"Ультра" ищет щедрые руки

Вчера, 13 марта, петербургский холдинг "Ультра Стар" объявил о начале поиска стратегического инвестора для развития своей федеральной розничной сети салонов связи, которая работает под брендом "Ультра". При этом проекты развития розничных дилерских сетей на инвестиционные средства – уже не новинка на российском рынке. Так, часть средств "Ультра Стар" планирует потратить на приобретение сторонних дилерских сетей в регионах. Однако свободных активов на этом рынке остается все меньше и меньше.

Как сообщает пресс-служба компании «Ультра Стар», в условиях ежегодного роста рынка средств мобильной связи и аксессуаров акционеры компании приняли решение о необходимости привлечения стратегического инвестора для вывода сети «Ультра» на новый этап своего развития. Финансовым консультантом компании по привлечению стратегического инвестора был выбран скандинавский инвестиционный банк Trigon Capital.

«Ультра Стар» – частная компания, основанная в 1988 году с офисами в Москве, Петербурге, Самаре, Ростове, Казани, Новосибирске и других городах России. Компания занимается продажей мобильных телефонов и аксессуаров к ним через свою федеральную розничную сеть «Ультра», а также комплексным обеспечением организаций электронными системами безопасности. В 2005 году выручка холдинга составила более $300 млн. В холдинге работает более 3 тыс. человек. Trigon Сapital - скандинавский инвестиционный банк, с офисами в Хельсинки, Петербурге, Таллинне, Риге, Вильнюсе и Варшаве. За 10 лет работы Trigon Capital привлек инвестиций на сумму свыше $1 млрд для компаний Восточной Европы. С 2002 года активно развивает направление управления активами (asset management). В настоящий момент Trigon Capital управляет свыше ?400 млн через свои открытые инвестиционные фонды и ?50 млн через департамент прямых инвестиций.

Сеть «Ультра» начинала свою деятельность в Петербурге, а сегодня она позиционирует себя как федеральная сеть. На конец 2005 года «Ультра» обслуживала своих покупателей в 200 салонах связи, а к концу 2006 года планирует довести их количество до 500. Компания планирует сделать акцент на открытии новых точек в российских регионах. Также сеть «Ультра» планирует открытие новых монобрендовых магазинов с крупными вендорами. Напомним, сеть «Ультра» стала первой петербургской дилерской сетью, открывшей салоны за пределами Северо-Западного региона: в 2004 году первые салоны «Ультра» появились в Ростове-на-Дону. Одновременно компания продвигает направление монобрендовых магазинов: в Петербурге действуют салоны Nokia и Samsung. Президент компании «Ультра Стар» Темур Аминджанов говорит: «Последние два года мы готовили базу для развития в регионах России. Нами была внедрена система управления предприятием SAP в 2004 году для ежедневного учета и контроля деятельности всех наших магазинов. К системе подключено каждое рабочее место по всей России. Также за последние годы сформирована команда менеджеров, которая способна вывести данный бизнес на новый уровень развития. Для того чтобы этот этап был успешен, нам нужен партнер, заинтересованный в быстром выходе на российский рынок мобильной розницы, готовый инвестировать $20 - 40 млн в сеть «Ультра». Одним из вариантов скачкообразного развития «Ультры» мы видим в приобретении других игроков рынка».

По словам управляющего директора банка Trigon Capital Глеба Огнянникова, российский рынок мобильной связи приближается к насыщению: «Мы уже видим, как операторы мобильной связи борются не за новых клиентов, а за удержание старых и отвоевывание существующих клиентов у своих конкурентов. Такая же ситуация начинает складываться и на розничном рынке мобильных телефонов. Тот, кто более эффективен, у кого более лояльный клиент, кто гибче и более оперативно реагирует на изменение рыночной конъюнктуры, тот не только выживет, но и заберет долю рынка своего нерасторопного соседа. Начинается консолидация на рынке розницы мобильных телефонов. Понимая данную тенденцию, акционеры «Ультры» хотят привлечь стратегического инвестора для развития компании в новых реалиях рынка».

Российский рынок мобильной связи рос значительными темпами последние пять лет. Уровень проникновения мобильной связи на территории России достиг 51 % в 2004 году и 87 % по итогам 2005 года. Соответственно, за ростом рынка мобильной связи рос рынок мобильных телефонов и аксессуаров к ним. По словам Темура Аминджанова, оборот российского рынка мобильных телефонов достиг $4,6 млрд в год. «Такой размер рынка весьма привлекателен для западных стратегических инвесторов и для российских операторов мобильной связи. При этом темпы роста рынка начинают сокращаться, и качество работы розничной сети, ее эффективность становятся более существенными факторами в ее деятельности, чем количество открытых салонов», - отмечает г-н Аминджанов.

Однако, как отмечают аналитики, на этом пути у компании может возникнуть ряд проблем. Во-первых, рынок продаж сотовых телефонов уже не находится на пике роста спроса, как это было год-два назад. Во-вторых, большинство федеральных игроков имеют более развитые сети, и «Ультре» потребуется достаточно много времени, чтобы догнать их. В-третьих, если говорить о региональных активах, на покупку которых нацелился петербургский холдинг, то наиболее «лакомые» из них уже «разобраны» крупными игроками или были включены в их франчайзинговые схемы. Более того, помимо дилерских сетей на этом рынке играют и операторы, в частности, «Билайн» тоже покупает региональных дилеров. Так, одним из его недавних приобретений стала нижнетагильская компания «Связь Плюс».

Автор: Юрий Мальцев.

Тематики: Торговые сети, Финансы

Ключевые слова: