Из маленькой "Цифры" возгорится пламя. Общегородской домашней сети

На петербургский рынок домашних сетей выходит новый амбициозный игрок – частный провайдер "Цифра", ранее работавший на ограниченном участке во Фрунзенском районе, а теперь приступивший к развертыванию своих услуг в Красносельском, Выборгском и Калининском районах. Основная политика компании – объединение под единым брендом сторонних игроков, благодаря чему "Цифра" намерена в перспективе охватить своими услугами весь город. Данный шаг подчеркивает тенденцию к консолидации активов на данном рынке. Кроме того, подобная инициатива невозможна без существенной инвестиционной поддержки, что говорит о росте финансовой привлекательности рынка широкополосного доступа.

Компания «Цифра» была основана в 2005 году и до недавнего времени работала только во Фрунзенском районе, где сетью охвачено 50 % территории – от улицы Фучика до проспекта Славы. Компания прокладывает только оптоволоконные линии связи, и количество подключений в месяц у нее составляет от 100 до 300 абонентов. В основном «Цифра» подключает дома от 9 этажей и выше. Тем не менее, подключиться к сети есть возможность и у жителей пятиэтажных домов, при условии подачи заявки не менее чем от трех квартир. Специально для таких случаев в компании действует два типа предложений. Первое, которое является более востребованным, заключается в том, что абонент вносит на счет 4 тыс. рублей и при этом не платит за подключение. Во втором случае абонент платит за подключение 2 тыс. и зачисляет на счет сумму согласно выбранному тарифному плану. У компании существует также две линейки тарифов: безлимитные и стандартные пакетные предложения. Минимальный из семи пакетных тарифов – «Скромный» - за абонентскую плату 220 рублей в месяц абоненту предлагается 100 Мб, на максимальном – «Эксклюзивном» - за ежемесячную плату 2,2 тыс. рублей абоненту предоставляется 12000 Мбайт. Линейка безлимитных тарифов представлена семью планами – от 50 кбит/с за 490 рублей до 500 кбит/с за 1390 рублей в месяц соответственно. По статистике компании, на безлимитные тарифы подключены от 30 % до 50 % абонентов сети.

На днях компания обнародовала свои планы по выходу в новые районы, включая Красносельский, Выборгский и Калининский. По словам генерального директора компании «Цифра» Антона Шугая, они выбраны с учетом того, что там имеется развитая жилая инфраструктура. Сейчас уже начата работа по подключению клиентов в Красносельском и Калининском районах, и компания также продолжает расширять зону охвата во Фрунзенском районе. В дальнейшем также планируется освоение и других районов города. Основной стратегией здесь было объявлено объединение под своим брендом других игроков рынка – в основном небольших домовых сетей. «Цифра» уже приступила к переговорам с потенциальными партнерами. Правда, их имена, а также конкретные схемы взаимодействия пока не разглашаются. Однако, по данным представителей рынка, некоторое время назад от «Цифры» поступали предложения о приобретении нескольких домашних сетей, при этом сумма, которая на это выделялась, превышала все существующие сегодня оценки этого бизнеса.

По оценке других игроков, данный шаг лишь подчеркивает общую тенденцию развития нынешнего рынка домашних сетей, когда крупные компании поглощают более мелких игроков. Напомним, что сейчас на рынке широкополосного подключения квартирных абонентов Петербурга действует около 30 более-менее заметных игроков. Среди крупнейших – в основном состоявшиеся компании - в частности, «Матрикс Сетевые Решения», «Домашние сети» - или возникшие на базе сразу нескольких домашних сетей – Z-Telecom, Anthill и т. д. Сейчас все игроки активно развивают географию действия своих сетей, и даже провайдеры средней руки часто обеспечивают подключение в 2 - 3 районах города.

«Нынешняя ситуация на рынке способствует консолидации сетей - крупной компании легче выжить», - считает коммерческий директор компании «Матрикс Сетевые Решения» Ольга Мокина. «Сегодня на рынке наблюдается тенденция к слияниям. Интерес в подобном сотрудничестве заключается, прежде всего, в легализации их деятельности и получении соответствующих лицензий. Также объединение позволяет сократить организационные расходы и суммировать накопленный опыт самостоятельной деятельности, тем самым зачастую решив кадровые вопросы. Для того чтобы организовать минимальный сервис, необходимо иметь минимум 500 пользователей в сети. Таким образом, они защищают свои первоначальные вложения. Получение необходимых документов для легализации своей деятельности, организация приемлемого обслуживания клиентов и постепенное переоборудование своей объединенной сети уже на новом уровне - это те первостепенные задачи, решение которых дает возможность противостоять крупным провайдерам, - отмечает руководитель проекта InterZet (Z-Telecom) Дмитрий Анчунов. – Впрочем, для небольших сетей при объединении с более крупной сетью могут возникнуть и ряд проблем. Так, например, в случае заключения соглашения, как правило, последняя получает полный доступ к оборудованию небольшой сети. В этом случае возникает риск быть обманутыми. Альтернативой этому может стать договоренность, в рамках которой компании разделяют между собой территории развития своих сетей, объединяя под одним брендом лишь сетевые ресурсы и организационные моменты, такие как создание общего колл-центра и службы технической поддержки. В любом случае, основой, на которой строятся партнерские отношения, является доверие компаний друг к другу. Если у сети уже есть опыт объединения и положительная репутация - это, безусловно, будет способствовать привлечению других небольших сетей в районе к слиянию».

Другие наблюдатели отмечают еще одну особенность проекта «Цифры». «Судя по всему, эта сеть, которая ранее ничем не выделялась среди себе подобных, получила внешние инвестиции или попросту была куплена профильным инвестором. Сейчас крупные петербургские телекоммуникационные компании и их акционеры активно присматриваются к рынку домашних сетей. Из предыдущих примеров можно указать Z-Telecom, который по слухам развивается при активной поддержки «Элтела». Новый эпизод сигнализирует о том, что активный процесс скупки таких игроков начался и за «Цифрой» могут последовать и другие сети», - прокомментировал представитель одного из петербургских операторов.

«В настоящий момент сеть «Цифра» и так занимает очень существенную территорию для относительно молодой домашней сети. Стремление расти по зоне охвата, конечно, похвально, однако нам видится ряд трудностей такого развития, и в первую очередь это возможность подключить всех желающих стать абонентами. Мы прогнозируем к началу следующего года приход на рынок домашних сетей Петербурга крупных игроков столичного рынка, тогда и объем инвестиций в нашу отрасль возрастет в десятки раз. Выжить в конкурентной борьбе смогут только крупные и очень крупные сети, которые смогут оказывать не меньший объем услуг с очень высоким качеством. Поэтому мы сейчас делаем ставку в первую очередь на расширение абонентской базы на уже освоенной территории», - говорит генеральный директор компании Anthill Константин Агафонов. При этом, по его словам, у сети с большой территорией охвата могут возникнуть дополнительные трудности с обслуживанием абонентов, территориально удаленных от центрального офиса. Кроме того, надо иметь в виду, что небольшие домашние сети построены, как правило, очень плохо, и при сильной загруженности сетей (а 2 - 3 тысячи пользователей загружают канал в 100 Мбит на 90 %) возникает множество проблем, решение которых увеличивает стоимость обслуживания такой сети в 5 - 10 раз. Отметим, что и сама сеть Anthill была в свое время построена на трех сетях – «Парадиз», «Диалинк» и «Ржевка», объединенных под одним брендом весной 2005 года. В августе произошло окончательное слияние сетей в единое юридическое лицо – ООО «РайНет», которое на данный момент владеет торговой маркой Anthill (см. выпуск новостей от 30 августа 2005 г.).

Впрочем, существует также мнение, что объединение сетей является бесперспективным шагом. «Сегодня основной проблемой для домашних сетей является поддержка единого уровня обслуживания. Любая практика объединения сетей или покупка одной компанией другой, как правило, дестабилизирует сервис. Когда же компании объединяют свои сети, это приводит к разному уровню качества самой сети. Кроме того, на мой взгляд, покупать более мелкую сеть, что в принципе является лишь приобретением абонентской базы, вообще не имеет смысла, т. к. менее чем за полгода можно самостоятельно набрать то же количество абонентов самостоятельно. Как правило, маленькая сеть насчитывает несколько сотен абонентов», - считает руководитель петербургского филиала компании «Корбина Телеком» Денис Куликов.

Автор: Наталья Чумарова.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: