"РуСат" встал на крыло

Универсальный спутниковый оператор "РуСат" и поставщик систем развлечений и связи в полете Panasonic Avionics Corporation заключили соглашение, по которому оператор предоставил широкополосный канал для оказания телекоммуникационных услуг на борту самолетов. На арендованной полосе частот на спутнике "Ямал-201" Panasonic Avionics организует систему предоставления услуг связи во время полета над территорией РФ.

Как сообщил на прошедшей вчера пресс-конференции генеральный директор "РуСат" Сергей Алымов, согласно договору оператор предоставляет Panasonic Avionics в аренду широкополосный канал связи между земной станцией сопряжения (телепорт "РуСат") и самолетами международных авиакомпаний. "Решение Panasonic Avionics будет использовано на бортах самолетов, осуществляющих транзитные перелеты через территорию РФ, - пояснил он. - Как только самолет пересекает границу, оборудование, установленное на борту, переключается на сигнал "РуСат", и трафик идет через шлюзы компании".

В рамках партнерства с Panasonic Avionics "РуСат" получил разрешение Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) на выделение полосы частот в Ku-диапазоне на спутнике "Ямал-201". Спутник, расположенный на позиции 90° в.д., имеет широкую зону покрытия, охватывающую всю территорию РФ, что полностью удовлетворяет требованиям Panasonic. В соответствии с договором "РуСат" предоставит канал связи между земной станцией сопряжения в Москве и спутниковой станцией на борту самолета (airborne earth station - AES). Входя в зону покрытия "Ямал-201", спутниковые станции на самолетах будут автоматически переключаться на российский луч. К сформированному каналу Panasonic сможет через модем подключать сотовых операторов, а также осуществлять прием телевизионных программ и оказывать мультимедийные сервисы. "Для Panasonic Avionics было важно использование спутника с как можно большей зоной охвата территории РФ, а на сегодняшний день "Ямал-201" единственный соответствует заявленным требованиям, - сказал глава "РуСат". - Использование Ku-диапазона позволяет передавать сигнал со скоростью 20-50 Мбит/c".

Впервые услуги связи на борту самолета были предоставлены компанией Connexion by Boeing в 2004 г. Партнерами проекта стали крупнейшие авиаперевозчики, однако в 2006 г. проект был закрыт из-за недостаточного спроса. Сергей Алымов объясняет это тем, что Connexion by Boeing предприняла попытку сразу построить глобальную систему, которая требовала больших инвестиций. "Panasonic Avionics интегрирует систему и арендует тот канал, который необходим в данном регионе, - отмечает Сергей Алымов. - Его ширина выбрана по статистике использования в Европе".

Panasonic Avionics предоставляет подобные услуги для авиакомпаний по всему миру, незакрытой оставалась только зона над Россией. "Необходимое оборудование уже установлено, нужно было предоставить телекоммуникационный канал", - сказал Сергей Алымов. Контракт заключен сроком до 2015 г.

"Представленный сценарий развития услуг VSAT-сетей на бортах самолетов - один из наиболее реалистичных, так как при этом сервисы будут организованы для самолетов иностранного производства, уже оборудованных бортовой аппаратурой Panasonic Avionics, - комментирует генеральный директор компании "Телепорт-Сервис" Виталий Крамарь. - Более сложной представляется задача оснащения самолетов отечественного производства, для чего кому-то придется пройти все нюансы отечественных разрешительных процедур, особенно в области авиационной безопасности, то есть как минимум соблюсти все требования по сертификации оборудования с целью монтажа на лайнерах российского производства, а также найти первого смельчака, готового взять на себя ответственность за безопасность полетов с использованием новой для российских авиаторов аппаратуры. Пока же все операторы, пытающиеся выступить в этом весьма узком сегменте, идут по пути наименьшего сопротивления, как, например, "МегаФон", использующий локальную бортовую инфраструктуру партнеров Inmarsat с его каналами и чрезвычайно высокими для российских реалий тарифами".

В конце декабря 2010 г. оператор "МегаФон" совместно с "Аэрофлотом" реализовал проект по предоставлению услуг мобильного GPRS-интернета, SMS и MMS для авиапассажиров. Телекоммуникационное оборудование было установлено на борту среднемагистрального самолета Airbus А321 "Мстислав Келдыш", выполняющего полеты в города России и ряда европейских стран. До 31 декабря 2011 г. услуги будут предоставляться бесплатно, в дальнейшем стоимость SMS-сообщения составит 10 руб., а 1 Мб GPRS-трафика обойдется в 440 руб. Как рассказала репортеру ComNews пресс-секретарь "МегаФона" Татьяна Иванова, самолет оборудуется базовой станцией, которая размещается в салоне авиалайнера, а также спутниковой антенной, которая обеспечивает прием и передачу данных со спутника. "Пока что мы предоставляем услуги только передачи данных, - отмечает она. - Голос будет передаваться с использованием диапазона 1800 МГц - GSM, передача данных (доступ в сеть Интернет) - посредством технологии GPRS (EDGE) со скоростью свыше 300 кбит/с. В дополнение к этим технологиям Airbus А330 будет оборудован Wi-Fi, то есть данные внутри самолета могут передаваться по Wi-Fi".

ЕЛЕНА КУДРЯШОВА

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: спутниковая связь