IT Диалог 2019: «Трудности перевода» госинвестиций в цифровые технологии

Диалог бизнеса и власти на высшем уровне всегда непредсказуем. Особенно когда проект «Цифровой экономики», охватывающий все сферы деятельности бизнеса и индустрии, вступает в стадию, на которой нужно показывать некие позитивные результаты его реализации. Порой кажется, что какие-то важные нюансы обсуждаются не слишком эффективно – например, вопросы обучения чиновников, адекватного финансирования и распределения бюджетных средств. Но возможно, это просто вопрос времени.

Шестой Всероссийский двухдневный форум IT Диалог, состоявшийся на днях в Константиновском дворце в Петербурге, должен был показать, насколько плотно регион охвачен процессами цифровой трансформации, насколько объективно учитываются мнения и сомнения участников этих процессов. Пленарное заседание предсказуемо началось с тезиса о том, что большое количество мнений и сомнений – ключевая характеристика цифровой экономики, и только в диалоге найдется правильный путь к успеху страны и отдельных регионов.

Но далее разговор действительно пошел без лишних взаимных комплиментов. На повестке дня, к примеру, – выполнение планов по построению сетевой инфраструктуры и подготовки кадров. По словам председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Дениса Чамары, с задачей по подключению к Интернету социально значимых объектов (школ, полицейских участков, больниц, муниципалитетов) исполнитель справляется с трудом: до конца 2019 года нужно подключить 20 тысяч объектов и еще 80 тысяч в 2020 году, тогда как в прошлом году было подключено всего чуть более семи тысяч. «Эта серьезная инфраструктурная задача, безусловно, потребует активнейшего содействия региональных властей в процедурах землеотвода, размещения вышек и т. д. Причем региональные компании способны конкурировать с федеральными операторами в борьбе за тендеры», – отметил спикер. 

Есть и позитивная новость: Фонд развития информационных технологий (ФРИТ) намеревается финансировать региональные проекты в части внедрения «сквозных» технологий – в виде грантов на общую сумму 5 млрд рублей по социальному и коммерческому направлениям. Такую же сумму выделит на поддержку региональных проектов фонд «Сколково». Правда, вопрос распределения этих средств нужно начинать решать буквально «уже вчера», и участники рынка выразили сомнения в том, что регионы готовы высказать свои пожелания и предоставить адекватные заявки. В свою очередь, представители регулятора уверили, что привлекают к обсуждению критериев подлежащих субсидированию проектов широкий круг заинтересованных: институты развития, АНО «Цифровая экономика», региональных представителей.

 

 

Важной частью цифровой экономики является перевод в электронный вид большинства государственных услуг для физических и юридических лиц. Здесь достижения более зримы и очевидны, поскольку портал госуслуг существует давно и постоянно пополняется функционалом. Сегодня Минкомсвязи готовит к реализации новый вид услуги – так называемые «суперсервисы», которые представляют собой готовый набор операций, необходимых гражданам в той или иной типовой ситуации. Всего ожидается запуск 25 суперсервисов (пять из них будут внедрены в пилотных регионах уже в июле) и 34 моноуслуг.

 

 

Есть хорошие кейсы и в области рационального использования бюджетных средств. Заместитель Губернатора и заместитель Председателя Правительства Нижегородской области Игорь Носов поделился опытом своего региона, первого в России перешедшего на модельный бюджет. 380 муниципальных образований 52-х районов переведены с муниципального бюджета на модельный, функционирующий на цифровой платформе.  «В ходе этого проекта нам удалось выявить фактические потребности бюджетов муниципального уровня, и за год работы по этой модели нам удалось снизить дифференциацию бюджетной обеспеченности с индекса 7,7 до 1,3», – поделился результатами спикер. Примечательно, что платформа бюджетного управления Нижегородской области использует, в частности, технологию блокчейна для партисипаторного (инициативного) бюджетирования. Руководители региона уверены, что блокчейн (как одна из информационных технологий, а не как инструмент спекуляции и хайпа) дает огромные возможности для повышения эффективности не только бюджетной деятельности, но и вообще государственных услуг в самом широком круге вопросов.

 

 

К слову, партисипаторное  бюджетирование как вектор управления бюджетом и цифрового взаимодействия с населением стало одной из задач развития бюджетного процесса, предложенных подгруппой Государственного совета РФ «Цифровые технологии управления бюджетом». Другие задачи: совершенствование и реинжиниринг существующих бюджетных процессов с учетом ИТ, стандартизация технологий и моделей управления, методологическое и нормативное обеспечение технологий управления бюджетом.

К сожалению, далеко не во всех регионах власть до сих пор готова к цифровизации всего и вся. Академический директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС при Правительстве РФ Мария Шклярук рассказала о том, что в одном из регионов, где проходил набор управленцев на обучение (уровень от региональных министров до специалистов) треть участников не пользовались электронной почтой; некоторые полагали, что рабочую почту нельзя открыть с домашнего компьютера. Будет ли такой контингент восприимчив к гораздо более сложным вещам, как проектное управление, искусственный интеллект, сквозные технологии?

 

Мария Шклярук, академический директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС при Правительстве РФ

 

«Кадры – это один из ключевых вопросов для нас. Мы сейчас пытаемся брать с рынка людей из ИТ-компаний, программистов, которые могут нарисовать интерфейс, сделать дата-аналитику –  а люди не особо понимают, что такое мессенджер, про Excel я вообще боюсь спрашивать...» – поделилась опасениями спикер. Вероятно, впоследствии РАНХиГС не будет принимать на курсы чиновников, не показавших минимальный уровень компьютерной грамотности, а к госслужащим будут применяться квалификационные требования: не умеешь пользоваться цифровыми технологиями – санкции вплоть до увольнения. «Если чиновник способен хотя бы воспользоваться мобильным приложением или ответить на вопрос гражданина по электронной почте – это уже большой шаг к тому, чтобы поменять его культуру восприятия новых технологий, продемонстрировать восприимчивость к инновациям, клиентоориентированность, помочь экономике стать цифровой», – уверена Мария Шклярук.

Интересный обмен мнениями в рамках форума состоялся между двумя ведущими телеком-операторами страны: «ЭР-Телеком Холдинг» и «Ростелеком». Напомним, что две этих компании совсем недавно имели совершенно противоположные подходы к взаимодействию с государством: первая ориентировалась главным образом на бизнес и частных лиц, тогда ка вторая, помимо прочего, взялась за исполнение большинства государственных проектов. С появлением национальной программы «Цифровая экономика» позиция «ЭР-Телеком Холдинг» изменилась, и в ряде проектов – таких, как «Умное освещение» или видеонаблюдение в рамках «Безопасного города», – операторы работают параллельно, в том числе в Петербурге.

 

Андрей Кузяев, президент, генеральный директор АО «ЭР-Телеком Холдинг»

 

Андрей Кузяев, Президент, Генеральный директор АО «ЭР-Телеком Холдинг»

На сегодняшний день мы не видим барьеров во взаимодействии ИТ-компаний с представителями власти: от Правительства, и Администрации Президента до региональных чиновников. Кроме того, создано много отраслевых некоммерческих партнерств – например,  АНО «Цифровая экономика», соучредителями которого стал «ЭР-Телеком Холдинг», – это как раз тот механизм для обмена мнениями между государством и бизнесом, для формирования общего подхода к достижению задач, заявленных в национальной программе.

Проблема в другом: часто хочется объять необъятное на старте. Построение цифровой экономики – очень инертный и сложный процесс, существенные перемены в жизни страны, отдельных компаний, предприятий, образования, здравоохранения, социальной сферы. На это требуется время. Ожидать тотальных изменений прямо сейчас – на мой взгляд, немотивированный оптимизм. Отдельные проекты, конечно, будут давать позитивные результаты, но чтобы всё сложилось в объективную картину, чтобы окончательно решились вопросы структурирования и финансирования проектов, потребуется 5-10 лет. Мы вместе работаем, чтобы этот путь был успешным.

Между тем, компании по-прежнему неодинаково рассматривают вопрос своего участия в стратегическом планировании экономики того или иного региона. «ЭР-Телеком Холдинг» принципиально не подходит к субъектам с предложением разработать стратегию цифровизации, а предпочитает работать с «болевыми точками», то есть с насущными потребностями. «Мы убедились на опыте, что к каждому региону необходимо искать подход, используя те решения, которые в первую очередь необходимы руководству региона и населению. Новые цифровые технологии – это возможность не просто решить конкретную задачу, но и изменить жизнь тысяч людей в короткое время. При этом важны важно не только экономические, но и социальные аспекты. Например, «Умное освещение» – это не просто экономия электроэнергии, но и улучшение видимости. Улицы становятся светлее примерно на 30-40%, сокращается количество наездов на пешеходов и велосипедистов, аварий на дорогах, – считает президент, генеральный директор АО «ЭР-Телеком Холдинг» Андрей Кузяев. – Только практика показывает, какие технологические решения нужны региону. И если решение вызвало интерес  – оно распространяется по всей стране».  За последний год компания заключила соглашения о сотрудничестве с 25 субъектами РФ в разных областях цифровой экономики, и до конца года их количество вырастет до 40.

В отношении регуляторов компания видит проблемы со скоростью проведения государственных закупок (многие инновации за время реализации тендерных процедур теряют всю инновационность, необходимо упростить систему госзакупок) и с целевым инвестированием регионов (субъекты, особенно дотационные, не имеют реальных источников для проведения цифровизации, а программы финансирования не направлены на конкретную цель).

 

Борис Глазков, вице-президент по стратегическим инициативам ПАО «Ростелеком», руководитель Центра компетенций по направлению информационная инфраструктура национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

 

«Ростелеком», наоборот, от года к году участвует или предлагает свое участие в разработке цифровых стратегий: сегодня компания так или иначе взаимодействуем по этим вопросам примерно с 30 регионами. «Участие в стратегическом планировании конкретного региона необходима нам, чтобы научиться думать с ними на одной волне и смотреть в одну сторону. Цель этого процесса – не только некий принятый документ, но еще и процесс, благодаря которому  сокращается time to market наших продуктов» – уверен вице-президент по стратегическим инициативам ПАО «Ростелеком», руководитель Центра компетенций по направлению информационная инфраструктура национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Борис Глазков.

Спикер рассказал о деятельности «Ростелекома» и «Ростеха» по координации развития в России прорывных технологических направлений «Цифровой экономики» – в частности, большое внимание было уделено строительству инфраструктуры для 5G и обязательному регулированию этой отрасли, совершенствованию законодательной базы, распределению ресурсов, проблеме выделения радиочастот под 5G.

В связи с этим представители Минкомсявзи пояснили участникам форума, что «пятое поколение связи будет для всех», и никакого «единого инфраструктурного оператора» создаваться не будет.

 

 

Были также названы блоки приоритетных для внедрения в регионах технологий: «Цифровая панель управления городом», «Безопасный район», «Комфортный район», «Цифровой профиль города».

Генеральным партнером форума «IT Диалог» стала компания «ЭР-Телеком Холдинг», стратегическими партнерами – «Ростелеком», ГК «Росохрана» и российский производитель телекоммуницационного оборудования QTECH. Среди партнеров мероприятия – «Билайн», «Лаборатория Касперского», Softline, HP и другие.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, Регулирование

Ключевые слова: форум, Цифровая экономика