"Ростелеком" предложит первым. Дальнюю связь горожанам

С начала следующего года вступают в силу новые правила игры на рынке дальней связи – вместо одного монополиста появится сразу несколько операторов, из списка которых абонент сможет выбрать поставщика услуг сразу при совершении звонка. Однако первым на этом рынке, судя по всему, активизируется как раз бывший монополист – ОАО «Ростелеком». Он уже начал работу по продвижению своих услуг дальней связи на рынке конечных абонентов, запустив, в частности, масштабную рекламную кампанию, в том числе и в Петербурге, и, кроме того, опубликовал свои тарифы. Другие владельцы лицензий на дальнюю связь не спешат с этим, и, более того, некоторые из них на первом этапе не будут работать с частными клиентами в принципе.

ОАО «Ростелеком» - национальный оператор дальней связи. Компания владеет современной цифровой сетью, позволяющей предоставлять услуги связи в каждом субъекте Российской Федерации. Во всех регионах России ОАО «Ростелеком» - оператор для операторов, обеспечивающий полный объем потребностей в услугах магистральной сети и объединяющий сети российских операторов в единую национальную сеть. Единственное исключение – рынок Москвы, где ОАО «Ростелеком» предоставляет услуги международной и междугородней связи конечным пользователям, включая частных, и напрямую выставляет счета абонентам – благодаря тому, что в его в сеть в столице включена местная междугородняя станция. Кроме того, компания выпускает карту дальней связи, которая продается на всей территории действия сети компании, включая Петербург.

Компания имеет прямые международные выходы на сети более 100 операторов в 72 странах, участвует в 30 международных кабельных системах и взаимодействует с 400 международными операторами и компаниями. Доходы от услуг междугородней связи составляют 46 % в общем объеме доходов компании, от услуг международной связи - 24 %. Контролируемый государством холдинг ОАО «Связьинвест» является крупнейшим акционером ОАО «Ростелеком» — ему принадлежит 51-процентный пакет.

Северо-Западный филиал компании, штаб-квартира которого расположена в Петербурге, включает в себя 7 территориальных управлений (ТУ), расположенных также в Калининграде, Великом Новгороде, Мурманске, Архангельске, Петрозаводске и Вологде. Общая протяженность линий связи в зоне действия филиала составляет 23421 км. Границы Северо-Западного филиала совпадают с границами Северо-Западного федерального округа РФ. Численность работников филиала составляет 2796 человек. Месячный трафик компании на Северо-Западе составляет до 200 млн минут, из них около 60 % приходится на Санкт-Петербург.

Напомним, что с начала следующего года в России вступает в силу новое связное законодательство, одним из главных изменений стала либерализация рынка дальней связи - до этого времени пропуск трафика дальней связи разрешен исключительно ОАО «Ростелеком». Сейчас количество операторов, получивших и получающих соответствующую лицензию, уже приближается к 15, среди крупнейших – «Межрегиональный Транзит Телеком»», «Голден Телеком», «ТрансТелеКом», «Эквант», «Зебра Телеком», «Арктел» и др. После 1 января выстроится приблизительно следующая схема предоставления услуг дальней связи для абонентов – оператор дальней связи будет обслуживать конечных пользователей напрямую, либо используя собственную инфраструктуру, либо через своих посредников – зоновых операторов, к которым должны иметь присоединение операторы местной связи, непосредственно предоставляющие услуги конечным клиентам. При этом один оператор, владеющий всеми тремя типами лицензий, сможет самостоятельно оказывать услуги дальней связи.

По словам директора Северо-Западного филиала ОАО «Ростелеком» Евгения Герасимова, единственным видимым изменением для телефонных абонентов местных сетей связи после нового года станут счета, в которых вместо традиционной графы «Мн/Мг связь» будет указано наименование оператора, предоставившего услугу дальней связи. Однако за этим стоит серьезная работа по организации этой услуги, и, в частности, «Ростелеком» провел переговоры со всеми зоновыми и местными операторами связи о заключении агентских соглашений.

Как объясняют специалисты компании, грядущие изменения не станут шоком для абонентов, и большинство пользователей никаких изменений не заметят. Также в «Ростелекоме» считают, что изменения существенно не повлияют и на бизнес внутри компании. «Мы всегда были законопослушным оператором и не использовали «серые» схемы проводки трафика, поэтому переход на новые правила для нас существенно ничего не изменит. Совсем другое дело - специфика работы с конечным пользователем, с которыми мы ранее на Северо-Западе не работали. Однако здесь у нас есть определенные планы по развитию, которые помогут компании адаптироваться на вновь формирующемся рынке. Наша основная задача – стать ближе к конечному клиенту»,- комментирует Евгений Герасимов. В планах компании, помимо заключения агентских соглашений с операторами, - создание центров обслуживания клиентов, и расширение количества точек приема оплаты от населения. Компания уже обладает собственными префиксами для выхода а международную и междугороднюю связь. Для выхода на межгород за «Ростелекомом» закреплен префикс «55», а для выхода на международные линии за компанией сохранится традиционная «10». У этого оператора своя особенность, в частности, «Ростелеком» пока еще является единственным регулируемым оператором дальней связи (его тарифы утверждаются ФСТ). Стоит заметить, что 21 декабря все существенные операторы дальней связи, планирующие начать работу на рынке 1 января 2006 года, должны были опубликовать свои тарифы в источниках информации, доступных для открытого доступа. Однако это сделал пока «Ростелеком».

В частности, как корреспонденту spbit.ru сообщили в компании «Голден Телеком», здесь планируют начать предоставление услуг дальней связи на первом этапе исключительно для своих корпоративных клиентов, но тарифы пока не объявляют. «Мы еще не можем опубликовать свои тарифы, так как пока нет нормативных актов, определяющих тарифные отношения между операторами, от которых также будут зависеть и наши расценки. Между тем мы рассчитываем приступить к предоставлению своих услуг на корпоративном рынке с 1 января», - отмечает директор по внутрикорпоративным и общественным связям «Голден Телеком» Анна Чин-Го-Пин.

Другие операторы объясняют свое промедление отсутствием выделенных префиксов и затянутым временем старта на рынке дальней связи. Кроме того, они хотят оценить предложения конкурентов. «Начало предоставления наших услуг дальней связи, публикация тарифов и получение префиксов взаимосвязаны между собой. Пока мы не получим префиксы, мы не можем начать предоставлять услуги, а значит, и тарифы публиковать преждевременно. Тем не менее, информационная компания по освещению наших возможностей уже началась, а в дальнейшем начнем и более серьезную рекламную кампанию. Если же говорить о том, кому мы будем предоставлять услуги, то по закону наша компания будет просто обязана предоставить услуги связи любому желающему, по договору или на условиях публичной оферты», - прокомментировала директор по маркетингу компании МТТ Екатерина Кононова. «Мы не получили префиксов, да и начать предоставление своих услуг планируем не раньше середины 2006 года. Рекламную кампанию также начнем тогда, когда сроки предоставления услуг будут более определенными. Тарифы мы опубликуем не раньше наших прямых конкурентов, так как сначала хотим оценить их предложение», - сообщил заместитель директора по коммерческой деятельности компании «ТрансТелеКом» Вадим Пономарев. «На сегодняшний день мы не располагаем официальной информацией о присвоении нам префиксов. Правда, по нашему мнению, наличие префикса не будет являться конкурентным преимуществом, поскольку подавляющее большинство операторов местной связи предложат своим клиентам выбор одного оператора МГМН-связи, исходя из коммерческих условий. Говоря о планах "Зебра Телеком", отмечу, что мы ожидаем получения лицензии на дальнюю связь в ближайшее время. Однако получить префикс компания сможет не ранее, чем построит и сдаст сеть в эксплуатацию», - говорит директор по маркетингу Константин Кутенков.

Прокомментировать развитие рынка дальней связи после вступления новых правил с 1 января 2006 года мы попросили директора Северо-Западного филиала ОАО «Ростелеком» Евгения Герасимова.

Что произойдет 1 января в отношении оператора связи и физических лиц и что произойдет конкретно для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области?

- На самом деле абоненты вступления в силу новых правил не почувствуют – они как набирали «8» или «10», так и будут набирать. Изменения произойдут в отношениях между операторами – как в техническом, так и в юридическом аспекте. На сегодняшний день сложилась следующая схема – операторы оказывают абоненту услуги дальней связи, хотя фактически эту услугу предоставляет «Ростелеком», а затем местный оператор рассчитывается с «Ростелекомом». С нового года ситуация изменится, и наша компания будет напрямую оказывать услуги междугородней и международной связи, а в счетах появится строка «услуги ОАО «Ростелеком». Впрочем, в разных регионах возможна ситуация, когда абонент будет получать или один счет, или счет от местного оператора и от «Ростелеком».

Получили ли вы уже префиксы на междугороднюю и международную связь?

- Да, мы первые получили префиксы, теперь для межгорода за нами закреплен префикс «55», а для международной связи за нами остался префикс «10».

Конечные пользователи – это для вас новый рынок. Какая здесь ведется работа?

- В самом деле, ранее мы не работали с конечными клиентами, но сейчас ситуация меняется кардинальным образом. Что касается наших уже сделанных шагов, то, во-первых, в городе в рамках федеральной кампании появилась наша реклама – она размещена в основном в метрополитене. Кроме того, у нас создан департамент продаж, который как раз и ориентирован на работу с конечными пользователями, а в дальнейшем мы планируем открыть центры обслуживания своих абонентов. Но на сегодняшний день наиболее важной частью работы является договорная деятельность с зоновыми и местными операторами связи, с которыми нам необходимо заключить агентские соглашения, так как мы понимаем, что сразу начать работу с конечным пользователем невозможно. Кроме того, мы планируем активно работать с корпоративным сектором. В частности, как известно, у большинства крупных бизнес-центров существуют свои операторы связи, сотрудничество с которыми нас интересует, так как у таких клиентов достаточно высокий объем междугороднего и международного трафика. Наша компания в целом заинтересована как в сегменте частных пользователей, так и корпоративных клиентов.

Что будет с тарифами на дальнюю связь для конечных пользователей с 1 января?

- Мы не можем менять тарифы, так как являемся регулируемым оператором. Так что со стороны нашей компании они не изменятся, и для пользователей основного оператора в нашем регионе – ОАО «Северо-Западный Телеком» - цены на дальнюю связь останутся прежними. А что произойдет с тарифами других операторов, в том числе и с тарифами наших посредников (сторонними зоновыми и местными операторами), мы пока не можем сказать. Наша компания будет работать первое время по утвержденным тарифам, а когда мы сможем решать этот вопрос самостоятельно, то будем конкурировать с другими операторами дальней связи на равных.

Автор: Виктор Логинов.

Тематики: Фиксированная связь, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: