Неспешный закон

Вчера, 28 февраля, Министерство информационных технологий и связи РФ провело в Петербурге первое мероприятие из серии региональных конференций "Первые итоги применения новых нормативных правовых актов, принятых в рамках реализации Федерального закона "О связи". Ход заседания полностью отвечал названию – конференция и в самом деле осветила первые изменения в отраслевом законодательстве, внедрение которого в повседневную практику, как выяснилось, идет отнюдь не быстрыми темпами. По мнению представителей регулятора, основной проблемой здесь стало незнание операторами новых норм, игроки рынка, в свою очередь, считают, что чиновники говорят с ними на другом языке.

Напомним, что с 1 января 2006 года в России стало действовать новое законодательство в области правового регулирования отрасли связи – с этого момента в стране действует новый закон о связи и полагающиеся новые нормативные акты (правила, приказы и т. д.). Изменения оказались отнюдь не «косметическими» и затронули все сегменты рынка – от услуг доступа в Интернет до мобильной телефонии - и, соответственно, всех игроков (см. выпуск новостей от 5 декабря 2005 г.). Напомним вкратце основные положения. В частности, ключевое изменение касается рынка фиксированной связи – на нем отменена монополия на услуги дальней связи, а операторы теперь должны строить работу по строгой схеме пропуска международного и междугороднего трафика (она выглядит так: местный оператор – зоновый – оператор дальней связи).

Однако пока видимых изменений на рынке происходит не так много (хотя подавляющее большинство операторов перестроили свои сети в соответствии с новыми требованиями). В частности, если говорить о рынке дальней связи, то сейчас выдано 17 соответствующих лицензий (еще три находятся на стадии рассмотрения), но услуги пока предоставляют два оператора – бывший монополист «Ростелеком» и «Межрегиональный Транзит Телеком». Остальные операторы находятся в стадии ожидании выдачи своих кодов доступа, которые являются необходимым условием начала предоставления услуг. При этом, как выяснилось на конференции, основным вопросом для претендентов является сбор необходимых документов – напомним, что одно из требований – оператор дальней связи должен иметь точки присутствия во всех субъектах федерации. Всего их 88, и в каждом из них соответствующая инфраструктура должны быть оформлена как точка присоединения к сети дальней связи (правила разрешают использовать и арендованное оборудование, и каналы). В дальнейшем эти документы отправляются их региональным управлением Росвязьнадзора в головное, и когда их наберется 88, то тогда сеть считается принятой и соответствующее уведомление передается Мининформсвязи, которое своим приказом оформляет коды. Понятно, что этот процесс не может быть быстрым, что, впрочем, признают и сами связные чиновники.

Кроме того, на конференции выяснились и другие проблемы. Так, например, напомним, что каждый оператор обязан обеспечить все свои точки присоединения возможностью повременного учета пропуска трафика. В то же время, по данным Россвязьнадзора в СЗФО (здесь действует межрегиональная компания «Северо-Западный Телеком», СЗТ), лишь три субъекта полностью готовы к этим изменениям, среди которых Ненецкий автономный округ, Вологодская и Архангельская области. В других субъектах у большинства операторов существуют значительные задержки с текущим переоборудованием сети. Так в республике Коми до 71 % точек присоединения не имеют нового оборудования, в Карелии 56 % точек. В Псковской области у СЗТ нет необходимого оборудования на 36 % точек присоединения, в Калининградской области – на 9 % (всего у СЗТ не оборудовано более 38 тыс. точек присоединения). У других операторов более глобальные проблемы, - так, у «ТрансТелеКома» до 100 % точек подключения в Карелии, Псковской и Мурманской областях не обладают необходимым оборудованием.

Кроме того, проблемой стало и приведение лицензионных условий, прописанных у оператора до внесения изменений в закон, в соответствие с новыми правилами. На сегодняшний день лицензиями на предоставление услуг местной и внутризоновой связи в пределах СЗФО обладает 45 компаний. При этом регулятор не исключает того, что большинство этих операторов после проверки на соответствие «новому порядку» лишатся возможностей на предоставление ряда услуг. Здесь подразумевается более узкая направленность новых лицензий, которые придут на смену старым документам. Это не единственная проблема операторов, обновляющих свои лицензии. Так, корректировке подвергнутся документы около 350 операторов округа, предоставлявших услуги телематических служб. В частности, была затронута услуга Call Back (обратный звонок), которая может быть использована для обхода местными операторами запрета на передачу голосового трафика через каналы передачи данных – абонент заказавший звонок, получает ответ с платформы провайдера, после чего может выходить на междугороднюю и международную связь, минуя таким образом операторов дальней связи.

Еще один камень преткновения – новые схемы взаимодействия операторов друг с другом. Напомним, что все операторы, признанные существенными, обязаны публиковать свои тарифы на подключения других операторов к сети. В то же время каждый из операторов дальней связи обязан обеспечивать каждому заявителю подключение к своей сети. На сегодня компаний, имеющих такую возможность, всего две – это уже указанные «Ростелеком» и «МТТ» (еще два оператора – «Голден Телеком» и «ТрансТелеКом» - сейчас сдают свои сети). При этом регулятор, судя по всему, выступает против практики операторов, уже заключивших договора до получения кодов – на основе схемы pre-select (предварительный выбор оператора), – например, такую схему использует «Голден Телеком». При этом, как отметил заместитель министра информационных технологий и связи РФ Борис Антонюк, проблемы могут коснуться не только оператора, предоставившего с помощью этого метода услугу дальней связи, но и его партнеров. Кроме того, неожиданной новостью стало объявление о том, что функция pre-select в дальнейшем может оказаться платной для абонентов. Таким образом, первоначальный выбор оператора дальней связи (а по умолчанию это «Ростелеком») бесплатен для абонента. В дальнейшем, если он пожелает прейти к другому оператору, его переключат бесплатно только один раз, а после переход от одного оператора к другому будет платным. При этом оператор дальней связи при переводе к нему нового подписчика должен будет выплатить единовременное вознаграждение оператору местной или зоновой связи за нового клиента своей сети. Другая ситуация с Hot Сhoice («горячий выбор», по кодам), - здесь абоненту необходимо сначала заключить договор со своим местным оператором связи на подключение данной услуги, и после этого он сможет при каждом соединении выбирать нужного оператора дальней связи.

Ряд значительных изменений может коснуться и операторов, признанных существенными (напомним, оператор признается «занимающим существенное положение, если он вместе с аффилированными лицами обладает в географически определенной зоне нумерации или на всей территории Российской Федерации не менее чем 25 % монтированной емкости либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее 25 % трафика»). Один из свежих примеров здесь – компания «Комстар – ОТС» (действует в Петербурге через «Метроком»), которая получила этот статус буквально на днях (на основании данных по трафику). Причем это фактически «второе признание» для этой компании – ранее таковой статус был присвоен «Московской городской телефонной сети», входящей в «Комстар». Теперь тарифы «Комстара» будут регулироваться государством, в частности, «Россвязьнадзор» будет определять тарифы этого оператора на услуги по присоединению и на пропуск трафика. До «Комстара» в списке существенных операторов были в основном предприятия «Связьинвеста», а из частных компаний – «Псковская городская телефонная сеть», принадлежащая «ПетерСтару».

Еще одним пунктом в повестке дня конференции стала универсальная услуга – фактически это государственный проект по телефонизации всех населенных пунктов РФ. Напомним, что в его рамках хотя бы один таксофон должен быть установлен в каждом населенном пункте РФ, а в поселениях с населением свыше 500 человек должен иметься хотя бы один пункт коллективного доступа в Интернет. Так, только в СЗФО сейчас нет доступа к услугам связи у более 10 тыс. населенных пунктов – это второй показатель по стране после Центрального округа. Как отметили в своем выступлении представители Мининформсвязи, в конкурсе на предоставление универсальных услуг могут участвовать не только местные «дочки» «Связьинвеста», но и частные операторы. При этом мотивацией для участия в конкурсе для операторов должен стать возврат собственных отчислений в фонд универсальной услуги связи и освоение средств других операторов, которые отчисляют туда часть своей прибыли (сейчас это, напомним, 1,2 %). На сегодняшний день конкурсы уже проведены в Архангельской и Калининградской областях округа, а до конца 2007 года должны быть проведены конкурсы по всем регионам Северо-Запада.

Автор: Виктор Логинов.

Тематики: Фиксированная связь, Регулирование

Ключевые слова: