SAP исследовал российский бизнес. На предмет уважения к ИТ

На прошлой неделе в Москве российское представительство компании SAP, основным видом деятельности которой является разработка программных решений для управления бизнесом, объявила результаты масштабного исследования о развитии бизнеса и роли информационных технологий в деятельности отечественных компаний. Оно было проведено совместно с аналитическим агентством Market-Visio Consulting/Gartner.

Анонс результатов исследования состоялся на конференции, прошедшей в последних числах января. В ходе проведения конференции с докладами выступили не только представители компании SAP и одного из ведущих аналитических агентств – Market-Visio Consulting/Gartner, но и сами участники исследования – представители компаний ОАО «Аэрофлот» и ТД «Евросеть».

Как считают организаторы исследования, эффективное управление компанией предполагает использование современных моделей бизнеса, неотъемлемой частью которых являются информационные технологии. Понимание роли и места информационных технологий в формировании стратегии и конкурентного преимущества российских компаний важно как для бизнес-лидеров, так и для самих ИТ-компаний, формирующих рынок решений для управления современным предприятием. «Именно поэтому компании SAP и Market-Visio Consulting/Gartner во второй половине 2005 года впервые совместно провели большое исследование, целью которого стало формирование на основе мнений лидеров российского бизнеса представления о ключевых направлениях развития компаний и их видении роли информационных технологий в поддержке стратегического развития бизнеса», - отмечает пресс-служба компании SAP.

В ходе исследования респонденты ответили на вопросы: каково место информационных технологий в формировании и реализации стратегии роста бизнеса? какие риски и внутренние препятствия в реализации проектов по внедрению информационных технологий видят лидеры российского бизнеса?

Были опрошены представители 115 ведущих российских компаний крупного и среднего бизнеса. Исследование проводилось методом интервью с первыми лицами компаний (CEO, CFO, CIO) и охватило более 250 человек. Необходимо особо отметить, что интервью были проведены не только с ИТ-директорами, но и с руководителями высшего звена, отвечающими за формирование стратегии компании и развитие бизнеса. Таким образом, по мнению организаторов, стало возможным не только знакомство с мнениями бизнес-лидеров о месте и роли ИТ-технологий, но и получение более полной реальной картины происходящего, когда видение отдельного предприятия было сформировано сквозь призму представлений нескольких ключевых сотрудников, мнения которых по отдельным вопросам могут и не совпадать.

Исследуемые компании были разбиты на две группы. Первую составили средние предприятия с оборотом ?100-500 млн (85 компаний). Во вторую вошли крупные предприятия с оборотом свыше ?500 млн (35 компаний). Выборка включила в себя компании из 22 отраслей экономики. Само исследование заняло примерно 2 месяца и проводилось специалистами Market-Visio Consulting/Gartner, имеющими опыт реализации подобных проектов.

«Для того чтобы оставаться лидером, любой компании необходимо, прежде всего, обладать объективной информацией о состоянии рынка, именно поэтому компания SAP совместно с Market-Visio Consulting/Gartner провела столь масштабное исследование, в результате которого была собрана структурированная информация о тенденциях развития отечественных отраслей промышленности, о роли ИТ-технологий и практики применения бизнес-приложений, – отметил управляющий директор компании SAP в странах СНГ Алексей Шлыков. – Исследование показало, что у большинства как крупных, так и средних компаний автоматизация бизнес-процессов призвана обеспечить реализацию стратегических целей. Причем более трети респондентов ответили, что комплексная автоматизация ключевых бизнес-процессов еще не проводилась, и это представляется им одним из наиболее крупных пробелов в организации бизнеса». Как отметил менеджер по анализу рынка департамента маркетинга SAP в СНГ Станислав Семененко, приоритеты исследуемых компаний свидетельствуют о том, что сейчас в России идет процесс перехода от теневого к прозрачному ведению бизнеса.

Результаты исследования продемонстрировали, что средние предприятия, помимо традиционных стратегических приоритетов - роста рентабельности, контроля над затратами и увеличения доли рынка, - осознают важность адекватного построения бизнес-процессов, достижения их прозрачности и стабильности. Наиболее значимые процессы в этом сегменте – планирование и бюджетирование, управление производством и сбытом, в том числе взаимодействием с клиентами. С этим перекликается список бизнес-процессов, которые, по мнению респондентов, в наибольшей степени выигрывают от автоматизации.

Для крупных предприятий в качестве приоритетов были указаны не только рост доли рынка, рост рентабельности за счет управления затратами, но также и формирование прозрачности и управляемости бизнес-процессами. При этом ключевыми бизнес-процессами были названы внутренняя кооперация, в том числе между географически распределенными подразделениями, планирование и бюджетирование, управление производственными процессами, а также управленческая отчетность. С точки зрения отдачи от автоматизации, изменился лишь порядок приоритетов: управление производством вышло на первое место, остальные поделили второе.

Из десяти факторов, формирующих конкурентное преимущество компании, которые были представлены респондентам в качестве возможных ответов, пять оказались наиболее важными для обоих сегментов, но получили разные оценки. Так, среди представителей крупного бизнеса основными источниками конкурентного преимущества, которые необходимо укреплять и развивать, были названы бренд, человеческие ресурсы, инновации, специализация, уникальное предложение продуктов. А для предприятий среднего размера пятерка источников конкурентного преимущества выглядит следующим образом: на первом месте - человеческие ресурсы, далее следуют бренд, уникальное предложение продуктов, специализация, инновации.

Представители как крупных, так и средних предприятий видят развитие информационных технологий в будущем как один из приоритетных путей решения ключевых задач бизнеса. Этот ответ был наиболее распространен среди респондентов и занял первое место, далее в качестве решающих факторов были обозначены организационно-административные меры и налаживание работы с партнерами.

При упоминании рисков при внедрении информационно-управленческой системы представителями обеих групп были обозначены пять основных направлений. Среди них - неприятие со стороны сотрудников (конечных пользователей), необходимость изменения существующих приложений под новое ПО, зависимость бизнеса от ИТ, повышение издержек компании, несоответствие системы ожиданиям.

По словам вице-президента по технологическому развитию компании «Евросеть» Андрея Володина, значимость этих рисков можно снизить, если организовать на должном уровне проведение функциональных и интеграционных тестов при запуске ИТ-системы, провести должным образом обучение сотрудников, организовать перенос в новую систему основных данных и создать собственный центр компетенции для пользователей системы. Как отметил г–н Володин, эти моменты не были учтены в полной мере при инсталляции в компании «Евросеть» системы MySAP Business Suite, что при общем успехе инсталляции привело к определенным трудностям и издержкам. Напомним, ИТ-система MySAP Business Suite была установлена в ТД «Евросеть» в октябре прошлого года с целю перехода на новый формат управления бизнесом, обеспечения качественного логистического управления товаропотоками в условиях распределенной сети салонов и складов, оптимизации финансовых процессов и др. Сейчас в системе функционируют 750 салонов и происходит 56 млн деловых транзакций в месяц.

Автор: Юрий Мальцев.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: