Вечный студент российской школы приватизации

18 сентября национальный телефонный холдинг "Связьинвест" отметит 10-летие. К этой знаменательной дате правительство РФ подготовило телефонному холдингу весьма своеобразный подарок в виде проекта указа о приватизации ОАО "Связьинвест".

Строго говоря, у "Связьинвеста" несколько "дней рождений". Отраслевое министерство впервые публично озвучило идею создания национального телефонного оператора еще в 1994-м. Тогда в недрах министерства связи РФ родился крупномасштабный проект модернизации безнадежно устаревшей телекоммуникационной инфраструктуры "федеральной сети связи общего пользования". 10 октября 1994 года Борис Ельцин подписал указ об организации "Инвестиционной компании связи". Однако официально общество было зарегистрировано 18 сентября 1995 года.

В уставный капитал "Связьинвеста" были переданы контрольные пакеты акций почти 89 региональных предприятий электросвязи, закрепленных в федеральной собственности. Так на свет появился один из крупнейших в мире телефонных холдингов. В тот момент дочерние компании "Связьинвеста" контролировали порядка 90% всей телекоммуникационной инфраструктуры в стране.

Де-факто холдинг создавался для реализации 2 главных задач. Во-первых, в ходе последующей приватизации компании планировалось "выручить максимум средств при минимальных вложениях". А во-вторых, нужно было показать всему миру перспективность российской отрасли связи (которая в середине 1990-х годов находилась в катастрофически плачевном состоянии). Впоследствии появилась и третья важнейшая цель: разрушить "традиционные" схемы приватизации, когда победитель аукциона определялся до начала торгов.

Первый же аукцион по "Связьинвесту", состоявшийся в декабре 1995 года, обнажил противоречивость самой идеи приватизации отечественного телекоммуникационного сектора.

С одной стороны, правительство декларировало необходимость передачи общества в руки "эффективного частного собственника". С другой стороны, "Связьинвест" был и остается стратегическим предприятием, обслуживающим сотни тысяч линий "спецпотребителей" - силовых министерств и ведомств. В ту пору силовики прекрасно помнили пример иракской армии, в которой для управления войсками использовалась "новейшая американская техника". В 1991-м, перед самым началом "Бури в пустыне", иракская армия осталась без связи и была практически парализована.

Еще одним камнем преткновения были и остаются "социально-ориентированные тарифы". На прошлой неделе Владимир Путин назвал "вакханалией" нынешние тарифы на транспорт, ЖКХ и связь. Как и 10 лет назад, власти хотят быть хорошими перед электоратом за счет связистов.

В декабре 1995-го в конкурсе, на который был выставлен блокпакет акций "Связьинвеста", участвовали такие "голиафы" мирового рынка связи, как France Telecom, Deutche Telecom и US West. Но победу в торгах одержал итальянский концерн Societa Finanziaria Telefonica per Azioni (STET), который изъявил готовность заплатить за 25% акций плюс 1 акцию предприятия $ 640 млн. и дать гарантию, что в течение 2 последующих лет инвестирует в развитие российской отрасли связи еще $ 770 млн. В декабре 1995 года, после победы на думских выборах коммунистов, STET разорвал сделку по формальному поводу (якобы из-за нечетко прописанной процедуры перечисления денег).

На самом деле после отставки Анатолия Чубайса с поста первого заместителя премьер-министра у итальянцев появились вполне обоснованные сомнения в приверженности руководства страны политике приватизации и реформ. STET потребовал зафиксировать в инвестиционном договоре наиболее острые вопросы: тарифного регулирования, взаиморасчетов между региональными компаниями и "Ростелекомом", а также участия итальянцев в реальном управлении телефонным холдингом. Не получив требуемых гарантий, иностранный инвестор предпочел отказаться от сделки.

В июле 1997-го в число соучредителей "Связьинвеста" все-таки вошла частная компания. Победителем аукциона по продаже блокпакета акций холдинга стал кипрский офшор Mustcom Ltd., за которым стоял консорциум в составе "Онэксимбанка", "Ренессанс-капитала", Deutsche Morgan Grenfell, Morgan Stanley Asset Management и фонда Джорджа Сороса Quantum Fund. Проигравшим участником конкурса стала компания "ТелеФАМ Б.В", учрежденная группами "Мост" и "Альфа", банком CSFB и испанской Telefonica de Espana SA.

При стартовой цене $ 1,18 млрд. Mustcom Ltd. предложил $ 1,875 млрд., а его конкурент - $ 1,71 млрд.

"На аукционе 25 июля 1997 года были вскрыты два конверта, - пишет Борис Ельцин в "Президентском марафоне". - В конверте Гусинского была означена сумма меньшая, чем в конверте Потанина. И эта разница стоила нам двух жесточайших правительственных кризисов и, возможно, одного финансового".

Продажа еще 25% акций минус 2 акции "Связьинвеста" была намечена на 16 октября 1998 года. Стартовую цену пакета определили в размере $ 1,035 млрд. Но из-за экономического кризиса (и, как следствие, резко ухудшившейся рыночной конъюнктуры) торги были отложены. С тех пор продажа ценных бумаг "Связьинвеста" неизменно фигурирует в первоочередных планах правительства. Обсуждаются различные варианты и формы приватизации, но воз, что называется, и ныне там.
1999 год выдался для "Связьинвеста" особенно богатым на события.

В марте Александр Браверман, и.о. министра государственного имущества (МГИ) РФ, выступил с любопытной инициативой реализации акций холдинга. Господин Браверман предложил продать "Связьинвест" населению - путем выпуска конвертируемых облигаций. По подсчетам МГИ, россияне хранили "в чулках" от $ 30 млрд. до $ 50 млрд. Как пояснил Александр Браверман, "мы хотим более активно начать работать с населением, с точки зрения привлечения средств".
Той же весной появились сообщения, что Джордж Сорос, возможно, выйдет из "Связьинвеста", который финансист в своей книге "Кризис глобального капитализма" назвал "самым худшим вложением денег за всю профессиональную карьеру".

Летом истек двухгодичный мораторий на отчуждение активов Mustcom Ltd., и Сорос начал выкупать доли у остальных участников консорциума. Впоследствии финансист перепродал весь офшор американскому предпринимателю Леонарду Блаватнику.
В апреле 1999-го к продаже "Связьинвеста" подключился Герман Греф (занимавший в ту пору пост первого зам. министра госимущества). Любопытно, что в 1998 году Герман Греф, будучи председателем комитета по управлению городским имуществом СПб, выдвигался "Связьинвестом" в Совет директоров "Санкт-Петербургского междугородного международного телефона". Однако после того, как г-н Греф отказался действовать на основании доверенности, он лишился поддержки мажоритарного акционера "междугородки" и не набрал необходимого количества голосов. По иронии судьбы, вскоре управленцам холдинга самим потребовалась поддержка господина Грефа.

Осенью 1999-го новым гендиректором "Связьинвеста" стал Валерий Яшин, который с 1979 года руководил городской телефонной сетью Северной столицы. Как пояснил Герман Оскарович, "инициатива смены главы "Связьинвеста" исходила от премьер-министра РФ Владимира Путина и была согласована с заинтересованными ведомствами".
В 2000 году новая команда управленцев холдинга, заручившись поддержкой руководства отраслевого министерства, приступила к реорганизации "Связьинвеста". В ходе реформы, продолжавшейся до 2003 года, 72 региональных оператора связи были объединены в 7 межрегиональных компаний связи (МРК) по территориальному признаку. Правительство решило отложить дальнейшую приватизацию холдинга "до завершения реорганизации отрасли".

В августе 2003 года акции "Связьинвеста" вновь были включены в план приватизации на 2004 год. Однако министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что аукцион состоится не ранее 2005 года, поскольку "компания приносит стабильный доход и никакой нужды торопиться с ее продажей нет".
С тех пор чиновники неоднократно рапортовали о скорой приватизации холдинга. Между тем, официально ни разу не были названы ни сроки аукциона по "Связьинвесту", ни структура сделки, ни прочие условия. Нет точной информации о том, какой пакет будет выставлен на продажу, будет ли продаваться "Ростелеком", каковы будут требования к участникам, как будет обеспечиваться контроль государства за компанией и, наконец, какова будет стартовая цена.

"Уже в течение нескольких лет "Связьинвест" постоянно "продают", причем называются и сроки продажи, и доля продаваемых акций. При этом утверждается, что информация получена из проверенных источников. На все это могу ответить, что, прежде чем решать когда, надо поставить вопрос: как? Выставляя холдинг на продажу, необходимо учесть интересы всех вовлеченных в процесс участников, прежде всего государства и населения, - сказал Валерий Яшин в недавнем интервью корпоративному изданию "Связьинвест". - А вопросов - море, и первостепенные из них следующие: как и кем будет обеспечиваться безопасность государства, кто и как будет заниматься связью на Севере, Дальнем Востоке, в Сибири, кто продолжит телефонизацию села? И это лишь небольшая часть вопросов..."

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: