AC&M Consulting: 13,31 млн абонентов в Санкт-Петербурге

Согласно новому отчету AC&M Consulting, общее количество номинальных абонентов сотовой связи (по числу проданных SIM-карт) на 31 июля 2011 года в России составило 224,26 млн человек, что соответствует уровню проникновения 154,5 %. В масштабах всей России наиболее активно продолжили набирать абонентскую базу «МегаФон» и «Билайн». При этом количество мобильных пользователей в Санкт-Петербурге составило 13,31 млн человек при проникновении 210 %.

Общее количество абонентов МТС на конец июля 2011 года по всем странам присутствия (Россия, Украина, Узбекистан, Туркменистан, Армения, Белоруссия) составило 108,81 млн. При этом абонентская база оператора по России составила 70,82 млн человек, сократившись за месяц на 0,264 млн человек. Что касается второго по величине оператора сотовой связи на территории СНГ – компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), то его совокупная абонентская база по 7 странам присутствия (Россия, Украина, Таджикистан, Казахстан, Армения, Грузия, Киргизия) без учета присоединенных активов в рамках сделки с Wind Telecom (см. материал рубрики «Билайн» на 3Gclub от 25 апреля 2011 г.) на 31 июля 2011 года составила 98,8 млн абонентов, что на 1,26 млн человек больше, чем на конец июня. И если резкий рост абонентской базы на 2 млн в прошлом месяце объяснялся покупкой «ВымпелКом» дальневосточной «Новой телефонной компании», то продолжение этого роста в июле 2011 года можно связать с активной маркетинговой политикой оператора. Так, в результате абонентская база «Билайн» в России на конец июля составила 55,934 млн абонентов или на 0,684 млн больше показателя на конец первого летнего месяца.

Однако не один лишь «Билайн» активно набирал абонентов в июле – абонентская база «МегаФон» по России в течение этого месяца также увеличилась – на 0,766 млн абонентов до 58,375 млн человек. Таким образом, «МегаФон» продолжает оставаться вторым по размеру абонентской базы сотовым оператором России, опережая ближайшего конкурента – «ВымпелКом» на 2,44 млн человек (несмотря на все старания «ВымпелКом», по сравнению с июнем разрыв практически не сократился – тогда он составлял 2,36 млн человек). Что касается общей численности абонентов «МегаФон» по всем странам присутствия (Россия, Таджикистан, Абхазия и Ю. Осетия), то на конец июля 2011 года она составила 59,1 млн человек (на 0,8 млн больше, чем на конец июня). Таким образом,  «МегаФон» продолжает активно набирать абонентскую базу, главным образом, за счет новых подключений в регионах. Но если ранее по динамике ее увеличения он явно опережал всех своих конкурентов, в последние два месяца к нему также присоединился и «ВымпелКом». 

Рыночные доли крупнейших сотовых операторов России на 31 июля 2011 г.
Данные
AC&M Consulting

 

Четвертый крупный сотовый игрок на территории России – дискаунтер Tele2 – на конец июля 2011 года имел 19,97 млн абонентов (20,78 млн с учетом «дочки» в Казахстане), что на 0,27 млн больше, чем в предыдущем месяце.
Благодаря интеграции сотовых активов МРК «Связьинвест» («Уралсвязьинформ», «Сибирьтелеком», «Волгателеком» и «Дальсвязь»), объединенный «Ростелеком» стал пятым крупнейшим сотовым игроком в России – его абонентскую базу аналитики AC&M Consulting оценивают в 12,95 млн человек, при этом ее размер за июль увеличился лишь на 50 тыс. абонентов.
Таким образом, на оставшихся региональных операторов России приходится 6,21 млн человек. Наиболее крупным из них по-прежнему остается группа СМАРТС с абонентской базой на конец июля 2011 г. в 2,5 млн человек (остается неизменной на протяжении последних четырех месяцев), далее следует «Сотовая связь МОТИВ» с 2,166 млн абонентов (+16 тыс.). На последнем месте находится CDMA-оператор «Скай Линк» с 1,450 млн абонентов (+25 тыс.), абонентскую базу которого «Ростелеком» пока решил не консолидировать со остальными своими сотовыми активами.

Что касается сотового рынка Санкт-Петербурга, то, по данным AC&M Consulting на 31 июля 2011 года, здесь насчитывалось 13,313 млн номинальных абонентов (по числу проданных SIM-карт) при проникновении 210 %, что на 157 тыс. абонентов больше, чем на конец июня. При этом в течение июля, как и в предыдущем месяце, удалось увеличить абонентскую базу всем сотовым операторам Санкт-Петербурга, хотя и в разных пропорциях: как и за первый летний месяц, больше всех подключил «Билайн», дав 40,8 % всех новых подключений, далее следует «МегаФон» с 34,4 %, Tele2 с 16,6 %, «Скай Линк» с 6,4 % и МТС с оставшимися 1,8 %.

 

Распределение сотового рынка Санкт-Петербурга на 31 июля 2011 года.
Данные AC&M Consulting

 

Если говорить о маркетинговой активности сотовых игроков в июле, то для Северо-Западного «Билайн», обеспечившего наибольшее число новых подключений, стоит выделить акцию «Безумные дни» (см. новость раздела «Билайн» от 12 августа 2011 г.), который провел в июле ее два раза (в течение двух определенных дней сумма внесенного на счет абонента платежа размером до 300 рублей удваивается). По всей видимости, именно это вызвало рост новых подключений, кроме того, первый месяц проведения акции «Безумные дни» на Северо-Западе принес оператору дополнительно 5 млн рублей.

Что касается активности Северо-Западного филиала «МегаФона» в июле 2011 года, то, главным образом, новые подключения он обеспечил уже имеющейся у него тарифной линейкой. Из наиболее интересных маркетинговых активностей июля здесь можно отметить лишь запуск тарифной опции «Отпуск-онлайн», когда 1 Мбайт данных при нахождении абонента в Дании, Испании, Латвии, Литве, Норвегии, Турции, Украине, Финляндии, Швеции и Эстонии тарифицируется по расценкам внутрисетевого роуминга по России – 7 рублей. Плата за подключение опции «Отпуск-онлайн», срок действия которой до 15 октября 2011 года, составляет 10 рублей, а абонентская плата отсутствует. 

МТС на Северо-Западе в июле 2011 года запустил акцию, по условиям которой при покупке комплекта «МТС Коннект» (одноименный тарифный план и 3G USB-модем) абонент получает 2 месяца Интернета на условиях опции «Безлимит-Super» (до 1 Гбайт в сутки). В дальнейшем он остается подключенным к этой опции, абонентская плата по которой начиная с третьего месяца составляет 449 рублей. Еще стоит упомянуть заключенные МТС в июле 2011 года роуминговые соглашения с операторами, предоставляющими связь GSM на морских и воздушных судах. После чего для пассажиров круизного парома «Принцесса Мария», курсирующего между Санкт-Петербургом и Хельсинки, стали действовать домашние тарифы Северо-Западного филиала МТС или внутрисетевого российского роуминга МТС (более подробно см. новость раздела «Сотовая связь» от 8 августа 2011 г.). 

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: сотовые операторы, сотовая связь, Билайн Петербург, МегаФон Петербург, МТС Петербург, AC&M Consulting