Круглый стол IP-News: «Будущее рынка магистрального IP-транзита»

24 сентября 2009 года портал IP-News провел круглый стол, посвященный рынку магистрального IP-транзита. Будущее рынка оценили топ-менеджеры магистральных операторов и провайдеров ШПД.

На днях в отеле Holiday Inn состоялся круглый стол информационного портала IP-News,  посвященный будущему рынка магистрального IP-транзита. В дискуссии приняли участие топ-менеджеры магистральных операторов связи, руководители крупных мультисервисных операторов и провайдеров ШПД. Они обсудили перспективы рынка IP-транзита в свете последних тенденций, в числе которых -  снижение CAPEX (capital expenditures, капитальные затраты) у магистральных операторов на фоне роста трафика, развитие открытой пиринговой политики крупнейших контент-провайдеров и локальных операторов ШПД и значительного расхождения в стоимости IP-транзита в мегаполисах и на остальной территории России.


С приходом экономического кризиса аналитики стали говорить о снижении CAPEX у крупных магистральных операторов. При этом рост IP-трафика, для транзита которого используются их каналы, не прекратился – что, по прогнозам экспертов, может кардинально изменить ситуацию на магистральном рынке.


По мнению участников круглого стола, на сей раз аналитики дали не слишком точную оценку: кризис не заставил магистральных операторов радикально сократить расходы на развитие и эксплуатацию сетей. «В начале года многие операторы действительно задерживали CAPEX, – напомнил Вадим Вахрушин, исполнительный директор компании «Наука-Связь». - Но к осени объем инвестиций должен начать расти: игроки магистрального рынка будут стремиться наверстать упущенное и инвестировать по максимуму. В частности, сама «Наука Связь» именно осенью приступит к расширению международных каналов связи».


«Несмотря на кризис, в этом году инвестиции «Старт Телекома» в развитие и модернизацию сети на Северо-Западе были максимальными», - поделился с участниками дискуссии коммерческий директор Северо-Западного филиала компании Сергей Бирюков. Возможное снижение CAPEX у крупнейших игроков магистрального рынка привлекает внимание клиентов к игрокам «второго эшелона», что, безусловно, идет на пользу «Старт Телекому», - пояснил г-н Бирюков.


Игорь Акименко, директор по развитию компании «Раском», так прокомментировал сегодняшнее состояние рынка IP-транзита: «Нельзя сказать, чтобы магистральные операторы действительно снижали CAPEX. IP-трафик действительно растет, и, чтобы удовлетворять потребности клиентов, операторам приходится постоянно расширять каналы. Это недешевое удовольствие: запуск одной длины волны до точки присутствия в Скандинавии или в Западной Европе стоит сотни тысяч долларов. Но, несмотря на дороговизну, расширение пропускной способности идет обычными темпами: каналы емкостью 40 Гбит уже востребованы на рынке. Еще год – и появятся 100Гбитные каналы».


«Ни мы, ни наши конкуренты не сокращали CAPEX», - поддержал мнение г-на Акименко представитель RETN Константин Киселев.


Генеральный директор компании «Прометей» Роман Венедиктов также считает оценку аналитиков спорной. По его словам, ни TeliaSonera, ни «Ростелеком» и «ТрансТелеком» не свернули ни одного из своих проектов в связи с кризисом. Более того, компании не отказались и от развития новых решений.


«Сокращение затрат затронуло, в основном, провайдеров «последней мили»: они перестали инвестировать в будущие проекты и начали активно осваивать уже имеющиеся, - прояснил ситуацию Владимир Веденеев, технический директор магистрального оператора GlobalNet. - Игроки рынка IP-транзита продолжили развиваться в обычном темпе, в то время как провайдеры ШПД вынуждены были отказаться от долгосрочных планов». До кризиса, пояснил г-н Веденеев, многие петербургские операторы «последней мили» строили сети «на будущее» - от момента сдачи сети до ее запуска мог пройти год. Теперь же, когда финансовые возможности таких компаний ограничены, приоритетным стало освоение уже имеющихся активов. «Рост IP-трафика, с которым приходится иметь дело магистральным операторам, во многом обусловлен и новой стратегий провайдеров ШПД: расширение сетей в уже покрытых районах резко увеличило объем передаваемых данных», - уверен Владимир Веденеев.


Развитие открытой пиринговой политики крупнейших контент-провайдеров тоже привлекло внимание участников круглого стола, так как данный тренд, по прогнозам экспертов, в перспективе может изменить структуру российского магистрального рынка. На сегодняшний день российские операторы имеют возможность напрямую получить трафик как минимум трех популярных ресурсов: Google, «Яндекс» и «ВКонтакте».


«Решение «ВКонтакте» последовать примеру «Яндекса» и Google и организовать прямой пиринг со всеми желающими весьма разумно, - оценил ход Андрей Гук, генеральный директор компании ОБИТ. - «ВКонтакте» необходима развитая связность, чтобы пользователи имели качественный доступ к ресурсам социальной сети в любой точке России, а в перспективе – и всего мира». Переход к открытой пиринговой политике не сократит прибыль «ВКонтакте», считает г-н Гук: сеть получает деньги не от продажи своего трафика операторам.


«Рано или поздно, к этой модели придут все генераторы контента такого масштаба: затраты на поддержание связности для таких ресурсов невелики по сравнению с прочими расходами», - развил тезис г-на Гука Игорь Акименко. На определенном этапе многие генераторы контента отказываются от услуг отдельного оператора и берут расширение связности в свои руки. В то же время магистральные операторы не останутся не у дел: «Наша задача – дать генераторам трафика качественные каналы за разумные деньги», - подчеркнул г-н Акименко.


В целом, тема пиринга на круглом столе оказалась одной из центральных, причем обсуждение затронуло как вопросы обмена трафика операторов и контент-провайдеров, так и перспективы Internet Exchange (IX).


Катализатором дискуссии по этому поводу оказался недавний инцидент: 23 сентября 2009 года операторы ОПГ разорвали пиринговые соглашения с компанией «РТКомм». Причиной разрыва стали льготные цены на трафик, которые «РТКомм» предложил «ВКонтакте». Летом этого года социальная сеть покинула дата-центр одного из членов ОПГ, компании «ВымпелКом». Напомним, предметом разногласия между «ВымпелКомом» и «ВКонтакте» стал переход последнего к открытой пиринговой политике: в качестве контрмеры оператор в разы повысил для ресурса цены на трафик.


В первую очередь, депир ударил по ресурсу «ВКадре» - собственному видеохостингу социальной сети. В результате разрыва соглашений об обмене трафиком между операторами ОПГ и «РТКомм», скорость доступа к медиаконтенту «ВКонтакте» для большинства российских пользователей значительно снизилась.


«Реакция ОПГ на пиринговую политику «ВКонтакте» закономерна», – считает г-н Вахрушин. По его словам, таким образом члены группы защищают свои интересы: исторически, ОПГ стремилась к тому, чтобы брать за свои услуги деньги как с потребителей, так и с производителей контента.


Антон Виноградов, коммерческий директор «Северен-Телеком», считает, что такая ситуация может пошатнуть позиции «ВКонтакте» и, в первую очередь, дочернего ресурса социальной сети - видеохостинга «ВКадре». Если один из операторов ОПГ воспользуется ситуацией и выведет на рынок сервис аналогичный «ВКадре», но более стабильный, то такой сервис может переманить к себе большую часть аудитории конкурента. Как отметил г-н Виноградов, ценовая политика ОПГ сейчас такова, что многие ресурсы операторам выгоднее получать на точках обмена трафиком LINX и DE-CIX, чем от членов отдельной пиринговой группы.


Игорь Акименко согласился с г-ном Виноградовым: «Европейские IX – лондонский LINX, франкфуртский DE-CIX, амстердамский AMS-IX, - сейчас растут и становятся все более привлекательными для российских операторов. Сейчас европейские каналы продолжают дешеветь, и, с увеличением объемов контента, доступного через IX, присутствие на точках обмена трафиком приобрело особую популярность среди российских операторов».


Однако, на цену трафика влияет и другой фактор, согласились участники дискуссии. В отличие от других государств, где стоимость транзита не слишком зависит от географического фактора, в России разница в ценах между регионами и мегаполисами колоссальна. И причина, по мнению участников круглого стола, очевидна: если Москву и Петербург соединяет большое количество магистралей высокой емкости, то за пределами крупных городов таких магистралей единицы – если они вообще есть. В результате, магистральные операторы вынуждены повышать цены как минимум для того, чтобы окупить построенную сеть. Дороговизна IP-трафика за пределами Петербурга и Москвы сказывается и на стоимости ШПД для конечного пользователя. Так, транзит Москва-Лондон оказывается на порядок дешевле, чем Москва-Самара, несмотря на сравнимые расстояния.


Ситуацию может изменить только рост спроса на трафик в регионах, полагает г-н Веденеев: «Как только местные клиенты будут готовы купить достаточно емкие каналы, магистральные операторы начнут активно бороться за новую аудиторию. В целом, по развитию магистрального рынка регионы отстают от мегаполисов приблизительно на 5 лет – и должно пройти еще столько же, чтобы цены на пропуск трафика за пределами деловых центров сравнялись с сегодняшними в Москве и Петербурге».


«В отличие от большинства других стран, где спрос на трафик распределен по территории сравнительно равномерно, в России центры активности расположены компактно, и магистральным операторам нет смысла тратить астрономические суммы на строительство транснациональных линий, – солидарен с коллегой г-н Вахрушин. - Чтобы цены на трафик в регионах упали, необходимо, чтобы как минимум несколько компаний все же пошли на это, и создали магистрали, соединяющие европейскую часть России с Дальним Востоком».


Денис Крамаренко, коммерческий директор северо-западного филиала ОАО «Комстар-ОТС» уверен, что процесс уже идет. «Комстар-ОТС» активно прокладывает магистрали в регионы – равно как и конкурирующие «ВымпелКом» и «МегаФон». Достаточно скоро региональный рынок будет достаточно насыщен, чтобы цены на нем стали снижаться.


Участники круглого стола высказали предположение, что строительство дорогостоящих, но жизненно важных для развития российского рынка транзита транснациональных каналов может нуждаться в государственных дотациях. Тем не менее, даже без них в ближайшие годы рынок ждет качественный скачок: магистральные сети в регионах развиваются, и, с повышением предложения, вырастет и спрос на трафик.

 

 

 

Тематики: Интернет

Ключевые слова: Интернет, широкополосный доступ, пиринговые сети