Московский аккорд. На дилерском рынке Северной столице

Столичный сотовый дилер «Телефон.ру» объявил планы по развитию своей сети в Петербурге. Это станет первым проявлением интереса к местному розничному рынку со стороны московских дилерских компаний за последние пару лет – основные столичные игроки закрепились на нем достаточно давно. Однако вряд ли кто-то в ближайшее время рискнет повторить этот шаг – дилерский рынок в Северной столице сейчас крайне конкурентен.

Компания «Телефон.ру» основана в 1995 году в Москве и сейчас работает еще в десяти субъектах Федерации. В столице компания специализируется на торговле через интернет-сайт Telephone.ru, а в регионах развивает полноценные сети, в частности, в Самаре у дилера насчитывается более 15 салонов. В Петербурге «Телефон.ру» появился в 2003 году. На первом этапе компания использовала ту же модель, что и в Москве, и сосредоточилась на продвижении своего интернет-магазина на новом рынке. Однако осенью 2004 года в рамках программы по поддержке бренда «Телефон.ру» в Северной столице был открыт первый магазин рядом с пешеходной зоной на Большой Московской ул. (см. выпуск новостей от 11 октября 2004). В конце прошлого года двери посетителям открыл еще один салон на Сенной площади.

Вчера, 24 мая, компания анонсировала свои планы по активизации на розничном рынке. По планам, к началу следующего года сеть «Телефон.ру» в Северной столице увеличится на 20 магазинов – сейчас в распоряжении дилера находится 10 салонов, большинство из которых было открыто в течение последних двух месяцев. Открытие каждого нового салона обойдется игроку в $15-25 тыс., в зависимости от размеров помещения и его месторасположения. Таким образом, общий объем инвестиций можно оценить в районе $300-500 тыс.

Наблюдатели рынка двояко оценивают шаг «Телефон.ру» по развитию торговой сети в Северной столице. С одной стороны, для компании это логичный шаг – в отличие от Москвы сегмент онлайновой торговли «трубками» в Петербурге только развивается, с другой – компания выходит на весьма насыщенный рынок.

Сейчас в первопрестольной, по некоторым оценкам, можно насчитать около 100 виртуальных дилеров, и наиболее раскрученные магазины в день продают несколько десяток "трубок". В Москве среди ведущих игроков, помимо «Телефон.ру», который, по некоторым оценкам, контролирует 15-20% онлайновых продаж, интернет-представительства ведущих дилерских сетей и специализированные компании. В Петербурге количество онлайновых магазинов и продаж в день значительно ниже. Среди других заметных игроков на этом рынке наблюдатели выделяют сайты сетей "Телеком Поинт", "Связной", "Диксис", "Евросеть". Надо отметить, что «Телефон.ру» появился в Петербурге одновременно с еще одним крупным столичным онлайновым игроком – Sotino.ru, но последний фокусируется только на интернет-продажах.

Что касается «реального» розничного рынка, то он отличается высокой конкуренцией: как известно, сейчас, по оценкам аналитиков, уровень проникновения сотовой связи в Северной столице приближается к 100%, а ведущие места продаж за собой прочно закрепили крупные игроки. Ситуацию усугубило понижение дилерских вознаграждений со стороны сотовых операторов в начале апреля, которое поставило ряд сетей на грань выживания (см. выпуск новостей от 31 марта 2005).

Однако руководство компании «Телефон.ру» считает, что возможности для развития на петербургском рынке не исчерпаны. «Выход нашей компании на петербургский рынок в этот период не случаен. В условиях возрастающей конкуренции и снижения маржинальности бизнеса свое положение могут укрепить серьезные игроки, вкладывающие в развитие значительные средства, проводящие грамотную маркетинговую политику и предоставляющие качественный сервис для своих клиентов», - прокомментировала директор петербургского филиала компании «Телефон.ру» Светлана Дьякова. Основная ставка в рознице, по ее словам, будет сделана на высокие стандарты качества обслуживания клиентов и оригинальные маркетинговые ходы. В частности, в «Телефон.ру» любой посетитель сможет получить консультацию по моделям мобильных телефонов и цифровых устройств, а в ряде салонов будут установлены специальные бесплатные интернет-терминалы (они сейчас работают в трех салонах компании). С их помощью возможно бесплатно получать информацию о стоимости и наличии на рынке требуемых моделей мобильных терминалов и цифровой техники. Кроме того, «Телефон.ру» сделает ставку и на зарекомендовавшие себя приемы, включая широкий ассортимент телефонов и цифровых устройств. «Петербургский потребитель является одним из самых требовательных клиентов. Согласно статистике, прежде чем купить телефон, он обходит в два раза больше магазинов, чем покупатели в Москве и в других регионах. Наша основная задача – чтобы его финальным выбором стал «Телефон.ру».», - говорит Светлана Дьякова.

Напомним, что «Телефон.ру» является не единственной столичной компанией, которую привлек петербургский рынок. Правда, остальные московские игроки поспешили закрепиться на нем сразу же после выхода сюда второго GSM-игрока ОАО «Мобильные ТелеСистемы», который вызвал бурный рост количества абонентов и изменение дилерской политики со стороны бывшего монополиста сотовой связи – ЗАО «Северо-Западный GSM» (сейчас Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон»). Первым в Петербурге появился «Диксис» (его салон был запущен в Гостином дворе даже еще до появления в городе МТС). Чуть позже - "Диаманд-Телеком" и "БетаЛинк". Последними в Северной столице появились «Связной» и «Евросеть».

Однако сейчас возобновление интереса москвичей или любых других игроков к петербургскому рынку вряд ли возможно, и пример «Телефон.ру» скорей всего станет исключением. Это мнение подтверждает неудачный опыт некоторых столичных сетей (из Петербурга, например, ушел «Анарион», несмотря на то, что ему в прошлом году удалось открыть здесь 15 салонов; свои салоны продал Union Telecom) и отсутствие текущего интереса к местному рынку у других крупных столичных компаний. В частности, в свое время, о планах выхода в Петербург объявляли «Техмаркет» и «Альт-Телеком», но сейчас, по словам их представителей, это не является для них интересным. Единственным потенциальным новым игроком может стать компания Divizion, которая сейчас активно развивает свои сети по регионам России (на Северо-Западе она действует, например, в Калининграде). Как сообщили корреспонденту spbIT.ru в пресс-службе Divizion, в планах компании стоит Петербург, однако дата запуска пока не называется.

Автор: Михаил Северов.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети, Финансы

Ключевые слова: