Петербургский "Хэппилэнд" автоматизировали. В соответствии с общей концепцией

В петербургском офисе корпорации "Хэппилэнд", производителя слабоалкогольных и безалкогольных напитков, завершился очередной этап внедрения корпоративной информационной системы. Ее установка проходила одновременно во всех российских офисах корпорации. В августе в эксплуатацию были запущены модули планирования производства, транспорта и управления заявками. В ближайших планах отдела корпоративных систем "Хэппилэнд" - разработка модулей управления складом, управления взаимоотношений с клиентами, управления персоналом.

Корпорация «Хэппилэнд» – один из ведущих игроков российского слабоалкогольного рынка, разработчик и производитель слабоалкогольных и безалкогольных напитков, владелец ряда популярных слабоалкогольных и безалкогольных брэндов национального уровня («Казанова», «Трофи», Ice Dog и др.) по лицензии британской компании IBB производит продукцию под брендами Red Devil, Jaguar, Manchester, Trance. Завод «Хэппилэнд» был запущен летом 2003 года. Его суммарная мощность - 32 млн дал готовой продукции в год. По итогам прошлого года оборот корпорации "Хэппилэнд" составил $150 млн. По сравнению с 2003 годом он увеличился на 36%. Общий штат компании – 1,2 тыс. человек. По итогам первого полугодия этого года «Хэппилэнд» занимает порядка 28% российского слабоалкогольного рынка. В настоящее время корпорация имеет несколько офисов – в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных российских городах, а также производственный комплекс в Твери. У петербургского офиса корпорации, в основном, сбытовые функции. В нем работает 250 человек, автоматизировано на данный момент 50 рабочих мест.

Как сообщили в пресс-службе компании "Хэппилэнд", внедрение корпоративной информационной системы было начато еще в 2003 году. Этот шаг является частью стратегического плана развития корпорации, и его необходимость была продиктована, прежде всего, расширением бизнеса «Хэппилэнд», повлекшим за собой значительное увеличение документооборота. До этого корпорация не располагала единой информационной системой, существовали лишь различные учётные программы, и, в частности, использовался набор программ фирмы 1С, в который входили "Бухгалтерия", "Торговля и склад", "Зарплата и кадры".

Поскольку сроки внедрения корпоративной системы были очень сжаты, минимизировать риски внедрения было решено, используя максимально типовые решения, а поэтому основой для КИС послужила система 1С. «Мы совершенно осознанно приняли платформу 1С, приняли приложения Microsoft, включая сервер MS SQL – 2000. Это принципиальное решение: никаких модных или уникальных технологий, никаких редких решений, пользователь должен быть готов к работе с системой, - отмечает начальник отдела корпоративных систем корпорации «Хэппилэнд» Анатолий Курочкин. - Пожалуй, только одно решение у нас индивидуально: программное обеспечение ANTOR LogisticsMaster для управления транспортом. Наша система не использует каких-либо уникальных сервисов поставщиков услуг, единственное, что нам нужно, нормальные каналы связи, где-то мы арендуем оптику, а где-то радиоканал».

Основа корпоративной информационной системы «Хэппилэнд» - система «1С: Предприятие», версия 7.7. При создании системы приоритетом стало решение ряда вопросов, связанных с бизнес-процессами торговых предприятий, их описание и использование возможностей платформы 1С для их реализации. Отдельной задачей стало развертывание системы в филиалах, в том числе и в петербургском офисе. Первоначально ставилась задача сделать так, чтобы система оперировала едиными понятиями и терминами, поэтому часть отдела программирования занималась внедрением корпоративных стандартов, таких как стандарт ведения номенклатуры, стандарт складов, затрат и т.п. Всё наполнение и сохранение подобных справочников происходит исключительно в центральном московском офисе. Для того чтобы эта информация своевременно доставлялась в филиалы, существует так называемая "скриптовая машина". Она не имеет отношения к платформе 1С, но управляет центральной 1С-базой данных корпорации. Задачи этого ПО - соблюдение графика обмена и рассылки необходимых документов между филиалами (базами) и доставкой аналогичных документов в центр. «Таким образом, обеспечивается оперативное получение достоверной информации в любом филиале. Например, любой клиент завода почти мгновенно получает информацию о произведённых отгрузках, о товарах в пути. Или, наоборот, сотрудник филиала, оформляя заявку на продукцию, знает о возможности прохождения его заявки по всей цепи реализации», - сообщила директор по связям с общественностью корпорации "Хэппилэнд" Юлия Фалькевич.

Одной из наиболее полно реализованных задач стало представление информации для центрального офиса. В первую очередь, это касается так называемого веб-терминала, отчёты с которого пользуются большим спросом и объединяют информацию по всем базам с учётом различных критериев и фильтров. Веб-терминал реализован на наборе соответствующих технологий, включая PHP и инструмент получения информации Transact-SQL. Аналитики используют в своей работе OLAP-кубы (Microsoft Analysis Services), которые тоже используют информацию центральной базы. Таким образом, условно технологически КИС делится на систему ввода («1С» с собственной конфигурацией), систему обмена («скриптовая машина») и систему отображения (SQL, PHP, MS Analysis Services).

В разработке корпоративной системы принимало участие пять программистов. Они также решали задачи сопровождения существующих решений, тестирования, разработки алгоритмов, технических заданий, обучения, внедрения корпоративных стандартов. В настоящее время корпорация «Хэппилэнд» использует серверы на базе Intel и процессоры Dual Xeon.

Прежде чем начать устанавливать корпоративную информационную систему, проведен ряд испытаний на возможность работы многочисленных пользователей и масштабируемость баз данных. После этого было принято решение применять типичные технические решения, не привязываясь к конкретной платформе. В качестве серверов баз данных было принято решение установить двухпроцессорные компьютеры и RAID-массивы. Особое внимание было уделено настройке сетевого оборудования.

Первый этап работ по внедрению КИС предусматривал разработку единой конфигурации баз данных на удалённых объектах и разработку корпоративных учётных стандартов. Кроме этого, на начальном этапе модуль приобрёл необходимую функциональность и частично был внедрён контур финансового управления.

К настоящему времени часть корпоративной системы, включая также модули планирования производства, транспорта и управления заявками, уже работает. По словам Анатолия Курочкина, по мере необходимости она будет дополняться новыми модулями. «Говорить о полном внедрении корпоративной системы пока еще рано: корпорация "Хэппилэнд" постоянно растёт, развивается и система соответственно также будет расширяться. В ближайших планах отдела информационных систем - разработка модулей управления складом, управления взаимоотношений с клиентами, а также модулей управления персоналом. Также пока нельзя сказать, что в корпорации создано единое информационное пространство: КИС создавалась под чёткие задачи консолидации информации, поэтому правильнее использовать термин "распределённая база данных". Фактически любой пользователь, в любом филиале может получить всю необходимую по роду обязанностей информацию», - прокомментировал Анатолий Курочкин.

В петербургском офисе используется почти весь набор функционала КИС. В первую очередь, это модули учёта продаж, модули работы с клиентами и обмена, модуль транспортного учёта, часть модулей планирования и веб-терминал. В дальнейшем, как в московских офисах, так и в петербургском подразделении компании, планируется установить модули поддержки взаимоотношений с клиентами.

Автор: Алексей Колянов.

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: