«Сбер» станет основным владельцем Goods.ru

Планируется, что доля Сбербанка в капитале Goods.ru составит 85%, у «М.Видео-Эльдорадо» останется 10%, а 5% сохранит за собой основатель маркетплейса Александр Тынкован. Маркетплейс был оценен примерно в 10 млрд руб.

«Сбер», группа «М.Видео-Эльдорадо» и основатель и совладелец маркетплейса Goods.ru Александр Тынкован подписали соглашение о намерениях по совместному развитию Goods.ru, говорится в сообщении «М.Видео-Эльдорадо», поступившем в РБК.

В рамках готовящейся сделки goods.ru оценен примерно в 10 млрд руб. По условиям соглашения «Сбер» вложит в развитие компании около 30 млрд руб., а также выкупит часть долей, принадлежащих «М.Видео-Эльдорадо», за 4 млрд руб. Доля банка в капитале Goods.ru может составить 85%, «М.Видео-Эльдорадо» сохранит за собой 10%, а 5% останется у Тынкована. Планируется, что все стороны будут представлены в совете директоров Goods.ru.

«Стороны планируют заключить обязывающее соглашение в первой половине 2021 года после завершения комплексной инвестиционной проверки, получения всех необходимых разрешений от органов корпоративного управления участников сделки и ФАС России», — заявили в группе.

РБК обратился за комментарием в ФАС.

Группа «М.Видео-Эльдорадо», в свою очередь, сфокусируется на развитии своего основного бизнеса, в том числе на расширении ассортимента собственного маркетплейса, а также продолжит текущие совместные проекты с Goods.ru.

Гендиректор «М.Видео-Эльдорадо» Александр Изосимов сообщил, что партнерство со Сбербанком даст возможность привлечь новые ресурсы для роста маркетплейса, а также позволит ему стать «участником одного из крупнейших экосистемных проектов в российском e-commerce». «Партнерство с «М.Видео-Эльдорадо» и Тынкованом — важный шаг по достижению планов «Сбера», — считает первый зампредправления Сбербанка Лев Хасис.

Во что инвестирует «Сбер»

Маркетплейс Goods.ru был основан в 2016 году, а продажи запущены в 2018 году. По собственным данным, в 2019 году компания сотрудничала с 3000 онлайн-магазинов, специализирующихся на электронике, бытовой технике, товарах для дома, детской продукции и прочих. На сайте было представлено более 1,6 млн товаров. Годовой оборот Goods.ru составлял 6 млрд руб.

На старте компания на 100% принадлежала «М.Видео», как ранее пояснял Александр Тынкован, ее уставной капитал был сформирован из средств ретейлера. Сегодня 80% компании принадлежат группе «М.Видео—Эльдорадо», 20% — основателю Тынковану. По итогам 2019 года маркетплейс входит в топ-30 крупнейших игроков онлайн-ретейла России рейтинга Data Insight.

Как считает Александр Тынкован, за три года команде удалось «воплотить в жизнь представления о настоящем маркетплейсе» — открытой платформе без стока, которая соединяет владельцев товаров с покупателями. «Сильная сторона проекта заключается в легко масштабируемой модели и комплементарности любым платформам», — убежден Тынкован. Его цитаты приведены в сообщении компании о планирующейся сделке.

«Вопрос в том, насколько Goods будет интегрирован в данные «Сбера» и сможет ли таргетировать продажи на конкретных потребителей. Это одна из самых интересных возможностей, которая может появиться на рынке, потому что эти данные ценнее, чем есть у любого интернет-гиганта», — считает партнер Data Insight Федор Вирин.

По оценке компании «InfoLine-Аналитика», за 2020 год маркетплейс удвоил оборот, в итоге он составил 12,1 млрд руб. Как считает гендиректор «InfoLine-Аналитики» Михаил Бурмистров, с учетом вероятной интеграции Goods.ru с другими сервисами — «Сбермаркетом» и логистикой, а также супераппом «Сбера» — можно ожидать кратного роста компании, он сможет побороться за третье место среди крупнейших мультикатегорийных онлайн-ретейлеров, после Wildberries и Ozon.

«На примере «Сбермаркета» мы уже наблюдали, как крупные маркетинговые инвестиции быстро конвертируются в завоевание доли рынка, сервис сегодня входит в тройку продовольственных онлайн-ретейлеров», — напоминает Бурмистров.

Как «Сбер» искал партнера

О том, что Сбербанк ведет переговоры с группой «Сафмар», в ноябре писал со ссылкой на источники The Bell, по словам собеседников издания, речь шла не только об интересе к маркетплейсу, но и к самой группе «М.Видео-Эльдорадо».

Позднее, на дне инвестора компании, Лев Хасис завил о планах запуска мультикатегорийного маркетплейса. Первый зампред правления отмечал, что проект в электронной коммерции компания не начинает строить «с нуля», у нее уже есть опыт создания маркетплейса «Беру», кроме того, в экосистеме «Сбера» есть сервисы «СберМаркет», «Самокат», «СберЛогистика».

Летом 2020 года стало известно о том, что «Сбер» вел переговоры о покупке около 30% одного из крупнейших российских онлайн-ретейлеров Ozon. Однако впоследствии, как выяснил Reuters, переговоры зашли в тупик. В сентябре в материалах, поданных в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC), Ozon сообщил, что расторг соглашение о намерениях, заключенное между компанией, ее основными акционерами и Сбербанком. По условиям этого соглашения в случае нарушения обязательств Ozon должен выплатить Сбербанку сумму в размере 1 млрд руб.

Ранее, летом 2019 года завершилось десятилетнее партнерство «Яндекса» и Сбербанка и разрушились планы по совместному созданию «российского Amazon». В рамках «развода» стороны разделили активы — «Яндекс» выкупил у Сбербанка 45% «Яндекс.Маркет», а тот, в свою очередь, приобрел у ИT-холдинга его долю в «Яндекс.Деньги». Основной причиной прекращения сотрудничества называлась растущая конкуренция между экосистемами компаний.

Анна Левинская, Мария Лисицына

Тематики: Финансы, Web

Ключевые слова: слияние поглощение, электронная торговля, Сбербанк