Петербургская инновационная жара весной. Победитель Startup Sauna Warmup сможет решить одну извечную проблему России

В начале этой недели, 12 марта 2012 года, в петербургском бизнес-инкубаторе QD принимали популярный бизнес-акселератор для стартапов, находящихся на посевной стадии, ‒ Startup Sauna, который уже в третий раз встречается с предпринимателями и представителями стартапов из России.

Напомним, что программа Startup Sauna, основанная в 2010 году, ‒ это общедоступный бизнес-акселератор для наиболее перспективных стартапов на посевной (seed) стадии из стран северной Европы, Балтии и России. Ее целью является улучшение качества проекта для того, чтобы привлечь инвесторов и талантливых людей в регион, а затем вернуть их назад, чтобы они смогли оказывать экономическое влияние в своих собственных странах. Startup Sauna проходит два раза в год. Она протестировала более чем 500 стартапов и помогла привлечь более 8,2 млн евро. Успех российской программы демонстрирует на своем примере московская компания «Максиген» (Maxygen), один из трех главных победителей последней Startup Sauna.

Система проведения конкурса в Петербурге была весьма проста: получение обратной связи от экспертов, затем рассказ о проекте в формате трехминутного спича на английском языке. Стартапы, которые по итогам спич-сессии были отобраны организаторами, получили возможность пообщаться один на один с опытными зарубежными менторами. Победители завоюют право поехать на три недели в Хельсинки, где пройдет основная часть программы Startup Sauna. Лучшие стартапы по итогам трехнедельного «экспресс-менторинга» (оценки проекта со стороны менторов) поедут в Кремниевую Долину.

Директор бизнес-инкубатора QD Марина Сухорукова еще на предварительном этапе отметила ряд перспективных стартапов: «Интересны проекты, за которыми стоят какие-то технологии помимо веба. Их мало, так как молодым людям сложно создать такой проект – они должны быть аффинированы с какими-то научными лабораториями, с кем-то, кто владеет этими самыми технологиями. У QD уже есть опыт успешного участия в «Саунах». Наш проект выигрывал Summer IT и «Сауну». Финны финансируют их поездки по Скандинавии, в Штаты на профильные мероприятия. Ребята нашли себя, заключили договора и работают. Они развивались у нас на глазах – от «сырого» стартапа до полноценного бизнеса. Мы видим огромную эффективность для проектов, здесь ребята реализовывают удачные идеи, и только за последний год-полтора все это набрало небывалый ход. Есть заинтересованность в российских стартаперах, поэтому проводится так много подобных мероприятий. Петербург в приоритетном положении – в силу своей близости к Финляндии. Впрочем, тут же появляется большая проблема – очень мало интересных стартапов в мире. Стартапы стали очень модным занятием, и многие молодые ребята ринулись в эту сферу, хотя у них нет абсолютно никаких оснований стать лидером бизнеса, но все равно многие хотят строить бизнес. Невооруженным глазом видно, что они не выстрелят – нет способностей лидерских. Они, скорее, хорошие дизайнеры, разработчики, могут даже идею придумать, но чтобы делать бизнес, нужны другие критерии. По статистике, в любом обществе слишком малый процент людей, склонных к предпринимательству, которые готовы брать на себя ответственность».




Расписание спич-сессии. Никто не хочет пропустить свою очередь



Для участия в петербургской сессии было подано более тридцати заявок, из которых организаторы отобрали двадцать наиболее перспективных идей. Десять самых интересных проектов получили возможность пообщаться один на один с экспертами. Один из них – Карина Сотник (член совета начальников ряда удачных стартапов в области ИТ, имеет двадцатилетний опыт ведения технологичных проектов в Силиконовой Долине (в области CRM, электронной коммерции, социальных медиа, управления данными и т. д.)), которая поделилась своим мнением о мероприятии: «Я хотела познакомиться с ситуацией со стартапами в России, увидеть, какие проекты работают сейчас, какие интересны конкретно мне. Проекты, которые попали в первую десятку, – очень серьезные. Правда, многие из них встали перед проблемой – как преподнести себя по-английски, но в этом им можно легко помочь. Сталкиваются они и с другими трудностями – как донести свою мысль простыми словами, терминами. В основном проекты интересные, продуманные и явно с хорошим будущим. Стало меньше клонирования западных образцов, больше своего – свои идеи, которые будут интересны не только российскому рынку, но и зарубежному. Впрочем, у российских стартаперов я замечаю некую расслабленность, потому что многие рассматривают свой стартап как проект или компанию только на бумаге и еще не понимают, насколько это жестокий рынок. Борьба на настоящем рынке за существование идет невероятно жесткая, здесь же условия тепличные для них. Когда же они выйдут на рынок, то эта конкурентная борьба может стать для них серьезным ударом, каждого клиента необходимо будет получать в драке. Хочется подготовить ребят к этой борьбе, чтобы они не были затем огорошены».




Глава российских операций Startup Sauna Евгений Пелтола
с одним из «коучей» петербургской «сауны»



Глава российских операций Startup Sauna Евгений Пелтола, на плечах которого лежало привлечение и отбор этих самых экспертов в рамках программы, именуемых «коучами» (тренерами), очень гордится проделанной работой: «Коучи стараются помочь со стартапом. Они не дают только хорошие комментарии, столь же откровенно они указывают на слабые стороны проекта, чтобы улучшить стартап. У каждого свой подход – как правило, коучи пытаются дать персонализированные советы каждой из команд и делают это бесплатно. В этой программе порядка пятидесяти коучей несколько часов в месяц безвозмездно оказывают помощь начинающим предпринимателям. Они тратят свое время и, естественно, хотят, чтобы у команд все получилось. Для победы стартап должен хотеть изменить индустрию, иметь хорошую масштабируемость в другие рынки, да и просто должна быть хорошая команда, «голодные» предприниматели. Петербургская «Сауна» – одно ряда мероприятий, проводимых в России, на которых рассматривается более ста стартапов».

Звездный час наступил у проектов Deliveride – это сервис, в рамках которого пользователи, желающие купить что-либо из другого города или страны, могут найти тех, кто собирается в поездку и готов доставить товар под заказ; Group Force – платформа, позволяющая компаниям и сообществам запускать собственную программу e-commerce под своими брендами на своих сайтах; Life affinit – сервис, который получает данные пользователей из разных социальных сетей и анализирует предпочтения («лайки», «твитты», музыку и любимые места); SaleSpring – википедия открытых деловых контактов предприятий России и СНГ и их сотрудников; облачный беспроводной персонализированный сервис для туристов с геолокализацией, который предоставляет аудиогиды на разных языках; Loyalty Plant – мобильное приложение с индивидуальным дизайном, позволяющее компаниям оповещать клиентов о специальных предложениях и создавать дисконтные карты внутри приложения; Good Roads – это мобильный сервис, позволяющий анализировать состояние дорожного покрытия; Smart Muzey – размещение QR-кодов на музейных табличках с названиями экспонатов; Svezhij Krasnij Farsh – онлайн-игра между двумя игроками, которые обладают армией – колодой карт, состоящей из персонажей-мемов (сражение между двумя армиями доходит до 60 персонажей); YourBand – музыкальный сервис с возможностью онлайн-репетиций, платформа, совмещающая музыкантов и их аудитории.



.
Счастливые победители петербургской Startup Sauna – Peacock Team и участники проекта Your Band



В результате эксперты выбрали трех победителей. Peacock Team (проект Good Roads) получил гран-при Startup Sauna. Веб-сервис и мобильное приложение призваны решить проблему мониторинга состояния дорожного покрытия - они автоматизированы и непредвзяты. Мобильное приложение, установленное на устройстве пользователя, играет роль поставщика данных для сервера, осуществляющего обработку и визуализацию этой информации. Кроме социальной нагрузки, проект несет и развлекательную функцию – создается игровая механика для нового типа реально-виртуальной автомобильной игры.

Проект Your Band занял первое место, второе – у стартапа SG Travel Technology (Excursia). Руководитель проекта YourBand Денис Никаноров, победивший со своей идеей, рассказал о проекте, отвечающем современным тенденциям развития Интернета и музыкальной индустрии: «Наш сервис основной своей функцией являет проведение репетиций через Интернет. Ты музыкант, у тебя есть инструмент и выход в сеть: втыкаешь гитару в компьютер, находишь своих друзей и репетируешь через Интернет. Сейчас репетиции проходят в арендованных помещениях на дорогостоящем оборудовании репетиционных точек, и музыканты платят за это немалые деньги. Мы решили изменить эту тенденцию – убрать затраты денег и времени. Я сам музыкант и знаю, какие огромные деньги уходят на репетиции, и понимаю, что у многих людей нет возможности репетировать необходимое количество времени. Творчество должно идти от души и не быть завязанным на коммерции. Я не сторонник того, чтобы делать такие вещи платными. С удовольствием бы съездил в Европу – посмотреть, как там люди репетируют, как занимаются там музыкой. Мне важен взгляд изнутри. Участие в Startup Sauna позволило мне набраться опыта. Встретиться с очень сильными экспертами – научиться многому у них».




Эксперты выносят решение



Директор бизнес-инкубатора QD Марина Сухорукова подвела итог мероприятия: «Startup Sauna» собрала очень сильный пул экспертов. Участники сами это отмечают, когда получают обратную связь. Здесь один коуч в Силиконовой Долине работает, у другого успешный бизнес – 8 млн пользователей во всем мире. Это мероприятие отличает от других обстановка – «warm up», то есть разогрев стартапов – отбор проектов перед следующей ступенью. Сами стартаперы получают огромный опыт – им много раз надо рассказать свою идею. Представить свой проект, чтобы получить большое количество положительных откликов, чтобы двигаться дальше. Startup Sauna лишь один из этапов работы над проектом. Одно дело рассказать о своей идее друзьям, а другое дело рассказать экспертам».


Подробности

QD (Quattour Dimensionis – это «четыре измерения» на латыни) – это межвузовский студенческий бизнес-инкубатор для технологических компаний. Все его действия и услуги – бесплатные для резидентов – направлены на помощь молодым предпринимателям в становлении успешного технологического бизнеса, создавая условия для качественного развития сообщества и привлечения капитала. К сотрудничеству приглашаются не только молодые предприниматели и инвесторы, но и эксперты от бизнеса, ученые, лидеры сообществ. QD – это инкубатор для самых «молодых» технологических бизнесов, его задача – помогать резидентам делать стартапы, которыми в дальнейшем заинтересуются инвесторы.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Маркетинг, ПО, Web, Инновации

Ключевые слова: разработка программного обеспечения, веб-сервис, разработки , разработка программ, инновационная инфраструктура, бизнес-инкубатор, инновации