даже «по медицинским показаниям»: для психологической реабилитации. Ежегодно заповедник посещают свыше 300 тысяч человек, по понятным причинам особенной популярностью он пользуется у школьников.

С другой стороны, еще год назад обширную территорию Пушкинского музея-заповедника (почти 10 тысяч гектаров, включая площади музеев-усадеб и охранную зону) справедливо можно было назвать «пустынным уголком» — подразумевая ее уровень связи с внешним миром по Всемирной сети. Проводной Интернет здесь можно было подключить разве что по медной телефонной линии — большая проблема для культурного учреждения подобного масштаба, строящего амбициозные планы по проведению научных видеоконференций и образовательных семинаров для школьников, оцифровке музейного фонда, созданию интернет-центра и т. д.

В конце 2017 года «Ростелеком», в рамках государственного контракта, провел проект по оснащению объектов заповедника современной инфраструктурой связи, объединив оптоволоконной сетью музеи-усадьбы Ганнибалов-Пушкиных «Михайловское», Осиповых-Вульф «Тригорское», Ганнибалов «Петровское», а также музей крестьянского быта пушкинской поры «Бугрово» и здание Научно-культурного центра в Пушкинских горах. Специалисты оператора связи проложили более 15 километров волоконно-оптического кабеля, смонтировали пять телекоммуникационных шкафов, термобокс и установили шесть точек доступа Wi-FI для посетителей музея-заповедника.

 

Михайловское. «Чистое небо» здесь — безусловная данность

 

Разумеется, ни о какой «воздушке» на территории природно-исторического памятника федерального значения не могло быть и речи. Из всей длины кабеля только 2 км – где оказалось возможным – были проведены по кабельной канализации, остальные 13 км уложены в грунт, с обязательным условием последующей рекультивации земель. Для выполнения работ привлекалась тяжелая землестроительная техника: экскаватор, вибрационные кабелеукладчики, машина горизонтального направленного бурения. Однако, как уточнил технический директор филиала ПАО «Ростелеком» в Новгородской и Псковской областях Евгений Хуциев, на территорию самих усадеб тяжелые машины не заезжали: технология горизонтально направленного бурения позволила провести прокладку подземных коммуникаций на определенном расстоянии от них.

Евгений Хуциев отметил также, что проект был завершен в минимальные сроки, все работы проведены менее чем за два месяца.

 

Смартфон обнаружил беспроводную сеть

 

Таким образом, сегодня объекты Пушкинского музея-заповедника оснащены высокоскоростным Интернетом (до 100 Мбит/с) и подключены к бесплатной для посетителей услуге «Wi-Fi Hotspot». Оптоволоконная инфраструктура открывает перед музеем большие возможности — не только для реализации упомянутых выше планов, но и для выполнения требований законодательства по переходу на новую систему продажи билетов, сувениров и товаров (290-ФЗ). Кроме того, в здании Научно-культурного центра уже используется система охранного видеонаблюдения «Ростелекома».

 

Директор Пушкинского заповедника Георгий Василевич

 

«В 21 веке без постоянного доступа к информации жить становится довольно сложно: все ожидают друг от друга быстрого отклика, ищут ответы на вопросы в поисковиках, знакомятся в Сети с первоисточниками... Рано или поздно музеи должны ответить на вопрос, как хранить накопленные данные, что делать с их естественной потерей от старости. Мы должны быть интересными для всех, обеспечить интерактивность. Музей поддерживает контакты со школами, у нас много партнеров-волонтеров по всей стране. Хотелось бы привлечь к участию в программах и курсах музея как можно больше школьников, а также пожилых людей, но есть большие сложности, связанные с транспортировкой. Всё это было бы проще осуществить с помощью современной цифровой связи, — рассказал директор Пушкинского заповедника Георгий Василевич. — Сегодня мы в сотрудничестве с «Ростелекомом» сделали первый шаг к решению этих вопросов, получили высокоскоростной, устойчивый Интернет».

Одним из многочисленных вариантов использования «оптики» в музейной и образовательной деятельности является проведение вебинаров и учебных занятий в режиме видеоконференцсвязи. Так, с помощью услуги «Веб-конференции» от «Ростелекома» можно подключить к онлайн-лекции до 500 участников-учебных заведений со всей страны.

 

Открытый урок истории из Тригорского

 

А вот и конкретный кейс: облачная видеоконференцсвязь объединила конференц-зал Научно-культурного центра, аудиторию псковской гуманитарной школы и усадьбу музея-заповедника «Тригорское», откуда специалист службы творческих проектов и грантовой работы заповедника, одетая в народный костюм, рассказывала старшеклассинкам и журналистам о традициях ведения рукописных дамских альбомов в 19 веке. После «теоретической части» последовала «сессия вопросов и ответов», на которой учащиеся, освоившись с техническими особенностями онлайн-общения, делились впечатлениями от эксперимента и задавали вопросы.

Открытый урок пришелся по душе и детям, и взрослым. Конечно, трудно сравнить его с личным посещением музея, но подобный интерактив воспринимается и запоминается гораздо эффективнее, чем простое чтение книги или просмотр передачи. Трудность состоит только в том, как поставить практику подобных интерактивов на поток. Как пояснили представители «Ростелекома», услуга веб-конференции для школ Псковской области не бесплатная. Цена вопроса – 500 руб в месяц, плюс определенная стоимость каждого сеанса. Казалось бы, сумма вполне приемлемая для каждого учебного заведения – но тем не менее, к сожалению, в нынешних условиях доступная не всех бюджетных учреждений.

Оператор цифровых сервисов, провайдер изменений

Тренд, о следовании которому «Ростелеком» постоянно заявляет уже второй год, можно определить как «изменения повсюду». «Мир меняется быстро. Вчера мы узнавали новости из газет и опускали письма в почтовые ящики, а сегодня не представляем жизнь без Интернета. Незаметно для себя мы ворвались в мир digital. Совсем скоро вещи будут общаться с вещами, а мы будем управлять ими через приложения. Искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность, беспилотный транспорт станут обыденностью. В этих условиях очень важно измениться и стране и каждому из нас. «Ростелеком» сегодня имеет все ресурсы, чтобы помочь в этом», – начала общение с журналистами директор филиала ПАО «Ростелеком» в Новгородской и Псковской областях Ольга Родионова.

 

Директор филиала ПАО «Ростелеком» в Новгородской и Псковской областях Ольга Родионова

 

Спикер подчеркнула, что, хотя оператор по-прежнему оказывает услуги традиционной телефонии, на сегодняшний день выручка от нее в общем объеме доходов компании составляет лишь 30%. С каждым годом ее доля всё существеннее снижается за счет роста популярности других услуг: облачной телефонии, Интерактивного телевидения, высокоскоростного Интернета. «Ростелеком» методично и целенаправленно трансформируется в оператора цифровых сервисов и поставщика комплексных решений.

Ольга Родионова перечислила ряд ключевых направлений деятельности «Ростелекома» в качестве партнера государства: это «Умный город», Электронное правительство (портал госуслуг), сфера образования (прежде всего, дистанционное обучение, информационные библиотечные центры), кибербезопасность (центр компетенций SOC, решения по защите от DDoS-атак и фишинга), биометрия (пилотный проект с участием десяти банков), геоданные (платформа, индустриальный Интернет, программа «Цифровая экономика». Задача компании в рамках последнего направления – построение и предоставление цифровой инфраструктуры, развитие не только оптических сетей, но и технологии 5G, создание пилотных зон.

 

Шкаф цифровой АТС на Центральной станции Пушкинских гор

 

Активы единого филиала оператора в Новгородской и Псковской областях – 350 тыс. абонентов телефонии, Интернета и телевидения, 64 тыс. км. сетей связи, 1200 человек в штате и 100%-я цифровизация сети. Так, на  центральной станции ЛТУ поселка Пушкинские горы установлен программный коммутатор Iskratel SI2000 и цифровая АТС КВАНТ-Е. Монтированная емкость последней — 2704 номера, задействованная емкость — 1730 номеров. Здесь же расположен компактный оптический PON-коммутатор OLT, обеспечивающий подключение к Интернету по оптоволокну более тысячи абонентов.

В регионе продолжается развитие оптической инфраструктуры. К осени 2016 года «Ростелеком» провел «оптику» в Печоры, Пушкинские горы и Остров, доведя количество домов Псковской области, подключенных по технологии PON, до 600 — в целом это 31 тыс. квартир. К февралю 2017 года охват домохозяйств региона по PON составлял уже более 50 тысяч, к марту 2018 года — 87 тысяч.

В 2017 году упор был сделан на мероприятия по устранению «цифрового неравенства» и проведение оптоволокна в удаленные районы. Так, в сельских населенных пунктах Псковской области в 2017 году были организованы 83 точки доступа Wi-Fi, в Новгородской области — 65 точек. В 2018 году оператор планирует установить в этих регионах еще 177 хот-спотов. Напомним, что плата за пользование точками доступа Wi-Fi, построенных в рамках этой программы, отменена с 1 августа 2017 года. Кроме того, «Ростелеком» подключил высокоскоростной Интернет в 117-ти лечебно-медецинских учреждениях региона, поспособствовав получению гражданами качественной и своевременной медицинской помощи, а также развитию дистанционной медицины.

 

Таксофон в Михайловском

 

Не теряют актуальности и таксофоны универсальных услуг связи, которые можно встретить в самых отдаленных уголках страны. С начала 2018 года осуществляемые по ним местные телефонные соединения так же не тарифицируются.

Медная сетевая инфраструктура «Ростелекома» постепенно сменяется оптоволоконной, тенденции в формате предоставления услуг показывают смещение от одиночных решений к омниканальности и комплексным triple-play и quadro-play (включая сотовую связь). Среди услуг для сегмента B2B на первый план выходят облачные сервисы — такие, как видеоконференцсвязь, видеонаблюдение, виртуальный ЦОД, геоданные, защита от киберугроз, таргетированная реклама. Все эти перемены, связанные с цифровой трансформацией, — безусловно, к лучшему.

 

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: доступ в Интернет, Ростелеком, Ростелеком Северо-Запад