Клиники не выходят на связь. Счетная палата обнаружила проблемы с их подключением к интернету

Счетная палата доложила правительству о сложностях с цифровизацией российского здравоохранения. По данным госаудиторов, Минкомсвязь задерживает процесс подключения государственных медучреждений к интернету, а Минздрав опаздывает с формированием нормативной базы для работы Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), что повлечет в будущем дополнительные расходы бюджета.

Минздрав и Минкомсвязь отстают от графика цифровизации системы ОМС, так как не успевают подготовить необходимые для этого процесса документы. Об этом аудиторы Счетной палаты сообщили в письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Напомним, подключение медорганизаций к скоростному интернету происходит в рамках госпрограммы «Информационное общество», рассчитанной на 2011–2020 годы, и должно обеспечить россиян электронными медицинскими картами и сервисом телемедицины.

Госаудиторы указывают, что в 2017 году Минкомсвязь получила на эти цели из Резервного фонда правительства 5,459 млрд руб. (на 3942 точки подключения). Ведомство потратило только 35% этих средств, обеспечив подключение 3134 точек. На 2018 год ведомству на эти цели положено 4,9 млрд руб., однако на 15 марта соответствующие лимиты бюджетных обязательств заблокированы Минфином. Причина — отсутствие корректировок в приказе Минкомсвязи, которые привели бы к росту доходов от использования радиочастотного спектра.

Счетная палата также обвиняет Минкомсвязь в опоздании (на два месяца) в 2017 году с определением единственного поставщика услуг по подключению клиник. Кроме того, при обосновании цены контракта Минкомсвязь использовала устаревшие данные о стоимости таких работ, в результате, по оценке аудиторов, их стоимость оказалась завышена на 25–67%.

По мнению Счетной палаты, в ряде случаев «Ростелеком» использовал бюджетные средства нецелевым образом, о чем говорит, например, факт подключения к интернету четырех организаций, которые относятся к ветеринарным, а не к медицинским. В ряде случаев подключение производилось по адресам, отличающимся от заявленных изначально. В результате к нецелевым расходам бюджета, по мнению СП, можно отнести траты по крайней мере 2 млрд руб.

Нашлись претензии у Счетной палаты и к Минздраву — ведомство не успело разработать все нормативные акты, необходимые для работы ЕГИСЗ. Это в будущем приведет к необходимости «подгонять» под них уже существующие информсистемы и потребует дополнительных расходов бюджета.

В Минздраве и Минкомсвязи не смогли прокомментировать претензии, так как документ СП еще не поступил в ведомства. Как сообщили “Ъ” в «Ростелекоме», компания полностью выполнила работы по подключению госучреждений в 2017 году, стоимость контракта составила 1,93 млрд. руб., на 2018 год контракт между Минкомсвязью и «Ростелекомом» на эти работы пока не заключен, добавили в компании. Что касается отсутствия нормативных документов для ЕГИСЗ, то, по мнению члена Общественного совета при Минздраве Владимира Гурдуса, по крайней мере в отношении телемедицины это пока это не мешает фактической работе ни государственного, ни частного сегмента рынка.

Анастасия Мануйлова, Юлия Тишина

Тематики: Интернет, Интеграция, Регулирование

Ключевые слова: доступ в Интернет, информационные технологии в здравоохранении, Минкомсвязь