Российский рынок мобильного контента – требуется регулирование

23-24 июня 2005 года в Москве прошел Международный бизнес-форум "Mobile content. Мир мобильного контента". Впервые на одной дискуссионной площадке для диалога и обмена опытом собрались более 700 специалистов - участников рынка дополнительных услуг сотовой связи: операторы, контент- и сервис-провайдеры, агрегаторы и правообладатели контента, разработчики и интеграторы систем.

Российский рынок мобильных дополнительных услуг (VAS) начал активно формироваться в 2002 году, а в 2004 году его рост стал взрывообразным, и сейчас все его участники заинтересованы в скорейшем появлении правил, регулирующих его развитие. Ассоциация операторов сетей третьего поколения (3G) приняла решение о проведении в 2005 году масштабного исследования с целью выработки рекомендаций для участников рынка по оптимальным бизнес-моделям. Также Ассоциация ведет деятельность по внедрению мобильного ТВ – прогнозируется, что число его пользователей в мире до 2010 года вырастет больше чем в 50 раз. Россия может занять до четверти этого рынка.

Ожидаемое удвоение объема рынка VAS в 2005 году оценивается тем не менее как замедление роста. Прошедшие круглые столы Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента и агентства IKS-Сonsalting выявили неготовность больших и малых игроков равноправно вести дискуссии о перспективах рынка и консолидироваться. Операторы "большой тройки", активно участвуя в Форуме, предложили разные модели развития. Так, "Мобильные ТелеСистемы" намерены реализовать широко распространенную в Японии и Европе модель мобильного портала i-mode. "МегаФон" будет развивать собственный портал для продвижения своих сервисов, качество которых может гарантировать, и расширять сотрудничество с агрегаторами. "ВымпелКом" унифицирует правила работы со всеми контент-провайдерами и развивает собственный сервис "Хамелеон". Потребуется время, чтобы сегодняшняя модель распределения доходов между операторами и контент-провайдерами в пропорции (в среднем) 50/50 пришла к соотношению 15/85, дав новый импульс развитию рынка. Активную роль в развитии VAS будут играть новые игроки – виртуальные операторы мобильной связи (MVNO), и их доля будет расти.

Пленарное заседание "Авторское право: пиратство и мошенничество" показало, насколько неурегулированными остаются отношения между правообладателями и контент-провайдерами. Ситуации, когда компании или лица заявляют, что им принадлежат 150% прав на контент, при всей абсурдности встречаются в реальности… Большой объем документального обеспечения авторских и смежных прав и неурегулированные отношения между правообладателями часто оказываются сдерживающим фактором для законного использования контента и поводом для пиратства, мошенничества и судебных разбирательств.

Семинары и заседания Форума дали участникам возможность познакомиться с опытом успешных проектов в мобильном маркетинге, изучить особенности организации интерактивных медиа-проектов, внедрения новых услуг и продуктов. Обилие форм интерактивных мобильных проектов начинает сегментироваться. Стремительно растет количество рингтонов и реалтонов, логотипов и картинок, игр и "приколов", а в проектах знакомств количество перерастает в качество, как, например, у компании "Никита Мобайл" с Java-проектом "CITY. Город знакомств". Возможно, вслед за эпидемией игровых автоматов следует ждать популярности проектов Mobile Casino и Jackfon. Благодаря креативным и инновационным решениям рынок мобильного контента в России развивается, но будет ли на нем через несколько лет 80 000 игроков, как сейчас в Японии, против сегодняшних 200, определяют правила игры, которые вырабатываются, в том числе и на таких форумах.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Web

Ключевые слова: