Чат расплаты: в России готовят новый сервис на случай отключения от SWIFT

«Ростелеком» создает собственный аналог системы обмена данными для отечественных предприятий.

«Ростелеком» планирует запустить аналог SWIFT для платежей бизнеса, альтернативный уже существующему решению ЦБ. Для этого госкомпания намерена создать совместное предприятие с одним из провайдеров услуги обмена финансовыми сообщениями между банками и корпорациями — «Казначейскими системами» — и интегрировать в ее бизнес свои телеком-технологии, рассказали «Известиям» несколько источников и подтвердил гендиректор организации Александр Гришин. Таким образом, в России появится еще одна «подушка безопасности» на случай отключения от SWIFT.

Система быстрых сообщений

«Ростелеком» планирует выйти на рынок обмена информацией о платежах между компаниями нефинансового сектора. Госкорпорация не будет запускать бизнес с нуля: она намерена создать совместное предприятие с действующим провайдером такой услуги — организацией «Казначейские системы». О том, что такая сделка обсуждается, «Известиям» рассказали несколько источников на банковском рынке и в ряде крупных российских корпораций. Информацию подтвердил гендиректор «Казначейских систем» Александр Гришин. По его словам, прямая покупка доли в его компании не рассматривается, речь идет о создании совместного предприятия. Он уточнил: «Казначейские системы» уже договорились о том, чтобы предоставлять свои сервисы на базе оборудования «Ростелекома».

На просьбу «Известий» прокомментировать возможную сделку в операторе не ответили. Источник, близкий к «Ростелекому», подтвердил, что «Казначейские системы» будут арендовать дата-центры госкомпании, а в дальнейшем планируют продвигать свое решение корпоративным клиентам оператора по агентскому принципу. Однако конкретных договоренностей пока нет, подчеркнул собеседник «Известий».

Основные игроки на российском рынке обмена финансовой информацией — это SWIFT, CyberFT (принадлежит компании CyberPlat) и Система передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС). Первый вариант несет санкционные риски и стоит довольно дорого. Второй — предлагается частной компанией, что не всегда устраивает клиентов, которым необходимы твердые гарантии бесперебойности платежей и защиты от форс-мажорных обстоятельств. А СПФС не до конца адаптирована под форматы корпораций, поскольку изначально создавалась как решение исключительно для банков, рассказал «Известиям» президент Ассоциации корпоративных казначеев Владимир Козинец. Но позднее ЦБ предложил свою разработку и компаниям нефинансового сектора.

Необходимость создания в России альтернативных систем обмена финансовыми сообщениями появилась после угрозы санкций в виде отключения нашей страны от международной сети SWIFT. Тогда — в 2014 году — Банк России начал разработку собственного решения — СПФС. В 2017 году глава ЦБ Эльвира Набиуллина на встрече с президентом Владимиром Путиным заявила, что в России созданы условия для функционирования платежных систем и банков в случае рестрикций. Речь шла об СПФС, созданной в качестве альтернативного канала межбанковского взаимодействия. Ее цель — обеспечение гарантированного и бесперебойного предоставления услуг по передаче электронных сообщений по операциям.

Виды обмена

Есть три основных способа обмена информацией о платежах: прямая интеграция систем банка и бизнеса (host-to-host), загрузка данных в приложение кредитной организации (банк–клиент) или через посредников, например, таких как SWIFT.

Большинство организаций обмениваются данными о платежах через банк-клиент, следует из комментариев опрошенных «Известиями» корпораций. Второй по популярности метод — через прямое подключение.

В «Алросе» и «Норникеле» используют оба варианта, в «Ростелекоме», Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), X5 Retail Group и «Почте России» работают только через банк-клиент. «Ростех» обменивается данными исключительно напрямую.

У обоих вариантов есть значительные недостатки, полагают опрошенные «Известиями» эксперты. Устанавливать прямые каналы сложно и довольно дорого как для бизнеса, так и для обслуживающих его банков, утверждает предправления Национального платежного совета Алма Обаева. Дело в том, что у всех организаций свои нюансы финансовых сообщений, подстраиваться под формат каждого контрагента — не всегда оптимальное решение, пояснила она. Но в любом случае чем больше альтернатив будет у компаний и банков, тем лучше. Появление еще одного игрока на этом рынке послужит дополнительной гарантией того, что в случае отключения от SWIFT российские организации не останутся отрезанными от передачи информации.

В то же время работа через банк-клиент сопряжена с рисками утечки данных, уверяет Владимир Козинец. Этот вариант — более бюджетный и простой технически, однако стадию так называемой последней мили — непосредственно загрузку информации бизнеса в систему банка — сложно контролировать, уточнил он.

Услугами посредников опрошенные «Известиями» компании из нефинансового сектора не пользуются. Они заинтересованы в таком типе обмена данными о платежах, но пока не нашли на рынке подходящего для себя решения. Об этом заявили в «Ростелекоме», «Ростехе», «Норникеле», X5 Retail Group и «Почте России». Работа через надежного посредника гарантирует сохранность данных и зачастую более выгодна, чем прямое подключение, уверяет Владимир Козинец.

Чем дальше будет развиваться рынок обмена данными о платежах, тем выше станет конкуренция за IT-бюджеты бизнеса между производителями ERP-систем (управляет денежными потоками компании) и посредниками-интеграторами, которые будут связывать клиентов с банками собственными решениями, полагают в ВТБ. В целом компании находятся в поиске единого канала и формата взаимодействия между финансовыми организациями и бизнесом, эту идею развивают активные и наиболее крупные участники рынка платежей, добавили там. В ВТБ ожидают, что в ближайшие пять лет в России останутся конкурирующие посредники, предлагающие услугу непосредственной интеграции банка с клиентом.

Дмитрий Гринкевич

Тематики: Интеграция, Финансы

Ключевые слова: Ростелеком