"Билайн" занялся этикетом

С развитием высоких технологий и, в частности, мобильной связи в нашей стране остроту приобретают проблемы, о которых некоторое время назад никто не задумывался. Для обсуждения одного из таких вопросов крупнейший отечественный оператор сотовой связи ОАО "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") провел вчера, 9 ноября, в Петербурге "круглый стол" на тему "Мобильный этикет". В дальнейшем компания планирует провести серию подобных форумов, а также активизировать обсуждение данной темы в Интернете и среди пользователей сотовой связи.

На петербургский «круглый стол» были приглашены журналисты московских изданий и представители региональной прессы Северо-Запада. Также присутствовали представители топ-менеджмента оператора и общественные деятели. Интересно, что участники дискуссии провели параллель между ребрендингом «Билайн» и проявлением интереса к столь необычной области, как мобильный этикет. Напомним, что одним из основных заявленных отличительных моментов нового бренда стала дружелюбность, а также положительная эмоциональная нагрузка (см. выпуск новостей от 9 сентября 2005 г.). «Естественно предположить, что участие оператора в обсуждении вопросов «мобильного этикета» является имиджевым шагом, призванным подчеркнуть указанные составляющие нового имиджа «Билайн», - прокомментировал один из участников "круглого стола".

Формат форума предполагал обсуждение вопросов, касающихся моральных сторон пользования мобильной связью, и для дискуссии были представлены некоторые факты и рекомендации. Так, участники узнали о том, что в 2004 году оператор Vodafone в Ирландии впервые включил в справочники абонентов раздел «Этикет общения», а японский NTT DoCoMo основал первый в мире институт по изучению влияния мобильных технологий на общество. Основные исследования института затронут тему использования мобильных телефонов в современном обществе и мобильный этикет. В нынешнем году Сеульский департамент образования Южной Кореи инициировал внедрение в учебный план курс по этикету общения при помощи сотового телефона для школьников младших классов, а в 45 кинотеатрах и 13 театрах Украины начали транслировать видео- и аудиоролики о необходимости перевести свои мобильные телефоны в режим «без звука».

Были сформулированы и предложены к обсуждению следующие рекомендации пользователям мобильных аппаратов: владельцу следует изучить технические возможности своего телефона. В частности, в некоторых «трубках» предусмотрен звуковой сигнал в функциях «календарь» или «будильник», даже если установлен беззвучный режим. На некоторых моделях сигнал срабатывает даже при отключенном телефоне. Необходимо регулировать громкость звонка, устанавливать режим вибрации и отправлять SMS-сообщения. Кроме того, следует помнить, что существуют места, где необходимо выключать телефон: церкви, библиотеки, кинотеатры, театры, музеи, больницы и на борту самолетов. «Не забывайте отключать телефон во время концертов, свадьбы, выступлений, лекций. Настройте сервисы, которые всегда помогут оставить для вас сообщение, в случае если ваш телефон выключен, и вы всегда сможете прослушать голосовую почту, прочитать SMS-сообщение или перезвонить», - рекомендуют организаторы "круглого стола". Если же аппарат невозможно отключить, то лучше установить бесшумный режим, а при необходимости совершить звонок – выйти из помещения. «Не нужно кричать, чтобы быть услышанным собеседником. Мобильные телефоны в большинстве своем имеют чувствительные микрофоны. Говорите так же, как и в повседневной жизни с другими людьми или как при разговоре по домашнему телефону», - эта рекомендация уместна для пассажиров транспорта или людей, находящихся в общественных местах.

«У каждого человека есть свое личное пространство, уважайте его. Постарайтесь отойти, по меньшей мере, на 5 метров от ближайшего человека. В случае если это сделать невозможно, дождитесь более удобной ситуации и перезвоните собеседнику. Переполненные комнаты, туннели и переходы не место для ведения разговора по мобильному телефону. Если в закрытом помещении вам необходимо ответить на звонок, примите звонок, но не начинайте говорить, пока не выйдете из комнаты. Ничто не раздражает так сильно окружающих, нежели звонок телефона, на который вы не отвечаете, чтобы не начинать разговаривать в их присутствии. Не рекомендуется отвечать на звонки с помощью наушников (гарнитуры) при нахождении в переполненном помещении», - увещевают организаторы дискуссии.

Также рекомендуется быть вежливыми, беседуя по телефону, и разговаривать в уважительном тоне. Обсуждать вопросы, связанные с работой, в присутствии посторонних людей не только неприлично, но и является нарушением конфиденциальности бизнеса.

Одной из актуальных рекомендаций стало предложение не прерывать очную беседу ради разговора по мобильнику. «Если во время беседы раздался звонок, переадресуйте его на голосовую почту или автоответчик. В первую очередь для вас должен быть важен человек, с которым вы ведете очный диалог», - такую норму поведения предложили на "круглом столе".

Наконец, участники коснулись и вопроса дополнительных функций в телефоне: например, встроенной фотокамеры. «Использование встроенной камеры в телефонах стало уже проблемой. Уважайте частную жизнь других и не фотографируйте в тех местах, где невозможно было бы воспользоваться обычным фотоаппаратом, например, в галереях, обменных пунктах, на концертах или в туалетах. Спросите разрешения, прежде чем кого-либо сфотографировать», - эта рекомендация вовсе не является лишней в настоящее время.

Как рассказали организаторы "круглого стола", первым нормы поведения пользователя сотовой связи в 2000 году описал Дэн Бриоди (журналист The Guardian). С тех пор в индустрии сотовой связи произошли качественные изменения, и у абонентов появилось гораздо больше возможностей для общения с помощью мультимедийных сервисов, передачи данных, доступа в Интернет. «Более того, единых общепризнанных правил мобильного этикета по-прежнему не существует, и многие из нас вынуждены интуитивно определять для себя эти стандарты», - отмечают представители «Билайн».

В рамках развития обсуждения вопросов мобильного этикета оператор планирует провести серию подобных мероприятий, а также организовал конкурс «Билайн» «Повысим качество общения!». Целью конкурса стало стремление создать основу и описать предпосылки для формирования свода правил, применимых к определению качественного общения по мобильному телефону в России. Участниками конкурса «Повысим качество общения!» могут стать представители средств массовой информации Северо-Западного региона и Москвы. Для того чтобы принять участие в конкурсе, необходимо зарегистрироваться с помощью Интернета, пользуясь специальной формой на сайте Фонтанка.ру, или отправив SMS-сообщение на номер 8-906-275-55-55, с указанием фамилии, имени, отчества участника, номера мобильного телефона, названия издания и города.

Далее участники конкурса любым удобным способом (через специальную форму на Фонтанка.ру, путем отправки на указанный номер текстовых или мультимедийных сообщений) представляют истории, описания, аудио- или видеофрагменты, которые отображаются на сайте издания. Темой сообщений могут быть примеры с нарушениями правил мобильного этикета, новые пункты правил, идеи по продвижению этики общения по мобильному телефону среди населения и другие соображения о нормах пользования услугами сотовой связи. На сайте Фонтанка.ру при помощи голосования будут выявлены самые интересные и яркие идеи или наблюдения. Авторы пяти лучших сообщений получат призы: 1-е место – коммуникатор, 2 и 3-е место – мобильные телефоны, 4 и 5-е место - сувениры от «Билайн».

Автор: Юрий Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: