Онлайн-медиа не хватает мобильности. В России их чаще читают с десктопных компьютеров

Несмотря на то что мобильная аудитория рунета уже превысила десктопную, российские онлайн-медиа все еще чаще читают со стационарных компьютеров, говорится в исследовании Mail.ru Group. Это связано с недостаточным развитием мобильных версий изданий, которые требуют затрат, но приносят не так много доходов, считают эксперты. Мобильная реклама пока недооценена рынком, согласны издатели.

Российские медиа все еще чаще читают на десктопах (54% трафика), чем на мобильных устройствах (46%), говорится в исследовании Mail.ru Group и консалтинговой компании Deloitte (есть у “Ъ”). Это отличается от глобальных тенденций: в целом в мире в 2017 году на мобильные устройства, по данным Statista, приходилось 50,3% интернет-трафика, а в 2018-м доля достигла 52,2%. Кроме того, в рунете в целом мобильная аудитория уже больше десктопной и ее доля продолжает расти, говорилось в недавнем исследовании Mediascope. Со смартфонов в интернет выходят 55% населения страны, а со стационарных компьютеров и ноутбуков — 54%.

Почти 60% аудитории российских медиа — миллениалы 20–37 лет, и именно их привычки сильно влияют на верстку и подачу изданий, говорится в исследовании. Кроме того, развитие соцсетей, которые в среднем дают российским медиа почти треть трафика (28%), повлияло на возможность аудитории концентрироваться. Читателям сложно воспринимать длинные и неструктурированные тексты, и в материалы начали добавлять интерактивные блоки: врезки-цитаты, иллюстрации, тесты. Некоторые издания пошли дальше и создают мультимедийные форматы, когда история подается не только в форме текста, но, например, с помощью видеовставок. Из привычки пользователей смартфонов скроллить и свайпить вырос новый формат нарратива — карточки с текстом, видео или изображениями, которые можно просматривать одну за другой.

Пользователи мобильных устройств чуть лучше вовлекаются в чтение и тратят на материалы заметно больше времени. Так, с мобильных устройств до конца дочитывает материалы 41% пользователей, а с десктопов — 40%. Среднее время чтения с мобильных составляет 1 минуту 14 секунд, а с десктопов — 59 секунд. Самые вовлекающие материалы — про шоу-бизнес: их дочитывают 89% пользователей. Самыми популярными персонами оказались Андрей Малахов, Ольга Бузова и Анастасия Волочкова. Второе место у политики — 88,3%, самые читаемые материалы — про Владимира Путина, Ксению Собчак, Крым и Украину.

Одна из причин того, что десктопная аудитория СМИ преобладает, в том, что сами медиа не всегда имеют мобильные версии или не разрабатывают для них удобный интерфейс, считает директор Института современных медиа (MOMRI) Кирилл Танаев. Часть аудитории не готова потреблять медиа на устройствах с маленьким экраном именно из-за неадаптированного контента. «Многие и не собираются заходить в мобайл — это расходы и затраты, а монетизация там сложнее, чем с сайтами, с ней умеют работать немногие. Когда медиа научатся монетизировать контент в мобайле эффективно, потребление будет расти»,— поясняет эксперт. Впрочем, и в мире, отмечает господин Танаев, не везде перешли на mobile first: потребление медиа с мобильных устройств преобладает в Азии и США, но в Европе предпочитают десктоп.

С точки зрения экономики СМИ преобладание десктопной аудитории пока позитивно, считает совладелец Sports.ru Дмитрий Навоша. «Мобильный рекламный инвентарь по-прежнему недооценен рынком, и средняя выручка с пользователя в медиа для десктопной аудитории выше»,— поясняет он. Плюс же мобильной аудитории в том, что она пользуется любыми медиа чаще. Так, Sports.ru мобильный сегмент дает 55% уникальных пользователей и 75% просмотров страниц. Гендиректор Look at Media Алексей Аметов говорит, что в его изданиях мобильные устройства дают 60% трафика и к концу года ожидается рост до 70%.

Анна Афанасьева

Тематики: Web

Ключевые слова: исследование рынка, интернет-медиа, VK (Mail.Ru Group)