Дополнительные услуги озвучили. На Mobile VAS Conference

Вчера, 17 ноября 2005 года, в Санкт-Петербурге стартовала двухдневная конференция II Mobile VAS Conference («Дополнительные услуги мобильной связи»). Данное мероприятие проводится уже во второй раз. В конференции приняли участие представители российского и зарубежного рынка контент-провайдинга, операторов сотовой связи, производителей мобильных телефонов, компаний-правообладателей, аналитических и консалтинговых компаний и др. Первый день конференции был полностью посвящен аналитике сферы мобильного контента.

Решение о проведении II Mobile VAS Conference было принято по результатам первой конференции, которая прошла в Петербурге год назад. Тогда стало понятно, что подобное мероприятие следует сделать ежегодным. Для проведения II Mobile VAS Conference был выбран ноябрь, как активный бизнес-месяц, когда можно говорить о результатах бизнеса отдельных компаний и рынка за год. В докладах первого дня были рассмотрены вопросы и тенденции развития российского и зарубежного рынка мобильного контента.

Открыл конференцию блок докладов, посвященных сегодняшней ситуации на российском рынке и вероятным причинам спада спроса на мобильный контент у потребителей сотовой связи. В частности, управляющий директор компании I-Free Кирилл Петров, открывший своим докладом конференцию, высказал предположение о шести причинах снижения активности абонентов в данной области. Среди них: снижение моды на мобильный контент, отсутствие суперхитов, уменьшение количества новых подключений, негативный опыт от некачественного контента, пиратские каналы распространения услуг, а также общий спад индустрии развлечений. Подобные причины, как отметил Кирилл Петров, могут привести не только к дальнейшему спаду, но и к потере самого рынка. В связи с этим им были приведены способы восстановления ситуации и возобновления роста на рынке, среди которых можно выделить активизацию операторов мобильной связи на рынке мобильного контента, обязательное наличие у всех контент-провайдеров службы поддержки абонентов и снижение цен на WAP-трафик.

По оценке I-Free, с февраля по май 2005 года рынок мобильного контента сократился на 25 - 30 %, с мая по ноябрь наблюдалась стагнация рынка. При этом оборот рынка контент-провайдинга в России в 2005 году составит около $260 - 320 млн. Что касается текущей ситуации рынка мобильного контента в других странах, по мнению I-Free, в Европе на сегодняшний день на каждую четвертую компанию приходится 4 - 6 % рынка, при этом крупные игроки развертывают свою деятельность сразу в нескольких странах и активно поглощают более мелкие компании. Было отмечено, что в 2005 году в Европе впервые серьезно заявили о себе 3G-сети. При этом на европейском рынке наблюдается своеобразный кризис контент-провайдеров, основной причиной которого стала агрессивная политика многих из них. Южная Америка, Южная и Юго-Восточная Азия также следуют по пути европейского развития, но при этом отстают от него на 2 - 3 года. Ситуация в Южной Корее и Японии, в свою очередь, не имеет ничего общего с развитием рынка мобильного контента в других странах. Здесь основная конкуренция уже идет между 3G-сетями, а наиболее востребованной является услуга мобильного телевидения. Положение дел в Северной Америке обусловлено в основном существованием разных стандартов связи, а также широкого распространения Интернета.

Старший консультант компании iKS-Consulting Оксана Панкратова отметила, что для России 2005 год станет последним годом существенного роста количества абонентов сотовой связи: на данный момент в стране насчитывается 116 млн абонентов. По итогам первого полугодия 2005 года общий объем рынка дополнительных услуг составил $602,3 млн, доля дополнительных услуг в общих доходах выросла до 12,9 %. По прогнозам iKS-Consulting, к концу 2005 года объем рынка дополнительных услуг сотовой связи в России вырастет на 58 % до $1,5 млрд, а доля VAS в общих доходах увеличится до 14,5 %. Также отмечается, что по итогам 2005 года объем российского рынка контент-услуг не сможет превысить $300 млн. Однако в последующие два года рост может возобновиться, а контент-услуги - вернуть свою долю в общих доходах от дополнительных услуг. Как отметила Оксана Панкратова, основными «точками роста» на рынке мобильного контента в 2005 году были игры, медиа-проекты и услуги мобильного маркетинга. В будущем, по оценке iKS-Consulting, можно ожидать дальнейшую консолидацию рынка, привлечение финансовых ресурсов контент-провайдерами с помощью стратегических инвесторов или проведения IPO, более четкую специализацию контент-провайдеров, освоение новых сегментов путем внедрения новых продуктов и географической экспансии, увеличение роли иностранных игроков и более активную позицию операторов сотовой связи на рынке мобильного контента.

Большое внимание на конференции в первый день было уделено игрокам рынков США, Европы и Азии, которые рассказали о специфике рынка в своих регионах. Так, в частности, член команды основателей итальянской компании Buongirno Vitaminic Симон Рануччи представил совместное исследование Buongirno Vitaminic и агентства по маркетинговым исследованиям «Два шага», в рамках которого был проведен опрос 5 тыс. пользователей мобильных сетей и проведены интервью с операторами сотовой связи. По результатам исследования, было показано, что все большее развитие получают так называемые «подписки», в рамках которых абонентам предоставляется целый комплект контент-услуг. Как заметил Симон Рануччи, общественное мнение играет очень большую роль, и контент-провайдеры должны учитывать его в своей работе.

Стоит отметить, что уделение большого внимания общественному мнению в целом оказалось характерным для западных игроков. Так, региональный менеджер по Европе испанской компании LaNetro Zed Жозе Карлос Альварес-Гасконь сообщил, что маркетинговая политика контент-провайдеров Испании ведется в основном через печатные издания и практически не ведется посредством Интернета. В отличие от Испании, в США Интернет является очень популярным, что в некотором смысле не дает сильного развития мобильному сервису. Кроме этого, в США действуют два стандарта связи: GSM и CDMA, что расширяет перед пользователями границы выбора, но в то же время не дает развиваться мобильному контенту. В результате, как отметил президент компании Wireless Internet & Mobile Computing Алан Рейтер, на данный момент развитие рынка мобильного контента в США на шесть лет отстает от европейского. В Европе, в свою очередь, наблюдается динамика увеличения возраста потребителей контента.

Что касается Азии, то здесь на примере Индии также заметно сильное влияние потребительских нужд. По словам директора региона компании Mobile2Win India Раджива Хиранандани, основной упор при создании того или иного мобильного контента делается прежде всего на традиционные для Индии вещи, будь то религиозные праздники, фильмы или культурные ценности. Также все большим спросом в Индии пользуется мобильное караоке.

Как отметил в заключение продюсер II Mobile VAS Conference Михаил Новиков, первый день был посвящен освещению рынка дополнительных услуг с разных сторон. В результате были рассмотрены четыре основных вопроса: подведение итогов 2005 года, появившиеся возможности и практическая реализация стратегий российских контент-провайдеров по выходу на международный рынок, анализ дополнительных услуг в разных регионах и приход иностранных компаний на российский рынок. «Сегодняшний день хорошо продемонстрировал то, что есть на российском и зарубежных рынках», - говорит Михаил Новиков.

Автор: Наталья Чумарова.

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: