МТС набирает "Телефон.ру". Оператор приценивается к сотовому ритейлеру

Совет директоров МТС 5 февраля обсудит стратегию оператора на рынке сотового ритейла. Один из вопросов - возможность участия МТС в капитале ЗАО "Телефон.ру", управляющего сетью одноименных салонов. МТС уже заручилась согласием Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на покупку ритейлера, но на компанию претендует еще один оператор "большой тройки" — "МегаФон".

Заседание совета директоров МТС намечено на 5 февраля, на нем планируется обсудить стратегию развития оператора на рынке сотового ритейла. Один из вопросов повестки заседания — участие МТС в капитале сети "Телефон.ру", рассказали "Ъ" несколько источников, знакомых с ходом переговоров. Источник, близкий к "Телефон.ру", утверждает, что речь идет о сумме "чуть более $100 млн" за всю компанию.

Совет директоров МТС действительно запланирован на четверг, подтверждает директор департамента по связям с общественностью Елена Кохановская, добавляя, что в повестке есть вопрос о развитии собственной розницы оператора. Она отказалась уточнить детали, оговорившись, что "существует несколько сценариев" и "вариантов инвестпрограммы". PR-директор компании "Телефон.ру" Людмила Игнатьева отказалась от комментариев.

"Телефон.ру" объединяет 512 салонов продаж. Выручка по итогам 2008 года 13,3 млрд руб. (около $540 млн). Кредиторская задолженность перед банками — $26 млн. По данным компании, ее доля в общем объеме продаж сотовых телефонов составляет 4%. 50% акций принадлежит инвестгруппе "Русские фонды", 50% — физическим лицам.

В конце прошлого года ФАС одобрила ходатайство МТС на покупку ритейлера, но окончательного решения о его приобретении оператор еще не принял. "Телефон.ру", по сути, последняя розничная сеть, которая "не пристроена" ни к одному из сотовых операторов. По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, бизнес "Телефон.ру" хорошо структурирован, кроме того, ритейлер имеет самую низкую на рынке долговую нагрузку. "Актив отойдет к тому оператору, кто быстрее примет решение",— уверен господин Муртазин.

За "Телефон.ру" действительно предстоит побороться. Интерес к сети проявляет еще один оператор "большой тройки" —активно включившийся в развитие ритейла "МегаФон". На прошлой неделе совет директоров оператора проводил заседание с аналогичной повесткой, на котором "принципиально одобрил" возможные приобретения в ритейле. Основной интерес "МегаФона" — сеть "Цифроград", дочерняя компания оператора "Соник Дуо" уже получила в дар одну акцию ритейлера, которая дает "МегаФону" приоритетное право на покупку оставшихся долей "Цифрограда". Разрешение на покупку сети уже подано в ФАС, говорит источник "Ъ" в ведомстве. Директор по связям с общественностью "МегаФона" Марина Белашева вчера подтвердила "Ъ", что оператору "по-прежнему интересен "Телефон.ру"".

МТС не первый раз ведет борьбу за активы в сотовой рознице. Оператор несколько месяцев вел переговоры о покупке пакета крупнейшего игрока на этом рынке — "Евросети". Но в октябре 100% этой компании за $1,25 млрд (с учетом долга в размере $850 млн) купил бизнесмен Александр Мамут, затем продав 49,9% "Евросети" "Вымпелкому" за $226 млн. После президент МТС Михаил Шамолин пообещал, что количество точек продаж оператора должно быть таким, чтобы "более чем компенсировать движение конкурентов в ритейл". Для достижения этой цели оператор сейчас договаривается со второй по размеру розничной сетью "Связной" о том, чтобы ритейлер оказывал консультационные услуги по развитию монобрендовой розницы МТС. На конец декабря у МТС было более 1,7 тыс. точек продаж, еще 580 салонов (по данным на февраль) должны перейти под бренд МТС по франчайзинговому соглашению с сотовым ритейлером "Беталинк", которое оператор заключил в октябре прошлого года. Если МТС договориться с компанией "Телефон.ру", то количество ее салонов вплотную приблизится к отметке 3 тыс. (у "Евросети" на данный момент 4,9 тыс. салонов связи в России).

Управляющий директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко оценивает "Телефон.ру" в сумму порядка $70 млн. "Сейчас лидеры на рынке продуктового ритейла "Магнит" и Х5 торгуются по мультипликаторам 4EBITDA, это при том, что эти компании публичны и имеют международную аудированную отчетность, заоблачная стоимость сотовиков объясняется высокой конкуренцией и боязнью операторов проиграть борьбу за контролируемый канал розницы",— говорит он.

Анна  Балашова, Владимир  Лавицкий

Тематики: Мобильная связь, Торговые сети

Ключевые слова: Билайн, МТС, GSM, МегаФон, Евросеть, Техносила, Белый Ветер, сеть магазинов, торговые сети, Tele2, Связной