Рекордное падение. Пророчат ARPU российских "сотовиков"

В текущем году индикатор средней выручки на одного абонента (ARPU) — один из важнейших показателей деятельности телекоммуникационных компаний — упадет у ведущих российских "сотовиков" до рекордно низкой отметки. Вместе с тем темпы роста абонентских баз у отечественных операторов мобильной связи снизятся почти вдвое. В текущем году два крупнейших "сотовика" России в сумме подключат порядка 18 млн. новых пользователей — против почти 35 млн. в 2005 году.

Такой прогноз приводится в аналитическом отчете ING по телекоммуникациям на развивающихся рынках.

По итогам минувшего года "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") обеспечили порядка 75% всего чистого прироста. При этом флагман российского рынка мобильной связи — МТС — сохранил лидерство, подключив 17,7 млн. новых абонентов. В 2006 году, как считают в ING, больше всего абонентов привлечет "Билайн" — около 9,05 новых клиентов. "Мобильные ТелеСистемы" подключат примерно 9,01 млн. новых пользователей. Хотя "ВымпелКом" сократит отставание от конкурента, МТС по-прежнему останется крупнейшим по числу обслуживаемых абонентов оператором сотовой связи — как в Москве, так и в РФ в целом.

В 2006 году ARPU у ведущих "сотовиков" России достигнет исторического минимума. Так, у МТС этот индикатор снизится до $ 7,6, а у "Билайна" — до $ 6,5. Кроме того, лидерство-2006 обернется для "ВымпелКома" падением динамики роста чистой прибыли.

Аналитики ING ожидают, что на фоне падающего ARPU и резко замедлившегося роста абонентских баз ведущие отечественные операторы сотовой связи будут вынуждены несколько сократить объем капитальных вложений. В частности, в 2006-м "Мобильные ТелеСистемы" инвестируют в развитие сети около $ 1,93 млрд. — против $ 2,145 млрд. в прошлом году. А "Билайн" сократит капвложения до $ 1,74 млрд. — против почти $ 1,97 млрд. в 2005-м.

В 2007-2008 годах темпы роста абонентских баз у российских "сотовиков" сократятся, по сравнению с текущим годом, более чем втрое. Так, в 2007 году два ведущих оператора мобильной связи в сумме подключат порядка 5,7 млн., а в 2008-м — 4,1 млн. новых клиентов. Вместе с тем индикатор ARPU у "сотовиков" стабилизируется, а затем начнет расти. Правда, темпы роста ARPU будут заметно отставать от темпов падения. С 2002 по 2005 годы этот показатель в среднем по стране сократился примерно с $ 20,5 до $ 8,7. По оценкам ING, в период с 2006 по 2013 годы ARPU МТС в России вырастет с $ 7,6 до $ 8,9.

"Главным фактором, ограничивающим рост рынка сотовой связи в России, в настоящее время является приближение рынка к точке "насыщения", которое наступит после 2007-2008 гг., — отмечается в отчете "Системы-Телеком" (мажоритарного акционера МТС). — Эта тенденция может оказать отрицательное влияние на темпы роста абонентских баз и, с высокой вероятностью, спровоцировать усиление конкурентной борьбы, что в итоге может негативно сказаться на уровне прибыльности бизнеса и других показателях деятельности мобильных операторов".

По прогнозам ING, в 2005 году выручка МТС выросла на 31,5% — до $ 5,112 млрд. Рост EBITDA составил 24% — до $ 2,597 млрд., а чистой прибыли — 13,7% — до $ 1,163 млрд. У "ВымпелКома", по итогам 2005 года, выручка выросла на 50% — до $ 3,217 млрд., полагают в ING. Рост EBITDA составил 56% (до $ 1,59 млрд.), чистой прибыли — 79% (до $ 627 млн.)

Тематики: Мобильная связь, Финансы

Ключевые слова: