Виртуальный синдром. Дилеры мечтают стать сотовыми компаниями

Дилерская компания "Евросеть" вынашивает планы по созданию в России виртуального оператора федерального уровня. Министерство информатизации и связи уже выдало дилеру разрешение на создание опытной зоны. Кто из действующих сотовых игроков возьмет "Евросеть" в партнеры, пока неизвестно. Сам дилер не раскрывает информацию о том, что именно собирается создавать, однако не сомневается в успехе задуманного проекта.

Mobile Virtual Network Operator (MVNO), оператор виртуальной сети мобильной связи, -- компания, предоставляющая услуги сотовой связи, но не имеющая собственного радиочастотного ресурса и сотовой сети. В принципе, MVNO являются, с одной стороны, перепродавцами услуг сотовой связи, так как они выкупают трафик оптом у действующих операторов и подключают уже своих абонентов по своим собственным тарифам, а следовательно, с другой стороны, становятся их прямыми конкурентами.

       В Европе MVNO составляют достаточно серьезную конкуренцию другим сотовым операторам, таким компаниям не нужно тратить деньги на развертывание собственной сети, ее развитие и поддержание технологической инфраструктуры. В РФ этот рынок находится еще в стадии становления. Компании "Евросеть" и Tele2 одни из первых заявили о своем желании стать так называемыми виртуальными операторами. Причем у каждой из этих фирм свои причины для начала деятельности в этом сегменте. Желание "Евросети" выйти на рынок MVNO можно рассматривать как необходимость диверсификации собственного бизнеса, а небольшой оператор Теле2 таким способом мог бы выйти на стратегически важный столичный рынок, работать на котором самостоятельно компания не может ввиду отсутствия лицензии.

       Между тем развитию MVNO в России препятствует неопределенность статуса виртуального оператора с законодательной точки зрения. Ведь для предоставления услуг сотовой связи необходима соответствующая лицензия. В настоящий момент Министерство информатизации и связи готовит подзаконный акт об MVNO, который предположительно будет принят к концу этого года. Предполагается, что компаниям, желающим заняться виртуальным сотовым бизнесом, будет выдаваться лицензия на право предоставления услуг связи "без частотного присвоения". Другими словами, компании, получившие такую лицензию, смогут продавать услуги сотовой связи, но не смогут строить свои собственные сети. В конце февраля ЗАО "Евросеть" получило от министерства разрешение на проведение работ по созданию и исследованию опытной зоны MVNO.

       Между тем, что именно собирается создавать "Евросеть" в компании, держат в тайне. Как сообщила руководитель отдела по связям с общественностью компании "Евросеть" Татьяна Гуляева, будущий виртуальный оператор в данный момент занят строительством опытной зоны. "По решению Мининфорсвязи мы будем в течение полугода строить опытную зону, поэтому о скором запуске услуг в коммерческую эксплуатацию говорить пока рано". С кем из GSM-операторов в рамках этого проекта собирается сотрудничать "Евросеть", госпожа Гуляева сообщить отказалась, сославшись на договор о неразглашении. При этом крупнейшие российские сотовые компании в свою очередь не стесняются говорить о том, что пока не планируют создавать на основе своих сетей каких-либо виртуальных операторов.

"К нам уже обращались несколько компаний, желающих сотрудничать по этому вопросу. Однако, пока не будет принят закон и прописаны все условия, говорить о тесном сотрудничестве с кем-то в этом направлении рано. К тому же мы уже работаем с такими компаниями, как "Голден телеком" и Equant", -- сообщила Ъ пресс-секретарь компании "Вымпелком" Юлия Остроухова. Директор департамента по связям с общественностью компании "МТС" Павел Нефедов также сослался на неясность нормативной базы по этому вопросу -- до тех пор пока регулятор рынка не сделает необходимых шагов в данном вопросе, компания считает нецелесообразным начинать работу с виртуальными операторами. "В случае принятия необходимых нормативных документов мы не исключаем возможности сотрудничества с компаниями в данном вопросе, но прежде всего с теми, кто сможет обеспечить достаточно большой трафик и охват аудитории, которую мы сами по каким-либо причинам не можем привлечь самостоятельно", -- сообщил господин Нефедов. "Нас могло бы заинтересовать предложение, оформленное в виде бизнес-плана и открывающее доступ к какому-то новому сегменту рынка", -- сообщил Ъ директор по связям с общественностью ОАО "Мегафон" Андрей Климов.
 
Осторожность, с которой представители операторов отзываются от перспективах MVNO, легко объяснима. Если мотивы, по которым Tele2 и "Евросеть" стремятся получить статус "виртуального оператора" прозрачны, то причины, по которым это должно быть интересно реальным операторам, не столь очевидны. Более того, на первый взгляд сама по себе модель виртуального сотового бизнеса -- купить услуги оптом и продать в розницу -- кажется довольно абсурдной. Прежде всего непонятно, зачем операторам "большой тройки" предоставлять сторонним компаниям свою сетевую инфраструктуру. Ведь таким образом операторы собственными руками будут создавать себе конкурентов. Кроме того, /плохо понятно/, за счет чего сами MVNO собираются привлекать абонентов. Ведь если виртуальный оператор станет продавать услуги дешевле, чем реальный, то это будет невыгодно ни первому, ни второму. "Создание таких операторов уместно лишь в том случае, если компания не в состоянии продать свои услуги самостоятельно", -- говорит директор по связям с общественность ОАО "Вымпелком" Михаил Умаров. Однако итоги работы сотовых компаний в 2004 году продемонстрировали отсутствие у них каких-либо затруднений с продажами услуг.
 
Напомним, что за прошлый год прирост абонентской базы в России составил 34 млн человек. "Действительно, представить себе успешную бизнес-модель виртуального оператора, если перед глазами картина стремительно растущего рынка, довольно сложно. Прирост сотовых абонентов в России продолжается, и операторы еле-еле успевают увеличивать емкость своих сетей. Между тем, по расчетам аналитиков, около 20% мирового сотового трафика уже в ближайшие годы будет продаваться через MVNO. Операторы понимают, что не все выгодно делать самим", -- считает председатель наблюдательного совета Теле2 в России Юрий Домбровский.

Сторонники виртуальной модели указывают, что, продав оптом свои услуги сторонним компаниям, операторы могли бы здорово сэкономить на расходах по привлечению абонентов и их обслуживанию. Рекламную активность в этом случае пришлось бы проявлять виртуальным операторам, а хозяевам инфраструктуры достаточно было бы осуществлять только техническую поддержку своих сетей. Однако стоимость привлечения одного абонента (показатель SAC) у операторов "большой тройки" стремительно падает. Так, у "Мобильных телесистем" этот показатель снизился с $24 на конец 2003 года до $19 на конец 2004 года. За тот же период SAC "Вымпелкома" также существенно снизился с $19,3 до $13,9. При этом, по прогнозам отраслевых аналитиков, SAC в ближайшее время продолжит снижаться и без вмешательства виртуальных операторов.

Самый богатый опыт работы с так называемыми виртуальными операторами на сегодняшний день имеет "Мегафон-Москва". Оператор сотрудничает по этому направлению с целым рядом столичных компаний, которых можно поделить на дилеров и операторов. Причем, как сообщили в "Мегафоне", лучше всего дела идут именно у операторских фирм, которые параллельно со своими услугами продают и сотовый сервис на основе сети "Мегафон-Москва". В частности, де-факто в роли MVNO выступает крупный столичный коммерческий оператор фиксированной связи "Центральный телеграф" (ЦТ), предлагая услуги безлимитной сотовой связи под брэндом "Мегател". Другим наземным оператором столицы, которого также можно назвать MVNO, является компания "Матрикс Телеком", предоставляющая сотовый сервис под брэндом "Матрикс Мобайл". Обе компании ориентируются на сегмент бизнес-телефонии, предоставляя своим клиентам дополнительную услугу в виде сотовой связи. По словам руководителя отдела корпоративных продаж и обслуживания "Мегафон-Москва" Евгения Пикерсгиля, наземные операторы, по сути, только арендуют так называемую последнюю милю, а для дальнейшей связи уже используют собственную инфраструктуру. "Подобное партнерство позволяет нам получить доход с минимальными операционными затратами", -- сообщил господин Пикерсгиль. Например, предоставляя последнюю милю наземному игроку, сотовому оператору нет необходимости заниматься вопросами интерконнекта (организация и оплата звонков в чужие сети). По данным Ъ, петербургские операторы тратят на это более $100 млн в год. Еще одной фишкой сотовой связи от ЦТ и "Матрикс Мобайл" являются более дешевые по сравнению с "Мегафон-Москва" тарифы на дальнюю связь.

Тем не менее опыт "Мегафон-Москва" показывает, что рынок MVNO все же жестко сегментирован и вряд ли может быть массовым. По данным Ъ, виртуальные абоненты "Мегафон-Москва" составляют всего 1% от всей столичной абонентской базы оператора. Член совета директоров финского MVNO Cubio Communications, обслуживающего в Финляндии 15 тыс. абонентов, Андрей Михайленко также считает, что удел виртуальных операторов -- работа с "нишевыми" клиентами, подстраивать под которых свои предложения компаниям с многомиллионными абонентскими базами дорого и неинтересно. "Наш сегмент -- это молодежь и иностранцы-роумеры. У Cubio есть собственная инфраструктура и каналы связи, поэтому мы можем предложить интересные тарифы на роуминг и дальнюю связь", -- говорит господин Михайленко. Впрочем, даже несмотря на то что Cubio является операторской компанией, Андрей Михайленко оценивает виртуальный сотовый бизнес как сложный и низкодоходный. Вероятность же успеха дилеров, не имеющих своей структуры связи на операторском поприще, и вовсе кажется сомнительной. Например, в дилерской фирме Divizion, которая на базе "Мегафон-Москва" в середине апреля этого года стала предоставлять услуги сотовой связи, не скрывают, что для компании это больше промоушен-акция, нежели бизнес.

Впрочем, "Евросеть" уже предприняла усилия для того, чтобы при создании MVNO в числе ее услуг была "фишка", отсутствующая в арсенале сотовых компаний. В частности, в ЗАО "Евросеть", созданном специально под проект MVNO, 49% акций принадлежит ЗАО "ТМ САТ", являющемуся представителем и сервис-провайдером спутниковой компании Thuraya Satellite Telecommunications (Объединенные Арабские Эмираты). При этом "ТМ САТ" имеет лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой связи Thuraya и продает свой сервис, используя в качестве абонентского оборудования телефоны, способные передавать голос как в стандарте Thuraya, так и в стандарте GSM. Это обстоятельство вполне может позволить "Евросети" занять нишу пользователей, которым требуется телефонная связь вне зоны действия существующих в России GSM-сетей. Правда, для этого компании предстоит еще заручиться поддержкой какого-либо невиртуального оператора.

Тематики: Мобильная связь, Торговые сети

Ключевые слова: