Сотовые подключения: в ожидании «яблочного» сезона

Сентябрь 2008 года не принес рынку сотовой связи кардинальных изменений. В отличие от прошлого года сотовые операторы не стали акцентировать внимание на старте учебного сезона и выводить специальные школьные и студенческие предложения. Маркетинговая активность операторов в сентябре в целом была достаточно низкой как в общероссийских масштабах, так и в региональных. Наблюдатели связывают пассивность игроков рынка с ожиданием выхода на рынок России iPhone и приуроченных к этому тарифов и рекламных кампаний. Несмотря на это по темпам прироста абонентской базы в России сентябрь оказался более успешным, чем предыдущий месяц. Петербург в очередной раз отметился сменой лидера по доле в общем приросте, а кроме того, лидера по продажам стартовых контрактов.

По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России концу сентября 2008 года достигло 179,54 млн, увеличившись с конца августа 2008 года на 2,24 млн: на конец августа текущего года количество абонентов составляло 177,3 млн. Таким образом, прирост абонентской базы в сентябре вернулся к среднему уровню первых двух летних месяцев, когда этот показатель составлял 2,8 млн (июнь) и 2,05 млн (июль) (см. новость раздела «Сотовые» от 9 сентября 2008 г.). Лидерство же по приросту так и осталось за июлем текущего года. При этом, напомним, значительный спад уровня прироста был отмечен в августе: в последний летний месяц 2008 года прирост составил всего 1,55 млн. 

Уровень проникновения сотовой связи в России увеличился к концу сентября 2008 года до 123,7 %, тогда как в августе этот показатель равнялся 122,1 %, в июле – 121,1 %, в июне – 119,1 %, в мае – 117,7 %, а в апреле – 116,6 %. Таким образом, увеличение в сентябре текущего года составило 1,6 %, что значительно больше показателя августа, когда проникновение увеличилось на 1 %. Однако уровня июля текущего года, когда проникновение увеличилось на 2 %, сентябрьский показатель не достиг. Отметим, что в прошлом, 2007 году, сентябрьские показатели также не были ни рекордными, ни провальными (см. новость раздела «Сотовые операторы» от 31 октября 2007 г.).

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец сентября 2008 года составил, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, 29,927 млн и 10,219 млн соответственно. Увеличение абонентской базы составило 471 тыс. (Москва) и 124 тыс. (Петербург). Напомним, что на конец августа текущего года эти показатели равнялись 29,456 млн и 10,095 млн соответственно, увеличение абонентской базы составило 249 тыс. (Москва) и 163 тыс. (Петербург). на конец июля текущего года эти показатели равнялись 29,207 млн и 9,932 млн соответственно, при этом увеличение абонентской базы составило в июле 235 тыс. и 216 тыс. соответственно.

Проникновение же в столицах на конец сентября составило 176,2 % (Москва) и 161,2 % (Петербург). Показатели августа текущего года – 173,5 % (Москва) и 159,2 % (Петербург), июля текущего года – 172,0 % и 156,6 %, июня текущего года – 170,0 % и 153,2 %, мая – 168,9 % и 150,0 % соответственно. Увеличение проникновения в столицах в сентябре составило 2,7 % (Москва) и 2,0 % (Петербург).

Таким образом, если для Первопрестольной сентябрь можно назвать месяцем весьма успешным, так как показатель увеличения проникновения в этом месяце оказался почти в два раза выше, чем в августе, то для Северной столицы начало осени принесло снижение темпов увеличения проникновения по сравнению с августом (2,6 %), июлем (3,4 %) и июнем (3,2 %). Несмотря на это «провальным» для Петербурга сентябрь все же не стал: например, в мае текущего года проникновение увеличилось на 1,3 %, в апреле – на 1,5 %, что ниже показателя сентября.

В сентябре 2008 года чистый прирост абонентской базы в России, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, распределился так. Разрыв между двумя компаниями, получившими наиболее весомые доли в приросте, несколько увеличился: если в августе он составлял 0,1 %, то в сентябре – 2 %. При этом лидеры поменялись местами: в августе первое место по приросту занимал «МегаФон», а «Билайн» держался на втором, в сентябре «Билайн» потеснил «МегаФон» с первого места. Так, на долю «ВымпелКом» пришлось 37 % в приросте, на долю «МегаФона» - 35 %. Напомним, что до сентября «МегаФон» держался на лидирующей позиции пять месяцев подряд, а августовский показатель доли в общем приросте был значительно выше сентябрьского – 43,9 %.

«ВымпелКом», активно увеличивающий долю в приросте с мая текущего года, продолжил показывать положительную динамику, хотя и несколько снизил темпы увеличения доли в общем приросте: с 10,7 % в августе до 6,9 %. Напомним, что в мае текущего года доля этого оператора составляла 7,7 %, в июне – 22,3 %, в июле – 33,1 %, в августе – 43,8 %.

МТС, стабильно терявшие долю в приросте в последние месяцы, а в августе вообще продемонстрировавшие отрицательный прирост в федеральном масштабе, в сентябре значительно поправили ситуацию и вышли на третье место с 18 %. Что касается других операторов, для них сохранилась тенденция последних месяцев: доля этих игроков рынка в общем приросте постепенно уменьшается – с 12,3 % в августе до 10 % в сентябре.

В итоге к концу сентября 2008 года абонентская база операторов «большой тройки» в России выглядела так: количество абонентов МТС по России составляет 61,882 млн (прирост за месяц – 425 тыс.), что позволило вернуться и даже превысить показатель июля текущего года после августовского «провала». Количество абонентов «ВымпелКом» достигло 45,093 млн (прирост – 834 тыс.), «МегаФона» - 41,358 млн (прирост – 787 тыс.).

Рынок России в конце сентября 2008 года оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 34,5 % (потеря 0,2 %), ВымпелКом» - 25,1 % (прирост 0,1 %), «МегаФон» - 23,0 % (прирост 0,1 %). Доля остальных операторов осталась на уровне предыдущего месяца и составила 17,4 %. 

В Петербурге в сентябре 2008 года наблюдалось увеличение совокупной абонентской базы на 124 тыс. абонентов. Что касается прироста абонентской базы отдельных операторов в Северной столице, то тенденция ежемесячной смены лидера продолжилась: на этот раз наибольшую долю в приросте получил «ВымпелКом», уступивший в августе первое место МТС: на долю «ВымпелКом» пришлось 48,4 %, что на 17,7 % больше, чем в прошлом месяце в этого оператора. МТС оказались на втором месте с 20,9 % от общего прироста в Петербурге: снижение доли для этого оператора составило 17,7 %. Третье место сохранил за собой Tele2 – на его долю пришлось 15,9 %, что меньше августовских показателей на 1,5 %. «МегаФон» хоть и не смог догнать и обогнать Tele2, но долю свою увеличил на 4,2 %: доля «МегаФона» в приросте в сентябре – 13,4 %. «Скай Линк» же больше чем в два раза снизил долю в приросте по сравнению с августом текущего года: с 3,1 % до 1,4 %.

Доли петербургского рынка по итогам сентября 2008 года в результате распределились так: «МегаФон» занимает 34,2 % (уменьшение на 0,3 %), МТС – 30,3 % (уменьшение 0,1 %), «Билайн» - 19,5 % (рост 0,4 %), Tele2 – 13,7 % (без изменений), «Скай Линк» - 2,3 % (без изменений). Напомним, что в августе доли распределялись так: «МегаФон» занимал 34,5 % (уменьшение на 0,4 %), МТС – 30,4 % (рост на 0,1 %), «Билайн» - 19,1 % (рост 0,2 %), Tele2 – 13,7 % (рост 0,1 %), «Скай Линк» - 2,3 % (без изменений).

В сентябре 2008 года количество проданных контрактов сотовых операторов по Петербургу и Ленинградской области, по оценкам spbIT.ru, увеличилось до 219 тыс., что ниже показателя предыдущего месяца. При этом, как показывает результат оценочного анализа продаж ведущих дилерских сетей, в Северной столице в сентябре 2008 года впервые за несколько предыдущих месяцев сменился лидер: им стал «Билайн» с 38,6 %. МТС, ранее занимавшие первое место, в сентябре оказались на втором с 35,8 %. «МегаФон» остается на третьем месте с 15,1 %, а Tele2 - на четвертом с 8,9 %. Доля же «Скай Линк» составила 1,5 %. Отметим, что эти данные не абсолютны и основаны на анализе результатов лишь крупнейших сетей без учета субдилеров и небольших дилерских сетей и одиночных салонов, а также офисов операторов. 

Что касается маркетинговой активности операторов, то сентябрь 2008 года начался с того, что «Билайн» последним из «большой тройки» запустил в Петербурге сеть «третьего поколения» в коммерческую эксплуатацию (см. новость дайджеста раздела «Билайн» от 2 сентября 2008 г.). На момент старта работало 150 базовых станций во всех районах города, что обеспечивало покрытие более 40 % территории Петербурга. Сеть построена на оборудовании Ericsson.

Еще одной инициативой «Билайн» стал анонс вывода на рынок конвергентных услуг в рамках интеграции компаний «Голден Телеком» и «Корбина Телеком». Так, прежде всего, это услуга FMC, которая объединяет фиксированную и мобильную связь в единую корпоративную телефонную сеть клиента с единым планом внутренней нумерации, коротким набором, льготной тарификацией звонков внутри корпоративной сети и МГ/МН-связи. Кроме того, клиентам предлагается ряд решений, предусматривающих скидку на тот или иной вид услуг или пакеты услуг (см. новость раздела «Билайн» от 3 сентября 2008 г.).

МТС в начале сентября также пошли на достаточно серьезный шаг – реструктуризацию маркетингового блока в федеральных масштабах. В частности, в рамках преобразований в региональных подразделениях «МТС Россия» были введены должности коммерческих директоров по розничному и корпоративному рынку, в ведении которых находятся вопросы оперативного управления продажами, развития продуктов и услуг, повышения лояльности абонентов и совершенствования качества обслуживания (см. новость раздела МТС от 3 сентября 2008 г.).

10 сентября 2008 года оператор сотовой связи МТС запустил сразу два предложения, ориентированных на абонентов, использующих дальнюю связь. Во-первых, оператор объявил о расширении услуги «Всегда как дома». Теперь предложение позволяет абонентам МТС, путешествующим по России, совершать вызовы на телефоны МТС Петербурга и Ленинградской области, а также отправлять SMS-сообщения по «домашнему» тарифу без роуминговой наценки. Кроме того, 10 сентября МТС изменили размер роуминговой составляющей на всех тарифных планах. В рамках акции стоимость ряда услуг, а именно – входящих и исходящих вызовов на номера МТС и телефоны операторов фиксированной и подвижной связи Петербурга и ЛО, а также прослушивание сообщений «Голосовой почты», вызовы на номер 0885 и SMS-сообщения - составила 4,45 рубля с учетом НДС (см. новость раздела МТС от 5 сентября 2008 г.).

ОАО «МегаФон» также в начале сентября текущего года запустил акцию «Настройся на скоростной Интернет», в рамках которой абонентам оператора предоставлялось 10 Мбайт интернет-трафика. Кроме того, оператор значительно снизил стоимость оборудования для высокоскоростной передачи данных в сетях третьего поколения (см. новость раздела «МегаФон» от 2 сентября 2008 г.).

Оператор сотовой связи Tele2 в первой декаде сентября запустил в Петербурге новый тарифный план «Свои люди», ориентированный на многоговорящих абонентов. По его условиям абоненты получают 8 часов бесплатных разговоров в сутки на все входящие и исходящие вызовы внутри «домашней» сети (см. новость раздела Tele2 от 9 сентября 2008 г.).

9 сентября 2008 года «Мобильные ТелеСистемы» в рамках развития 3G в Петербурге запустили технологию HSUPA (High Speed Upload Packet Access), которая значительно увеличивает скорость передачи данных в направлении от абонентского терминала к базовой станции по сравнению с базовыми скоростями стандарта 3G/WCDMA (см. новость раздела МТС от 10 сентября 2008 г.).

«Скай Линк», не слишком активный в сентябре текущего года, в середине месяца открыл в мобильном каталоге медиаприложений новый раздел «Энциклопедия», в котором размещены видеоролики о жизни великих людей (см. новость раздела «Скай Линк» от 16 сентября 2008 г.). Однако одной из самых значимых инициатив «Скай Линк» стало открытие в Петербурге нового канала дистрибьюции: мобильное оборудование компании с середины сентября можно приобрести не только в фирменных магазинах или в салонах традиционных дилеров, но и на автозаправочных комплексах сети Aero (см. новость раздела «Скай Линк» от 23 сентября 2008 г.).

«МегаФон Северо-Запад» в середине сентября запустил в Петербурге услугу «Ваш новый номер», ранее запущенную в Московском регионе. Услуга адресована абонентам, сменившим номер, и позволяет сохранить контакт со знакомыми, у которых сохранился лишь прежний номер абонента (см. новость раздела «МегаФон» от 17 сентября 2008 г.). Чуть позже, во второй половине месяца, «МегаФон Северо-Запад» запустил акцию, направленную на продвижение услуг мобильного интернет-доступа. В рамках программы «1 Мбайт за 1 рубль», которая продлится до 22 ноября 2008 года, абоненты «МегаФона» в Северо-Западном регионе могут воспользоваться сервисом «Мобильный Интернет» на льготных условиях: 1 рубль за 1 Мбайт (см. новость раздела «МегаФон» от 24 сентября 2008 г.).

Автор: Алена Журавлева.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: Билайн, МТС, GSM, МегаФон