Российским операторам связи обещают массовые банкротства

Телекоммуникационные компании начали поднимать цены в Петербурге. О повышении тарифов уже объявили сразу несколько компаний, среди которых — «Северен-телеком», «Комфортел» и Oyster Telecom.

Цены повышаются на фоне вступления в силу «закона Яровой», который обязывает провайдеров телекоммуникационных услуг с 1 июля 2018 года хранить все телефонные разговоры, текстовые сообщения и другую пользовательскую информацию в течение от 30 дней до полугода. Это вынуждает операторов ежегодно увеличивать емкость хранилищ на 15%, а соответственно, требует дополнительных инвестиций. Причем, не только инвестиций для закупки или аренды оборудования, но и на его обслуживание — поддержание постоянной работы data-центров, где оплата электроэнергии будет основной статьей операционных расходов.

Обременительный закон

Затраты у разных компаний разные. «Мы оцениваем затраты на реализацию пакета Яровой в 35-40 млрд руб.», — сообщили в пресс-службе ПАО «Мегафон». По мнению экспертов, у всех крупных компаний затраты примерно такие же. Они составляют десятки процентов от общих затрат. У мелких и средних компаний, считает генеральный директор «Рустелеком» Юрий Брюквин, дополнительные затраты могут составить несколько годовых объемов выручки.

Компаниям не обязательно закупать серверы для хранения данных — можно арендовать их в data-центрах, тех же ЦОДах (центр обработки больших объемов данных), для которых, как недавно сообщал РБК Петербург, Смольный предусмотрел налоговые льготы. По словам главного редактора TelecomDaily Дениса Кускова, рынок data-центров в России быстро развивается, существует реальная конкуренция, так что, по его мнению, эти центры вряд ли будут злоупотреблять открывшейся конъюнктурой. Хотя цены аренды серверов и помещений под них (для средних компаний, предпочитающих хранить информацию на собственных серверах и нуждающихся лишь в помещениях для их установки) наверняка возрастут.

Тем более, отмечает Денис Кусков, что каждый год объем передаваемых потребителями и компаниями данных увеличивается в разы. «Поэтому перед всеми операторами каждый год будет возникать задача по увеличению объемов своих хранилищ», — уверен эксперт. Окупить такие затраты быстрее, чем за 8-10 лет невозможно, считает он.

«При этом надо иметь в виду, что все эти годы никакого развития сетей не будет, потому что все деньги пойдут на исполнение «закона Яровой», — добавляет Юрий Брюквин.

По мнению экспертов, наибольшие проблемы это создает мелким и средним компаниям. «Некоторым мелким компаниям придется объединяться друг с другом — либо для совместного хранения информации, либо вообще для объединения бизнеса. А некоторым придется даже продаться кому-то», — считает Денис Кусков. По данным Юрия Брюквина, «закон Яровой» уже стимулировал банкротства мелких компаний, масштаб которых заметно вырос в последнее время.

«Все эти годы никакого развития сетей не будет, потому что все деньги пойдут на исполнение «закона Яровой»

 

Единственный способ

По мнению всех экспертов, у операторов нет никакого другого способа компенсировать затраты на исполнение «закона Яровой», кроме как повысить тарифы. Рынок связи в России, отмечает Юрий Брюквин, и без того в последние два-три года практически не растет (формальный рост не превышает 2%) — развития сетей у большинства, особенно у мелких и средних компаний, практически нет. «Из-за жесткой конкуренции операторы вынуждены были даже снижать тарифы. К тому же в последние два года абоненты начали заметно экономить на услугах связи. В результате никаких серьезных резервов для реализации «закона Яровой» у операторов нет», — утверждает эксперт.

Возможную тактику перекладывания повышения цен на юридические лица он считает неэффективной. «Если корпоративные цены будут слишком высокими, компании перестанут подключаться, а предпочтут оплачивать своим сотрудникам личные телефоны», — уверен Юрий Брюквин.

Как считает Денис Кусков, повышение будет происходить в несколько этапов в течение 2018 года. Размер повышения разный для разных компаний, в диапазоне от 10% до 30%, полагает эксперт. Юрий Брюквин считает так же: «Резко повышать тарифы рынок не позволяет. Начнут с 5%, потом повысят еще, если не пойдут массовые отказы клиентов».

«Если корпоративные цены будут слишком высокими, компании перестанут подключаться, а предпочтут оплачивать своим сотрудникам личные телефоны»

 

Дабы не обострять

Хотя по закону компании обязаны сообщать клиентам об изменении тарифов, делают они это с явной неохотой. Причем всячески стараются избежать ссылки на «закон Яровой», хотя других более или менее серьезных причин сейчас, как утверждает Денис Кусков, вроде бы и нет. Даже на запросы журналистов компании отвечают уклончиво.

«Ростелеком» проектирует системы хранения данных, необходимые для выполнения требований закона, а также организует дополнительные канальные емкости для передачи трафика», — ответила компания на подробный запрос РБК Петербург о мерах по компенсации затрат на исполнение «закона Яровой». Другой оператор был еще лаконичнее: «Билайн» в своих действиях исходит из баланса интересов наших клиентов и конкурентной ситуации на рынке».

Как утверждает Юрий Брюквин, у крупных операторов есть разные возможности не только не афишировать повышение тарифов, но и камуфлировать само это повышение. «У них сайты зарегистрированы в качестве СМИ, так что они сообщения об «оптимизации» тарифов прячут в недрах сайтов. Само повышение маскируется закрытием низкомаржинальных тарифов и переводом абонентов на более дорогие», — поясняет эксперт, добавляя, что еще есть возможность получать с абонентов плату за дополнительные услуги, подключение которых гражданам иногда трудно проконтролировать.

«Компании, вероятно, не хотят портить отношения с государством в ситуации, когда оно и без этого принимает много законов, которые не улучшают положение людей — это и пенсионная реформа, и повышение НДС и ряд других. Если объяснять гражданам, что и удорожание мобильной связи и интернета спровоцировало государство, то социальная обстановка накалится еще больше, чего государство, конечно, хочет избежать», — считает эксперт. Огласки можно избежать, поскольку, уверен Денис Кусков, 90% россиян вообще не знают о «законе Яровой» или уже забыли о нем.

«Если объяснять гражданам, что и удорожание мобильной связи и интернета спровоцировало государство, то социальная обстановка накалится еще больше»


Третий путь

Процесс повышения тарифов идет медленно и находятся даже компании, заявляющие, что в ближайшее время не собираются этого делать. «Пока мы не будем этого делать для наших клиентов», — заявил генеральный директор ООО «Смарт Телеком» Андрей Суходольский.

Такое промедление могут себе позволить только весьма устойчивые компании. Впрочем, говорят эксперты, в России всегда есть «третий путь» — объехать закон «на кривой козе». «В России законы начинают реально применяться очень неравномерно, особенно неудобные для бизнеса и граждан. Например, уже много лет сим-карты должны продаваться только по паспорту, однако, до сих пор можно купить симку без регистрации. Так же и с «законом Яровой». Говорить, что с 1 июля все операторы бросились его исполнять, я не могу», — заявил РБК Петербург Денис Кусков.

«Если государство начнет всерьез требовать исполнения «закона Яровой», то масштаб банкротств резко возрастет»



По его словам некоторые мелкие компании предпочтут саботировать закон в расчете на то, что проверять сотни работающих в России операторов контрольным органам сложно. «Их могут поймать, если правоохранителям вдруг понадобится информация о каком-то клиенте, либо к ним придет выборочная проверка, либо кто-то настучит», — резюмирует эксперт. «Если государство начнет всерьез требовать исполнения «закона Яровой», то масштаб банкротств резко возрастет», — уверен Юрий Брюквин.

Владимир Грязневич

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Оборудование, Регулирование

Ключевые слова: Интернет-провайдеры, операторы связи, телекоммуникационное оборудование, Пакет Яровой, Закон Яровой