Укрепление бастионов

Внедрение современной системы хранения данных позволяет обеспечить непрерывность бизнес-операций и сэкономить на обслуживании ИТ-инфраструктуры. Главное правильно выстроить политику управления информацией.

В период интенсивного роста бизнеса информация в компании накапливается с огромной скоростью, часто превосходящей ожидания. Чтобы контролировать информационные потоки, уже недостаточно структурировать данные и представлять их в виде, удобном для принятия решений (это делается, например, с помощью бизнес-приложений). Нужно уметь управлять информацией на физическом уровне, оптимизировать ее хранение и вычислительные процессы.

ERP-системы и другое корпоративное ПО в этом деле помочь не могут: как отмечает директор научно-технического центра группы компаний Аквариус Владимир Ткачев, это ПО само является источником новых, и довольно мощных, информационных потоков. По оценкам ряда экспертов, при росте бизнеса в полтора-два раза объемы информации, принадлежащей компании, могут увеличиваться в пять-десять раз. Нагрузка на ИТ-инфраструктуру бизнеса непрерывно растет, говорит начальник отдела маркетинга компании Паладин-Инвент Елена Евдокимова. Причем речь идет уже не просто об информации, но о серьезном активе.

Деятельность бизнеса все больше зависит от бесперебойной работы информационных систем. Стоимость их простоя постоянно растет, что превращает хранение данных и управление ими из узкоспециальной сервисной проблемы в проблему экономическую и управленческую. Многим компаниям требуется своего рода инфраструктурная реформа, ключевой элемент которой продуманная политика управления данными, разработанная совместно руководством компании и ИТ-службой. Техническую поддержку этой реформе могут обеспечить специализированные программно-аппаратные комплексы системы хранения данных (СХД).

ИТ без политики

О неэффективности корпоративной политики в сфере управления информацией может сигнализировать многое. Прежде всего это регулярные сбои информационной системы предприятия, под которой в данном случае подразумевается не только бизнес-ПО, но и стандартные офисные приложения, электронная почта, веб-серверы, системы внутренней безопасности, архивы и т.д. Среди возможных аварийных ситуаций остановка системы, потеря доступа к данным, физическое уничтожение банков данных и серверов (например, в результате пожара). Серьезный ущерб наносят и рутинные неприятности, создающие основную массу неудобств для пользователей, например несколько минут задержки при открытии электронного письма или получасовое ожидание отчета по продажам в CRM-системе.

Для защиты от сбоев практически все компании используют резервное копирование, однако, как отмечает ведущий инженер компании Тринити Сергей Селезнев, это спасает далеко не всегда. Во-первых, нередко резервная копия хранится поблизости от оригинала и погибает вместе с ним. Во-вторых, любое восстановление требует времени, а значит, остановки ключевых бизнес-процессов. Остановка информационного сервиса может привести к остановке деятельности предприятия, а потеря информации может поставить под угрозу само существование компании, отмечает Селезнев.

Рутинные простои системы становятся очевидны, когда повторяются изо дня в день и все более интенсивно. В этом случае напрашивается далеко не всегда эффективное решение закупить новые серверы, которые усилят мощность системы по наиболее провальным направлениям, принять дополнительные меры по защите самых важных блоков информации. Если речь идет о небольшом предприятии, которое растет невысокими темпами, такой модернизации, возможно, хватит достаточно надолго. Но если компания активно развивается, простое наращивание мощностей позволит заткнуть только некоторые дыры в информационной системе и придется повторять все снова и снова.

Как живет информация

Внедрение систем хранения данных становится актуальным именно потому, что политика затыкания дыр изживает себя. Чем быстрее растет бизнес, тем сложнее учесть все приоритеты в сфере информации и привести их в систему. Во-первых, в рамках одной задачи существуют более и менее важные данные. Например, как говорит технический директор компании OCS Руслан Чиняков, отчет о продажах за день должен занимать секунды, месячный и квартальный отчеты могут обрабатываться несколько дольше, но все равно необходимо, чтобы они отображали состояние системы на вечер предыдущего дня. А клиентская база должна позволять десяткам или даже сотням сотрудников вести поиск в реальном времени. Как распределить вычислительную мощность, чтобы учесть все эти приоритеты?

Технический директор компании ТИМ Александр Матвеев отмечает, что более важные данные должны быть лучше защищены, для них нужно обеспечить высокую скорость доступа и восстановления после сбоев. Но у информации есть свой жизненный цикл: сначала она возникает и регистрируется, затем используется для оперативного управления и бухгалтерской отчетности, для бизнес-аналитики, потом становится архивным документом и наконец уничтожается. Поскольку на протяжении этого цикла значимость информации для бизнес-процессов меняется, должен меняться и уровень ее обслуживания. По словам Сергея Селезнева, наиболее важная в настоящий момент информация должна предоставляться с максимальным качеством сервиса, а вспомогательные данные могут быть доставлены и с задержками.

Происходит снижение затрат на поддержку информационных ресурсов, если достигается адекватный уровень обслуживания в каждый момент времени, подчеркивает Александр Матвеев. А делать это вручную, без применения специализированных СХД, практически невозможно. Для этого компании нужна гибкая инфраструктура хранения данных, обеспечивающая управление надежностью, скоростью доступа и стоимостью хранения. Полная автоматизация жизненного цикла информации дело будущего, но уже сегодня при помощи СХД можно эффективно распределять ресурсы для различных задач.

Поиски смысла

По оценке исполнительного директора компании MicroXperts Игоря Ефимова, сегодня на рынке СХД представлено достаточное количество продуктов, от больших и дорогих до компактных и доступных. Основные критерии для сравнения этих систем и их комбинаций производительность, надежность и цена. Вопрос об оптимальной инфраструктуре СХД должен рассматриваться индивидуально, с учетом собственных приоритетов и желательно после анализа внедрения интересующей компанию системы на другом предприятии.

Первое и самое главное при внедрении СХД следует исходить из конкретных требований сотрудников и руководства, причем эти требования должны быть формализованы. Менеджеру стоит найти ответ на вопрос, зачем, с какой целью ему нужно управлять информацией, насколько это важно для его компании, советует Руслан Чиняков. Разумеется, руководители отделов и направлений могут сформулировать свои запросы на привычном им языке, а ИТ-служба переведет их в цифры.

Работа над политикой управления данными должна быть совместным делом топ-менеджмента, руководителей отделов и ИТ-службы. Конечно, сама информация как бизнес-актив пусть находится в ведении менеджера, отвечающего за соответствующие бизнес-процессы, говорит Игорь Ефимов. Однако в этом заложены и основания возможного конфликта, во-первых, между разными функциональными менеджерами, которые будут бороться за наивысший приоритет для своей информации. Здесь не обойтись без высшей инстанции топ-менеджера, который расставит приоритеты.

Во-вторых, по словам директора по продажам санкт-петербургского офиса S&T International Михаила Мартьянова, возможен конфликт между руководством компании и ИТ-службой. Менеджеров в первую очередь беспокоит непрерывность бизнеса и операционная эффективность, позволяющая быстро реагировать на запросы пользователей, при разумной стоимости систем хранения. А ИТ-специалисты заинтересованы в гибких и мощных системах, которые помогут им лучше управлять корпоративными данными. Суть конфликта в том, что, с точки зрения руководителя, СХД это статья затрат организации, а уменьшение затрат одна из основных функций менеджера, добавляет Александр Матвеев.

По мнению Руслана Чинякова, лучше всего, когда в проекте по внедрению СХД принимает активное участие топ-менеджмент. Генеральный директор задает стратегию управления данными, ИТ-директор предлагает варианты реализации, финансовый директор определяет источники и размер финансирования, а также рентабельность проекта в целом. В зависимости от специфики бизнеса, в проектную группу могут войти менеджеры по маркетингу и персоналу, начальник службы безопасности, консультанты по аудиту и т.д.

Уровней много, система одна

В качестве отправной точки при формулировании требований можно взять описания бизнес-процессов, составленные при внедрении бизнес-приложений. По словам Владимира Ткачева, следует четко очертить круг активной информации, ее нужно вовлечь в бизнес-процессы и четко классифицировать по степени важности. Это, например, критически важная информация, без нее организация не может работать в текущий момент, информация, которая принципиально не должна быть потеряна (налоговые сверки), информация, срок восстановления которой не должен превышать четырех часов, и т.д.

Универсальных рецептов здесь нет. Если, например, компания производит типовую продукцию в несложном ассортименте, то главный акцент лучше сделать на устойчивости информационной инфраструктуры услуг и, выделив требования к нескольким ключевым задачам, подобрать простую, одно- или двухуровневую СХД. В случае если компания производит высокотехнологичные продукты с постоянно расширяющейся номенклатурой, имеет несколько территориальных подразделений, начинает диверсифицировать бизнес, вероятно, стоит задуматься о более гибкой, интеллектуальной и, что важно, масштабируемой СХД.

На первом этапе внедрения ресурсы обычно распределяются вручную, а затем, если система доказала свою работоспособность, в нее вводятся модели жизненного цикла данных. Программа будет отслеживать этапы жизни информации, определять, на какое устройство ее перебросить, какой уровень защиты установить, насколько часто проводить резервное копирование и т.д. Задача-максимум состоит в том, чтобы не просто учесть, но предугадать потребности пользователей. После того как технология отлажена на одном приложении (например, на электронной почте или CRM-модуле), она постепенно переносится на другое корпоративное ПО.

Принципы экономии

Как говорит Руслан Чиняков, каждое подразделение увидит результаты внедрения СХД по-разному. Например, коммерсанты могут почувствовать, что система продаж стала работать без сбоев и внеплановых остановок, отчеты выполняются гораздо быстрее и не вызывают зависаний на других участках КИС, время оформления сделок значительно сократилось, наконец ушли в прошлое постоянные напоминания о превышении размеров почтовых ящиков и места на диске и т.п.

По словам Михаила Мартьянова, совершенствование средств администрирования обычно существенно снижает стоимость эксплуатации и в долгосрочной перспективе заметно влияет на совокупную стоимость владения ИТ-инфраструктурой компании. Бизнес становится устойчивее к вызовам жизни, от стихийных бедствий до резкого роста объемов деятельности. Обеспечить непрерывность бизнеса без внедрения современной СХД практически невозможно, подытоживает Сергей Селезнев.

СХД позволяет высвободить немало скрытых ресурсов, повысить эффективность каждого рабочего места, сохранность корпоративной базы знаний в долгосрочной перспективе. Однако экономические результаты внедрения СХД определяются не только функциональностью системы и потраченными средствами, но и тем, сколько внимания компания уделила самой политике работы с данными, насколько тщательно были регламентированы требования к обработке информации и ее жизненные циклы.

Для тех же, кто не хочет инвестировать в развитие собственной инфраструктуры, существует возможность передать непрофильную деятельность внешним центрам обработки данных, тем самым повышая сохранность, доступность и управляемость информации и снижая затраты. По словам ведущего специалиста по информационным технологиям компании Elcom Дениса Дорохина, внешние центры обработки данных могут обеспечить более эффективное использование вычислительных ресурсов, чем сама компания. Для крупных компаний аутсорсинг это средство получить программные и аппаратные ресурсы с заданными параметрами производительности и времени простоя. Для небольших и средних компаний это прежде всего возможность сокращения издержек.

Впрочем, по мнению Игоря Ефимова, в России быстрое развитие аутсорсинга в области хранения данных прогнозировать не стоит. Услуги data-центров сегодня полезны тем, кто вынужден хранить большой объем архивной или публичной информации. Другие сферы применения такого аутсорсинга пока что менее востребованы. В то же время следует заметить, что ИТ-инфраструктура крупных российских предприятий постоянно усложняется, что заставляет искать новые способы ее оптимизации. Это, вероятно, будет стимулировать спрос на внешнюю обработку информации, и data-центры постепенно начнут продвигать свои услуги не только в Москве, где они сейчас сосредоточены, но и в регионах.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: