Восьмой Балтийский конкурс подвел итоги

В минувшую пятницу, 3 февраля 2012 года, состоялась церемония закрытия и подведение итогов 8-го Балтийского научно-инженерного конкурса. По его итогам награды были присуждены 183 научным работам, среди которых 10 работ, относящихся к секции computer science (программирование и компьютерные технологии). Из них главный приз – поездка в США на финал Международного смотра-конкурса научных работ школьников – отошел школьнику из Петербурга Гаджи Османову, который уже в прошлом году стал лауреатом «Малой Нобелевской премии». Всего же по направлению computer science в 2012 году была представлена 31 работа.

Об открытии конкурса мы писали в материале от 2 февраля 2012 года (см. «В Петербурге стартовал Балтийский конкурс»). Спонсорскую поддержку конкурсу организовали корпорация Intel, фонд «Династия», Санкт-Петербургский центр разработок компании ЕМС, ЗАО «Транзас», а также компании «Ауровилль», Arcadia, «Доктор Веб», «Аскон», Murano Software, «Ланит-Терком», издательство «БХВ-Петербург».

По итогам конкурса дипломы получили 183 работы, что составляет примерно две трети от числа представленных работ. Самые значимые дипломы касались оценки работ школьников научным жюри. Между тем молодежное жюри и учительское жюри также провели свой независимый отбор, и значительное количество дипломов досталось участникам конкурса именно от их представителей.

В частности, председатель молодежного жюри Роман Шеин отметил профессиональную работу своих коллег, удачный выбор критериев, по которым производилась оценка работ, а также поблагодарил самих школьников – в том числе за оптимизм и поддержку веры в будущее.

Председатель учительского жюри, директор школы № 564 Нина Корсакова, отметила профессионализм и личные качества своих коллег – членов жюри, а также отметила, что Балтийский конкурс позволил школьникам приобрести очень важные качества: добиваться поставленной цели и уметь представлять результаты своего труда.

Стоит отметить, что хотя при награждении работ представителями молодежного и учительского жюри разбиения по секциям не было, такое разбиение присутствовало, когда речь зашла о наградах от научного жюри. И одной из самых успешных в плане полученных наград стала секция computer science («программирование и компьютерные технологии»). По этой секции представленными к награждению научным жюри оказались 9 работ.




Председатель молодежного жюри Роман Шеин награждает авторов работ,
получивших отличие от представителей молодежного жюри



Дипломы третьей степени и специальные премии получили Дмитрий Карницкий из Дзержинска («Интерактивное пособие по изучению знаков дорожного движения»), Андрей Васильев из Воронежа («Голосовое управление компьютером»), Виталий Заславский из города Сортавала («Система для организации сетевых интеллектуальных соревнований»), Александр Думчиков из Уфы («Распознавание голосов птиц методом вейвлет-анализа») и Павел Фигурин из Санкт-Петербурга («Моделирование динамики абсолютно твердого тела»).




В рамках Балтийского конкурса прошло также награждение победителей олимпиадного
конкурса «Математика нон-стоп», в котором приняли участие учащиеся 5 – 9-х классов



Дипломы второй степени и специальные премии получили Алексей Гусев из Москвы («Биометрическая система идентификации пользователя в компьютерных сетях по голосу») и Владислав Кашанский из Челябинска («Создание платформы Net Exams для организации дистанционного обучения в естественнонаучном лицее»).




Лауреаты Балтийского конкурса – 2012, получившие дипломы 3-й степени по разным секциям



Диплом первой степени и региональную премию (которая включала в себя ноутбук) получила Алена Павлова из Петрозаводска («Программно-аппаратная система управления и навигации исследовательского робота с двумя оптическими каналами»), а также такой премии была удостоена коллективная работа Маргариты Киселевой, Давида Аракеляна, Алексея Кобзарева, Георгия Мануилова, Никиты Минаева и Свечниковой Татьяны под названием «Система трехмерного позиционирования с виртуальной обратной связью».




Школьники Алексей Гусев и Владислав Кашанский,
получившие дипломы 2-й степени в секции computer science



Что же касается главной премии – поездки в Питтсбург (США) на финал Международного смотра-конкурса научных работ Intel-ISEF в мае 2012 года, то она досталась авторам трех работ, среди которых в секции computer scienc была работа Back in time tool for Android OS петербургского школьника Гаджи Османова, уже выигравшего «Малую Нобелевскую премию» на прошлогоднем Inter-ISEF в США.




Алена Павлова из 10-го класса Университетского лицея г. Петрозаводска,
получившая диплом 1-й степени в секции computer science



«Работа Гаджи Османова интересна в первую очередь тем, что связана с очень распространенным и популярным сейчас семейством устройств, работающих с операционной системой Android, – отметил главный научный сотрудник института информатики и автоматизации Российской академии наук профессор Сергей Баранов, возглавляющий научное жюри для секции computer science. – Эта работа призвана наблюдать за работой различных приложений для Android, а также контролировать ход их работы».




Лауреат Балтийского конкурса и конкурса Inter-ISEF петербуржец Гаджи Османов.
Рядом с ним – главный научный сотрудник института информатики и автоматизации
Российской академии наук профессор Сергей Баранов



Г-н Баранов отметил, что мобильные приложения для Android должны отлаживаться и изучаться в различных условиях их использования. А поскольку такие приложения пишут разные люди в огромном количестве, то необходимо научиться проводить диагностику таких приложений, особенно если они относятся к таким серьезным отраслям, как медицина. Другими словами, в некоторых случаях от корректной работы мобильного приложения может зависеть жизнь человека.

Сам Гаджи Османов пока что не задумывается о коммерческом применении для своей разработки. На вопрос корреспондента spbIT.ru молодой лауреат Балтийского конкурса ответил, что пока не имеет объективных планов на будущее, для него важно достойно представить Россию и Санкт-Петербург в США, а также продолжить научные разработки.

«Если в прошлом году у нас были некоторые разочарования, связанные с конкурсом, то ничего похожего о нынешнем конкурсе сказать нельзя, – отметил Сергей Баранов. – В 2012 году у нас очень сильный состав, множество интересных работ, в том числе и с периферии – в этом плане радуют участники не только из Петербурга и Москвы, но и многих других регионов. Отличные работы предоставила Белоруссия, а также ребята из Челябинска и Петрозаводска, Сарова и Нижнего Новгорода».




Главный научный сотрудник института информатики и автоматизации
Российской академии наук профессор Сергей Баранов



Г-н Баранов обратил внимание на то, что тенденция «укрупнения» периферии стала проявляться в конкурсе только последние три или четыре года. Раньше в основном побеждали работы петербуржцев, да и процент участников из Северной столицы был намного выше. Кроме того, Сергей Баранов отметил, что существует тенденция увеличения числа участников конкурса каждый год.

«В нынешнем году участников стало больше на одну треть, чем в 2011 году, их работы отличает высокий профессиональный уровень, – поделился г-н Баранов суждениями. – Однако, что также интересно, ребята обладают широкой общей культурой. Например, в секции computer science есть работы, посвященные изучению английского языка или правил дорожного движения. Также есть работы, посвященные математическим исследованиям, например построению атласа кривых или движению твердого тела в различных условиях. Поэтому я считаю, что конкурс удался, несмотря на очевидные экономические трудности. Самое главное, что есть очень заметный интерес, у ребят горят глаза – и это очень отрадно наблюдать».




Председатель учительского жюри – директор школы № 564 Нина Корсакова



«Конкурс примечателен тем, что он, по сути, является площадкой для диалога самых разных структур, – прокомментировал Балтийский конкурс председатель бизнес-жюри, научный консультант ЗАО «Линкс» (Lynx) Дмитрий Дмитриев. – Здесь были и представители школьного образования, и высшего образования, и государственных структур. Такой симбиоз на самом деле редко где возникает. Обычно, когда школьник приходит в вуз, ему там говорят: «Забудьте, чему вас учили в школе». Когда недавний студент приходит работать в компанию, ему там говорят: «Забудьте о той теории, что была в вузе, мы научим вас практике». Поэтому я считаю, что такие площадки, где представители различных структур могли бы договориться друг с другом по ряду образовательных вопросов, просто необходимы».

Г-н Дмитриев высоко оценил и секцию computer science Балтийского конкурса образца 2012 года:

«Секция программирования и компьютерных технологий представлена широким спектром разных работ, – заявил Дмитрий Дмитриев. – Там есть такие абсолютно трендовые вещи, как написание программ диагностики для Android. Считаю, что автор этого проекта Гаджи Османов совершил блестящую работу – ему удалось влезть внутрь кода ядра Android и модифицировать его таким образом, что появилась возможность тестировать приложения. Также весьма привлекательными и интересными оказались и многие другие работы, например по распознаванию голосов птиц. Однако больше всего меня порадовали работы по искусственному интеллекту. Считаю, что именно такие исследования позволят компьютерным технологиям совершить еще один стремительный шаг к прогрессу».

«Конкурс получился наисильнейшим по составу работ, – прокомментировал Балтийский конкурс по его завершению председатель оргкомитета Балтийского конкурса Илья Чистяков. – Секции физики, computer science, математики, химии просто выше всяких похвал. Оценки жюри во многих случаях – высочайшие. Количество врученных дипломов по всем секциям свидетельствует о том, что пустых, бессодержательных работ на конкурс предоставлено не было. Все они представляют из себя очень интересные самостоятельные научные исследования, которые имеют и возможность практического применения, и теоретическое значение».

Г-н Чистяков также изъявил желание отметить роль научных руководителей, оказавших, по его словам, уникальную поддержку школьникам. Как объяснил Илья Чистяков, научные руководители сумели сформировать для своих подопечных научную базу, и школьники, перед тем как приступить к работе, уже обладают обширным спектром знаний по своей тематике.

На вопрос корреспондента spbIT.ru о том, какие критерии явились решающими при выборе работ-призеров, Илья Чистяков назвал такие критерии, как законченность, самостоятельность решений, самостоятельный подход к исследованию, серьезная актуальность темы исследования и возможность практического применения.

«В первую очередь это, конечно, завершенность, то есть доведенность проекта до кондиции уже готового продукта, – резюмировал г-н Чистяков. – Особенно это касается работ, представленных в секции computer science. Эти работы представляют из себя не измышления теоретиков, а вполне реальные жизненные проекты, которые могут при хорошем маркетинге и инжиниринге привести к серьезному бизнес-проекту».

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Маркетинг, ПО, Кадры

Ключевые слова: маркетинг, разработка программного обеспечения, разработка программ, мероприятия, школьник