Avaya web.alive – виртуальные бизнес-коммуникации

Наиболее естественная и эффективная форма для решения деловых вопросов – это живое общение. Однако в условиях территориальной удаленности, трудности сбора всех участников в одном месте одновременно, при проведении срочных мероприятий, когда заранее неизвестно время для проведения встречи и поэтому она оказывается не в графике для большинства участников, при проведении учебных занятий и сеансов работы с клиентами оказывается, что собрать всех в одном месте не только накладно, но и просто нереально. Сколько же таких ситуаций возникает… А следствие – упущенная выгода, торможение скорости развития бизнеса и другие «радости», без которых не может обойтись реальный бизнес. Чтобы устранить эти ненужные «издержки», требуется искать компромисс.

Реалии таковы, что расширение бизнеса требует проводить совместные мероприятия все чаще и чаще. Отказаться от формата очных встреч сложно вследствие их высокой эффективности, но постоянно жертвовать другими делами – это не самое лучшее решение.

Подобная проблема чаще всего решается организацией видеоконференций. Однако в этом случае участников ждет проблема другого характера: им необходимо предоставить достаточно дорогостоящую программную и аппаратную поддержку, провести широкие каналы для связи. При этом формат видеоконференций отличается от традиционного, живого общения: переговорные комнаты требуется переоборудовать и установить широкоформатные телевизоры, произвести монтаж специализированных IP-камер, поддерживающих не только круговой обзор, но и направленную съемку голоса. В итоге получается дорогое решение, доступное пока очень немногим. И даже если компания может себе позволить монтаж такой системы, обычно их количество ограничено, что вызывает появление очередей для ожидания «свободного» времени и, соответственно, новых проблем. Можно ли предложить другое решение?

Такое решение есть у компании Avaya. О нем рассказали технический директор Avaya в России и СНГ Георгий Санадзе и системный инженер Avaya Владимир Ярославский в ходе пресс-конференции, проведенной 9 ноября 2011 года в головном московском офисе компании.

Российские журналисты смогли познакомиться там и испытать в реальной работе возможности бизнес-решения, которое носит название Avaya web.alive. Оно позволяет перенести корпоративные коммуникации в виртуальную среду и реализовать их в оригинальной, но тем не менее достаточно удобной, можно сказать, «привычной» для участников форме.

Идея сервиса Avaya web.alive состоит в следующем. Он создает новую среду для бизнес-коммуникаций, которая, с одной стороны, не требовательна к применяемому оборудованию, телекоммуникационным каналам связи и необходимости предварительного обучения участников, но, с другой стороны, предоставляет им максимум возможностей в привычной форме. Каждому участнику требуется обычный компьютер, работающий под управлением Windows XP/Vista/7 и подключенный к Интернету по вполне обычному каналу связи. Этого «нехитрого» арсенала оказывается вполне достаточно, чтобы организовать виртуальную совместную «встречу» для всех заинтересованных участников вне зависимости от их текущего территориального местоположения.

Звучит очень заманчиво, но, наверное, еще непонятно, как это удалось реализовать. А решение оказывается вполне реальное.

Ответ кроется в выборе базовой платформы. Это …игровой механизм популярного шутера от первого лица, знакомого многим. Unreal Tournament – культовая компьютерная игра, бывшая очень популярной в начале 2000-х гг. и позиционировавшаяся как прямой конкурент для Quake III Arena от id Software. Игра Unreal Tournament смогла тогда на равных соперничать со своим прославленным «соперником», и успех был обусловлен во многом благодаря ее отличной графической поддержке. Это была простая, трехмерная, виртуальная реальность, которая отлично работала даже на «слабых» линиях, в том числе в России, где «соединяющие дорого» традиционно не отличаются высокой пропускной способностью и скоростями. А играли в Unreal Tournament по всей стране.




Так выглядит интерфейс оригинальной игры Unreal Tournament



Отличная поддержка трехмерной виртуальной реальности в условиях слабых сетей и стало той отправной точкой, с которой началось развитие решения Avaya web.alive. Идея решения состояла в том, чтобы использовать игровой механизм для воссоздания в виртуальном виде деловых мероприятий – совещаний, выставок, конференций, учебных семинаров и т. д.

Первым делом компании требуется доработать формируемый виртуальный мир, осуществив «перепланировку» под реальный офис. Эту задачу обычно решает компания, занимающаяся внедрением продукта. Когда все готово, у каждого приходящего в виртуальный офис персонажа (здесь их называют аватарами) создается впечатление, что он попадает в знакомое помещение. Они приходят и становятся участниками «запланированного» мероприятия, пусть оно даже и проводится в виртуальной форме.





Виртуальный зал для проведения мероприятий



«Вход» участников контролируется через систему парольной защиты, которая, в свою очередь, управляется администратором «виртуального мира». Этот мир делится на множество комнат, причем для каждой из них администратор может выбрать собственного «управляющего» и делегировать ему часть своих функций по управлению происходящими в комнате событиями.




Просмотр презентации на стене в виртуальной комнате



Насколько удачным получилось решение web.alive, журналисты убедились сразу. Те, кто опоздал к началу мероприятия, просто садились за свободный компьютер, им открывался доступ для посещения демонстрационного виртуального мира, и они без всякой предварительной подготовки могли приступать к участию в виртуальном пресс-мероприятии. Каждый мог двигаться по комнатам, подходить к прикрепленным на стенах демонстрационным доскам, выводить на них видео, флеш-ролики, запускать просмотр слайд-шоу, используя фотографии и графические диаграммы с подключенного флеш-накопителя или жесткого диска на локальном компьютере. Имелась даже возможность открыть веб-страницу по введенному URL-адресу и показать ее содержание всем участникам, находящимся в той же виртуальной комнате.

Простота участия и доступность сервисов Avaya web.alive объясняется просто: разработчики сохранили те же кнопки управления, которые использовались в оригинальной игре Unreal Tournament (впрочем, те же кнопки применяются во многих игровых программах). Те участники виртуальной пресс-конференции, кто не прошел «игровую школу», могли быстро изучить «правила поведения» по предложенному руководству. Компания Avaya предлагает множество вариантов для обучения – от документации на сайте до специальных видеороликов на YouTube (например, http://youtu.be/8l5mWuALnCs). Все интуитивно понятно.

Главное, что привнесла компания Avaya в оригинальный движок Unreal Tournament, – поддержка голоса и его передача через механизм VoIP. Это основное «ноу-хау» данного решения. Участники виртуальной встречи могут не только контролировать перемещение своего персонажа, но и говорить «вслух», в микрофон, общаясь с другими участниками встречи. Голосовая речь каждого участника снимается с микрофона компьютера и преобразуется в IP-трафик данных. Далее происходит мультиплексирование голосовых потоков, идущих от всех участников встречи. Они передаются по Интернету на сервер, обрабатываются и передаются обратно тем участникам виртуального собрания, которые «имеют возможность» слышать с учетом их текущего местоположения.

Передача голосовых данных производится по защищенным каналам связи и является экономной с точки зрения затрат пропускной способности канала. Система прекрасно работает при скоростях 64 Кбит/сек, если не запускать видео для просмотра на общей стене виртуального зала.

Впрочем, ограничения с видео касаются только тех инсталляций, которые «работают» с головным сервером в США. Как уточнили в Avaya, каждый реальный проект web.alive уникален. Компания может детально переработать конфигурацию аппаратной поддержки сервиса web.alive с учетом прикладных задач конкретного заказчика. В частности, допускается установка серверов в непосредственной близости. В этом случае снимаются ограничения на загрузку канала и можно смело говорить об использования функции Video on Demand. Теперь на стенах виртуальных переговорных комнат можно демонстрировать видеоматериалы, которые смогут смотреть все участниками виртуального собрания.




Виртуальная пресс-конференция



Существует, однако, ограничение для web.alive. Оно касается выбора платформы. Сейчас сервисом можно пользоваться только с компьютеров под управлением Windows XP/Vista/7. Ограничение вызвано тем, что поддержка осуществляется через элемент ActiveX. В Avaya сейчас ведутся работы по расширению списка поддерживаемых платформ.

Самый важный вопрос: сколько стоит эта интерактивная платформа web.alive для проведения конференц-связи и совместной работы? Ответ на этот вопрос от компании Avaya звучал так: «Это решение не может быть дешевым. Однако оно не настолько затратно как типовой монтаж оборудования для видеоконференцсвязи. Цена на установку Avaya web.alive лежит где-то посередине, предусматривает оценку потребностей заказчика и, соответственно, выбор такой аппаратной поддержки, которая бы удовлетворяла его задачам.

Что может ожидать заказчик такого решения? Использование web.alive может в корне изменить качество коммуникации между компанией и ее сотрудниками и клиентами. Одновременно с показом презентаций и других материалов можно вести беспрепятственный обмен информацией между коллегами, преподавателем и студентами, тренером и командой.

Впрочем, познакомиться с демонстрационным вариантом системы может каждый. Для этого можно попробовать виртуальный демо-вариант, расположенный по адресу http://launch.avayalive.com/. Также можно посмотреть видео – http://www.youtube.com/watch?v=R_eEx5E1bOM и http://www.youtube.com/watch?v=kHgav_IgeeY, после чего составить свое мнение о полезности и удобстве предложенного сервиса.

Автор: Игорь Новиков.

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: видеоконференцсвязь, ВКС, видеоконференция