Национальный чемпион теряет абонентов. У "Ростелеком — Северо-Запад" зафиксирован отток

Авторитетное отраслевое агентство ACM-Consulting опубликовало отчет о состоянии петербургского рынка широкополосного доступа в интернет на конец 2010 года. Оказалось, абонентская база "Ростелеком — Северо-Запад" (ранее ОАО "Северо-Западный телеком") сокращалась в течение всего четвертого квартала 2010 года. За это время число пользователей оператора уменьшилась на 16 тысяч подписчиков.

По данным ACM-Consulting, количество петербургских абонентов широкополосного доступа в интернет "Ростелеком — Северо-Запад" на конец 2010 года составило 349 тысяч (29% рынка). С сентября 2010 года по январь 2011 года оператор терял примерно по 5 тысяч подписчиков в месяц.

В целом на положении компании прошлогодние потери сказались не сильно. По итогам 2010 года оператор снизил свою долю на петербургском рынке всего на 1% и в ближайшей перспективе его лидерству вряд ли может угрожать кто-либо из конкурентов, особенно с учетом приобретения второго по величине абонентской базы оператора ОАО "Санкт-Петербургское кабельное телевидение" (195 тыс. абонентов на конец 2010 года, 16% рынка). Ближайший конкурент — провайдер Interzet — контролировал на конец 2010 года всего 16% рынка.

Однако потеря абонентов в течение четырех месяцев — весьма неприятная тенденция для любого оператора, а тем более для лидера рынка, впервые столкнувшегося с таким существенным оттоком. "Это результат насыщения рынка и активности конкурентов", — считают в ACM-Consulting. Генеральный директор компании Pirix Дмитрий Петров полагает, что негативный тренд связан с объединением "Северо-Западного телекома" с ОАО "Ростелеком". "Последний год топ-менеджмент оператора был занят слиянием с "Ростелекомом", и битва шла не столько за абонентов, сколько за кресла", — говорит господин Петров. "Возможно, сказывается исход менеджеров из коммерческого блока (в этом году компанию покинул коммерческий директор Олег Попов, один из ключевых топ-менеджеров оператора. — "Ъ"). Кроме того, ряд крупных домашних сетей увеличил маркетинговую активность, что усилило отток абонентов из "Авангарда". Из-за технологической отсталости ADSL компании все сложнее конкурировать с провайдерами FTTx. Очевидно, что местному филиалу "Ростелеком" необходимо поторопиться с переходом на PON (оптика в дом. — "Ъ")", — считает генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин.

Между тем в "Ростелекоме — Северо-Запад" пояснили, что именно с технологией PON, на внедрение которой компания потратила более $20 млн, и связан зафиксированный ACM-Consulting отток. "В целях популяризации услуг PON, в августе 2010 года был введен специальный тариф на услуги ШПД для абонентов, подключающих телефонию по PON, без абонентской платы с оплатой по времени использования. Значительное количество абонентов подключились на данный тариф, однако число активных пользователей на нем оказалось сравнительно небольшим. Во избежание завышения реальной абонентской базы с 2011 года компания прекратила подключения на данный тариф, а абоненты, фактически не пользующиеся услугой интернет, исключены из отчетности 31 декабря 2010 года", — сообщили в пресс-службе компании "Ростелеком — Северо-Запад".

Борис Горлин

Тематики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: Ростелеком