Изъятие контрабанды: телефоны в дефиците – продавцы в выигрыше?

После того, как на прошлой неделе силовыми структурами на московской таможне была изъята крупная партия нелегально ввезенных мобильных телефонов, последствия этого инцидента ощутили на себе все участники рынка, в том числе и в Петербурге. Многие дилерские сети ощущают острую нехватку товара, а цены за прошедшее время выросли примерно на 20%. По мнению наблюдателей рынка, если кризис затянется, рост цен может составить до 50%, при этом к первоначальному уровню цены на мобильные терминалы могут так и не вернуться. Такое развитие ситуации может сыграть на руку ритейлерам – ведь они давно мечтали о согласованном повышении цен.

Вкратце напомним развитие событий. 16 августа управление «К» Министерства внутренних дел РФ произвело арест крупной партии контрабанды. Как сообщил «Коммерсант», милиция задержала 300 тонн телефонов, что составляет примерно миллион штук. Значительность этой партии аппаратов для рынка становится понятна, если сравнить ее с данными информационно-аналитического агентства «Сотовик», которые также приводит «Коммерсант»: по подсчетам специалистов агентства "Сотовик" за один месяц в московском регионе продается в среднем 600 тыс. мобильных телефонов, а по всей России реализуются в среднем 2,3 млн аппаратов в месяц. Таким образом, МВД изъяло почти полугодовой запас товара для дилеров. По данным того же издания, получателями сотовых телефонов выступали компании, зарегистрированные, как правило, по утерянным паспортам, а от них трубки поступали на склады крупных оптовиков. Среди последних «Коммерсант» упоминает компании «Северен», "Ультра Стар" и Sota-Online. А реализовывалась продукция, поступавшая по перекрытым каналам, через розничные сети компаний "Евросеть", «Дикис», "Связной", "Бета Линк", Divizion и "Телефон.ру".

Рынок отреагировал на такую ситуацию практически мгновенно: розничные цены на мобильные телефоны стали повышаться, а ассортимент в большинстве салонов сократился. Причем в Петербурге эти явления наблюдались не менее ярко, чем в столице. Так, уже к 19 августа цены в большинстве салонов выросли на 15-20%, некоторые наиболее востребованные модели исчезли с прилавков, а продавцы сетей, испытывающих проблемы с наличием товара, стали закупать его в розницу у конкурентов. Как признаются работники торговых точек, так поступают, например, сотрудники салонов «Евросеть». В результате в магазинах тех компаний, которые не были затронуты напрямую арестом партии мобильных терминалов, вводятся дополнительные ограничения на продажу. Например, в сети «Телефорум» не реализуют более двух аппаратов в одни руки, а цены с 19 августа здесь также выросли примерно на 10% – судя по всему, дефицит начинают испытывать все участники рынка.

При этом представители дилерских компаний по-разному комментируют данную ситуацию, но почти во всех высказываниях прослеживаются достаточно любопытные тенденции. Так, руководитель службы по связям с общественностью компании «Диксис» Татьяна Москалева сообщила: «Магазины работают в нормальном режиме. Поскольку на общерыночном уровне цены поднимаются, мы отслеживаем ситуацию и корректируем ценообразование в своих магазинах». А PR-менеджер северо-западного филиала компании «Евросеть» Ирина Хабчик отмечает: «На сегодняшний день рынок испытывает дефицит. Поэтому и телефоны в нашей сети подорожали на 15-20%, хотя дефицит на рынке возник еще с конца июля. Однако если смотреть на продажи последних дней в Петербурге, то в нашей сети спрос не падает, или его падение незначительно». При этом Ирина Хабчик не отрицает закупок товара представителями компании «Евросеть» в розничных сетях конкурентов: «Это нормальная практика, когда телефоны закупаются на внутреннем рынке, часто у компаний, которые торгуют не только в розницу, но и оптом. Однако так как и другие дилеры испытывают дефицит, если мы что-то и закупаем, то закупки эти несущественные». По мнению г-жи Хабчик, сложная ситуация на рынке может затянуться на неопределенный срок, и привести к достаточно печальным последствиям. «Сколько продлится дефицит у игроков, прогнозировать сложно - все зависит от того, когда появятся телефоны на внутреннем рынке. Однако данная ситуация может привести к активизации "чемоданного рынка", то есть ввоза мелких партий телефонов частными лицами», - отмечает она.

В петербургском филиале сети «Связной» сообщили, что в салонах этой компании ощущается некоторый недостаток товара практически во всех ценовых сегментах. Также представители компании отметили, что повышение цен происходит в целом по рынку, и «Связной» не будет исключением. Среди мер, принимаемых для частичной нейтрализации дефицита, игроки называют, помимо поднятия цен и закупок у конкурентов, перераспределение товара среди собственных точек.

Как отмечают наблюдатели, ситуация, которая сложилась на рынке сотового ритейла, может привести к различным последствиям: стагнации рынка, активизации ввоза несертифицированного оборудования и др. Однако у этой медали есть еще одна сторона, особенно значимая для рынка Северной столицы. По некоторым оценкам, рынок сотовых телефонов в Петербурге составляет примерно 125 тыс. аппаратов в месяц с оборотом $18-20 млн, то есть средняя цена продаваемого телефона составляет $150. При этом торговая надбавка на основную часть аппаратов в розничных сетях колеблется в пределах 10-20%. Как известно, участники петербургского рынка сотовых телефонов уже довольно давно стараются упорядочить ценообразование – так, по неподтвержденным данным, имели место попытки заключения картельных соглашений, в рамках которых игроки хотели согласовать неуклонно снижающийся уровень цен. Тем не менее, в силу различных причин, в первую очередь – разной политики и рыночных интересов компаний – все усилия по стабилизации цен и увеличению маржинальности успеха не имели.

В результате создания дефицита цены стали расти по всему рынку стихийно, причем возможно, что уровень повышения на 20% - не окончательный. Так, по прогнозам управляющего розничной сетью компании «Телефорум» Игоря Алехина, при продолжении кризиса рост цен может составить 50%. Трудно представить, что дилеры, так долго мечтавшие увеличить маржу, откажутся от такого подарка судьбы в лице МВД. Ведь повышая цену на аппарат на 20%, дилер увеличивает торговую надбавку примерно в три раза. Скорее всего после насыщения рынка товаром снижения цен не произойдет, или оно будет незначительным. Косвенным подтверждением такого сценария развития событий являются дружные заявления представителей дилерских сетей, которые практически в один голос утверждают, что повышение цен является общерыночной тенденцией. Это говорит о том, что игроки склонны списать повышение цен на телефоны не на изъятие телефонов и связанный с этим дефицит, а на объективное требование рынка. Так что, скорее всего, не приходится ожидать возвращения прежних цен на мобильные телефоны.

Возможно, это приведет не к стагнации рынка, а к увеличению спроса в ближайшее время и поддержанию дефицита в дальнейшем, что также сыграет на руку дилерам, которым удастся поддерживать высокий уровень продаж. Правда, при расчете возможных прибылей ритейлеров стоит учитывать фактор налогообложения на официально ввозимые в Россию сотовые телефоны. Так, по данным ИД «Коммерсант», мобильные телефоны, ввозимые на территорию РФ, облагаются таможенной пошлиной в размере 20%, при этом также взимается налог на добавленную стоимость в размере 18%. Однако не стоит наивно полагать, что отныне 100% импортированных аппаратов будет ввозиться по «белым» схемам, а также не следует забывать, что и ранее значительная часть телефонов проходила официальную процедуру растамаживания.

Автор: Юрий Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети, Оборудование, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: