Потеря статуса. Петербург перестал быть Wi-Fi столицей

Согласно опубликованному недавно аналитическому отчету J’son&Partners «Wi-Fi в России», в 2004 году Петербург уступил Москве свое лидерство по количеству хот-спотов.

Напомним, что с исторической точки зрения первые зоны публичного беспроводного доступа в Интернет по технологии Wi-Fi (хот-споты) появились в Петербурге в 2003 году. Долгое время Северная столица удерживала позицию лидера по количеству хот-спотов, однако, ситуация изменилась в 2004 году, когда Wi-Fi в Москве стали развивать практически все сотовые GSM-операторы, а также такие компании как, например, "Голден Телеком". В Петербурге же количество таких провайдеров до сих пор ограничивается двумя.

Согласно исследованию, в Москве сейчас работает 47 хот-спотов, в Петербурге - 31 (данные на конец мая 2004 года). Однако, петербургские компании "ПетерСтар" и "Квантум" входят в первую тройку операторов по количеству точек доступа (15 и 14 соответственно), уступая только московскому "Таскому" (17 хот-спотов). Здесь надо учесть, что недавно компания "ПетерСтар" запустила хот-спот в новом пятизвездочном отеле "Эмеральд".

Как сообщила аналитик J'son&Partners Анна Орлова, исследование проводилось в течение мая этого года, и охватывало всю Россию. Однако в отчет попали только те провайдеры Wi-Fi, которые оказывают услуги на коммерческой основе (даже если это стоимость SMS-запроса, который отсылается сотовому оператору для получения данных для пользования хот-спотом). Из-за этого исследование фактически сфокусировалось только на двух городах России - Москве и Петербурге, т.к. сейчас за их пределами единственный коммерческий хот-спот работает в Самаре. Всего по данным J'son&Partners в России насчитывается 21 провайдер Wi-Fi (WISP), из них только девять предоставляют услугу на коммерческой основе. В России работает 85 платных зон доступа, и насчитывается около 1,2-1,4 тыс. активных пользователей Wi-Fi. В среднем стоимость доступа в интернет через хот-спот составляет $6-10 в час или $25-30 в сутки.

Большая часть российских пользователей Wi-Fi - студенты, они составляют 60% от общего числа (800-1 тыс. человек в первом квартале 2004 года). Такое положение вещей объясняется просто: в главных университетах страны открыты бесплатные хот-споты. Вторую категорию активных потребителей услуги представляют бизнесмены. По разным оценкам, сейчас от 400 до 600 предпринимателей пользуются беспроводными сетями регулярно. Именно они приносят Wi-Fi провайдерам 70% реальных доходов.

Согласно отчету, к концу 2004 года число хот-спотов в Москве и Петербурге должно достичь 140-150. К 2007 году количество точек доступа в двух столицах может превысить 550, и основная часть из них будет приходиться на две столицы. Коммерческие хот-споты появятся и в других крупных городах России - Екатеринбурге, Новосибирске и т.д., но их количество вряд ли будет значимым. Основной причиной для этого Анна Орлова видит в низком платежеспособном спросе на такие услуги в регионах, который дополняется тем, что общая стоимость запуска хот-спота в провинции будет всегда дороже, нежели чем в Москве и Петербурге.

По состоянию на конец 2003 года в мире насчитывалось почти 43 тыс. публичных хот-спотов. Сейчас этот показатель, по подсчетам специалистов J'son & Partners, вырос до 110 тыс. Ожидается, что к концу текущего года на земном шаре будет работать более 140 тыс. зон публичного беспроводного доступа в интернет по технологии Wi-Fi. На данный момент примерно половина всех публичных хот-спотов расположена в Азии, 28% - в США, 23% - в Европе.

Автор: Михаил Северов.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: