Отечественный рынок IoT подрос на 8%

Рос­сий­ский ры­нок Ин­терне­та ве­щей (IoT) по ито­гам 2019 г. вы­рос на 8,3% по срав­не­нию с 2018 г. и сос­та­вил $3,7 млрд. Та­кие вы­воды де­ла­ет IDC в сво­ем еже­год­ном ис­сле­дова­нии. От­ме­ча­ет­ся, что впер­вые по сег­ментам при­мене­ния Ин­терне­та ве­щей про­мыш­ленность обог­на­ла тран­спорт и выш­ла на пер­вое мес­то по мас­со­вос­ти ох­ва­та.

Предварительные итоги 2019 г. по российскому рынку Интернета вещей озвучила на форуме перспективных технологий, организованном Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Ассоциацией интернета вещей (АИВ), директор по исследованиям IDC Russia & CIS Елена Семеновская.

Отечественный рынок IoT год к году вырос на 8,3% до $3,7 млрд, зафиксировали в IDC. По ее словам, 2019 год стал "годом осознанности" и показал достаточно скромный темп роста. "Рынок сдерживался тем, что первые единичные проекты столкнулись с задачами интеграции и масштабируемости", – отметила Елена Семеновская.

По результатам измерений, на первый план в структуре рынка вышли услуги (37%). Тогда как в прошлом году лидировало оборудование. Впрочем, как заметила Елена Семеновская, IDC не берет в учет те услуги, которые оказываются инсорсинговыми компаниями или ИТ-подразделениями. По ее словам, внутренние структуры могут "генерить" как минимум еще 15% от общего объема рынка. К тому же, спрос на такой тип услуг будет только расти.

Второй сегмент – оборудование – занял в общем объеме отечественного рынка IoT 35%. "Такая существенная доля объясняется внедрением дополнительных устройств, сенсоров и датчиков, которые позволяют вам получить информацию на тех этапах бизнес-процессов, где ее еще не было", – поясняет результаты исследования Елена Семеновская.

Сегмент ПО эксперт IDC назвала небольшим, поскольку отечественный рынок сильно ориентирован в сторону "железа" и услуг. "Здесь (в сегменте ПО – прим. ComNews) мы на уровне 21%, что чуть ниже, чем по миру в среднем, – рассказывает Елена Семеновская. –Мы ожидаем, что компании будут больше инвестировать в аналитические платформы, платформы для Интернета вещей и др.". Также, по прогнозам компании, инхаус-разработки немного "отступят", когда станет ясно, что трудно масштабировать и строить на них полнофункциональное решение.

Учитывая разрозненность отечественного рынка IoT, множественность игроков, непрозрачную структуру проектов, IDC моделирует оценку рынка на основе глобальной методологии, которая опирается на сценарии использования IoT. Изначально таких сценариев насчитывалось 46-50 (IDC начало анализировать российский рынок IoT три года назад – прим. ComNews), а сейчас уже можно говорить о 82 сценариях. "Мы опираемся на базовый набор технологий, которые идут в эти сценарии, на локальную стоимость услуг, оборудования и ПО. На все это мы накладываем экономические факторы и показатели", – объяснила методику подсчетов Елена Семеновская.

Что касается разбивки по индустриям, то в этом году расклад сил также претерпел изменения. На первое место вышло производство, а следом за ним – транспорт и консьюмерский сегмент. Что касается других индустрий, таких как энергетика, оптовая и розничная торговля, государственный сектор с программами "Умный город" и "Безопасный город", то все они имеют потенциал роста, сказала эксперт IDC.

Директор департамента цифровых технологий Министерства промышленности и торговли РФ Владимир Дождев отметил, что выход производства на первое место означает его огромный потенциал. "По сравнению с энергетикой, транспортом, сельским хозяйством, Интернет вещей в обрабатывающих отраслях промышленности растет значительно, – подчеркивает он. – Сейчас действительно уникальный момент и для промышленности, и для разработчиков. Предприятия готовы и идут к разработчикам, предприятия ищут для себя отраслевые решения. Все ориентируются на самые разные средние и малые сегменты закрываемых проблем".

Директор Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников считает важным, что консьюмерский сегмент занял почетное третье место в разбивке, поскольку традиционно он не так сильно выделялся в общем объеме российского рынка IoT, в отличие, например, от США и Европы. Еще один из выводов IDC, касающийся перехода "пальмы первенства" от транспорта к производству, также стал поворотным моментом, на который обратил внимание глава АИВ.

Тем не менее, Андрей Колесников сравнил рост на российском рынке Интернета вещей со смежным сегментом – онлайн-ритейлом, где рост оказался гораздо значительнее в процентном соотношении. "Складывается ощущение, что мы находимся на низком старте и непонятно, что нужно сделать для того, чтобы случился большой рывок, когда рост будет 20-25%", – задумался он. Елена Семеновская ответила ему, что компаниям нужна экономическая заинтересованность в тех преимуществах, которые дает внедрение. "До тех пор, пока этот эффект небольшой, вложения не оправдывают себя", – считает она.

Прогнозы по российскому рынку Интернета вещей на 2020 г. у IDC достаточно оптимистичны – компания ожидает 19,7%-ного роста. "Российский рынок Интернета вещей будет поддерживаться цифровыми инициативами компаний, дроблением сценариев использования устройств IoT и развитием технологий. Постепенно получат распространение IoT-платформы и приложения для них. Также на рынок окажут влияние принятие стандартов в низкочастотном диапазоне и внедрение 5G. IoT – это, прежде всего, инструмент получения дополнительных данных для цифровизации бизнеса", – отметила Елена Семеновская.

Способствовать развитию отечественного рынка интернета вещей будут не только вендоры, но и крупные компании. Именно последние будут создавать свои индустриальные платформы и "подтягивать" других игроков, полагают в IDC. Еще одна роль отводится государству, позиция которого важна в области стандартизации, выделения финансирования и лучших практик и национальных программ.

Анна Устинова

Тематики: Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: исследование рынка, Интернет вещей, IoT, IDC