Социальные сети — большие, но бедные

В уходящем году социальные сети были обречены. Обречены на то, чтобы исчерпать возможности для экстенсивного роста и перейти к росту интенсивному. В самом деле, аудитории социальных сетей и Интернета в России уже практически сравнялась, и дальше у социальных сетей практически нет шансов обогнать рост собственно Рунета. Тем не менее, за время своего сверхбыстрого роста социальные сети успели по популярности сравняться с универсальными порталами — или даже обогнать их.

Несмотря на рост популярности, социальные сети пока не до конца научились зарабатывать. Самая простая и понятная модель заработка — на рекламе. С «Одноклассниками» начал работать «Бегун», но трех прошедших недель пока слишком мало, чтобы говорить об успешности или безуспешности такого сотрудничества. Хотя, надеяться на его высокую доходность, скорее всего, не приходится — пока никто размещать рекламу в соцсетях не научился. Очевидно, для этого требуются какие-то нестандартные инструменты: MySpace, например, пришлось запустить собственную рекламную сеть.

Впрочем, зарабатывать рекламой пока не получается. Зато получается — и вполне понятным способом, как показали дейтинговые службы, — платными сервисами. Поэтому соцсети вводят платные сервисы самого разнообразного свойства. Сеть «Вконтакте», например, запустила службу платных подарков. Facebook виртуальные платные подарки принесли в 2008 году около тридцати пяти миллионов долларов (окончательная цифра с учетом традиционного рождественского бума подлежит уточнению). Кроме того, «ВКонтакте» появился сервис объявлений — сам по себе он бесплатен, но, заплатив деньги, можно поместить свое объявление в списке выше прочих. Также можно поднять себе рейтинг, который, в свою очередь, влияет на позицию в странице выдачи поиска. В общем, помимо рекламы, «ВКонтакте» выбрал смешанную модель монетизации. С одной стороны — деньги за дополнительные услуги, с другой — чисто дейтинговое «поднятие анкеты за СМС».

Одноклассники платят за все

Несколько по другому пути пошли «Одноклассники». «Одноклассники» не устают придумывать разнообразные платные услуги. За некрупную сумму можно стать невидимым, поставить Ленке из 11 «Б» пятерку с плюсом, или застраховать фотографию «Я и Эйфелева башня» от низких оценок. Президент сети Никита Шерман полагает, что в будущем платные сервисы в структуре доходов компании будут составлять более 50%.

Развитие «Одноклассников» шло своим чередом до тех пор, пока не было принято беспрецедентное для Рунета решение — брать деньги за активацию новых аккаунтов. Формально оно преследовало цели борьбы со спамом. Эффект получился достаточно внушительным. Во-первых, некоторые «отцы Рунета» выступили с разгромными заявлениями в адрес «Одноклассников». Это и понятно — никто в России еще не заставлял пользователей всерьез платить за возможность пользоваться популярным ресурсом. Это решение вызвало протест и бойкот, который, правда, прошел незамеченным. Однако очевидно, что шаг «Одноклассников» имеет очень далеко идущие последствия — хорошо это или плохо, но новые пользователи сети, которые в нее, несомненно, придут, как и приходят сейчас, через «Одноклассников», с первых же дней приучатся и подготовятся к тому, чтобы платить в Интернете. В то же время, мировой опыт показал, что следует быть весьма и весьма осторожным в таких вопросах. Сайт classmates.com — прототип «Одноклассников» — был подвергнут ряду судебных разбирательств. Дело в том, что стандартное письмо «Ваш одноклассник нашел Вас и просит зарегистрироваться» при платной регистрации приобретает совсем другой оттенок. Если информация ложная (нашел не одноклассник), то, по крайней мере, с точки зрения американского законодательства, ситуация совсем неоднозначна.

Попытки монетизации, предпринятые в уходящем году, пока не выстраиваются в простую и понятную систему. Тем не менее, крупнейшие соцсети нашли свои подходы к монетизации — гибрид фейсбуковской модели и дейтинговых методов — и, скорее всего, в 2009 году (особенно с учетом острой необходимости хотя бы в кризисные времена наконец-то начать зарабатывать), нас ждет «парад монетизаций».

Николай Двас

Тематики: Маркетинг, Web

Ключевые слова: маркетинг, онлайн, акция, мероприятия, конференция, тарифы , блог, веб, интернет-магазин