Итоги первого квартала для инфраструктурных вендоров

Снижение темпов роста строительства сетей LTE в США, сокращение бизнеса CDMA и нестабильность в Европе вызвали снижение объемов чистой прибыли практически у всех поставщиков инфраструктурных решений. Тем не менее негативные тенденции не отразились на отчетности Huawei, который практически не представлен на рынке США, и компания прочно закрепилась на втором месте после отраслевого лидера – Ericsson. Последний на общем фоне выглядит скорее исключением – на его положительные результаты повлияло завершение сделки по продаже 50%-ной доли в JV с Sony за $1,1 млрд.

Общие доходы Ericsson по итогам первого квартала 2012 года сократились на 4 % – до $7,57 млрд, при этом чистая прибыль, наоборот, возросла до $1,3 млрд ($609 млн по результатам первого квартала 2010 года). Однако этот результат был достигнут, прежде всего, за счет продажи 50%-ной доли в JV с Sony за $1,1 млрд. Продажи инфраструктурного оборудования значительно упали, хотя бизнес сервисного обслуживания сетей по итогам первого квартала вырос на 18 % – до $3,06 млрд. Из-за продолжающегося снижения спроса на решения CDMA продажи компании упали на 18 % – до уровня $4,05 млрд. Как заявил CFO Ericsson Jan Frykhammar в интервью FierceWireless, высокая выручка в первом квартале 2011 года объяснялась крупными инвестициями операторов в развитие своих сетей, особенно в России и Китае. В этом же году на снижение прибыли повлияла нестабильная макроэкономическая ситуация, а также 40%-ное снижение спроса на оборудование CMDA по сравнению с предыдущим годом, что главным образом вызвано агрессивной миграцией американских операторов к LTE. Тем не менее это объясняет и продолжающийся высокий спрос на решения HSPA и LTE в Северной Америке. При этом наибольшее снижение уровня продаж произошло в Северной Европе и Центральной Азии (-32 %), в то время как для рынков Западной и Центральной Европы – на 10 %. Как и предполагали топ-менеджеры Ericsson, в основном это было вызвано смещением баланса в структуре сделок компании с проектов по увеличению пропускной способности на проекты по модернизации и увеличению зоны покрытия сетей – эта тенденция будет доминировать в краткосрочной перспективе.

Что касается Huawei, то по итогам квартала компания обошла своего главного конкурента Nokia Siemens Networks и теперь по объемам поставок прочно закрепилась на втором месте после Ericsson. Huawei еще не опубликовал квартальную отчетность, но, по данным ежегодного отчета, его объем выручки в 2011 году увеличился 11,7 %, достигнув уровня $32,3 млрд (чистая прибыль снизилась на 53 % – до $1,8 млрд, главным образом за счет 34,2%-ного роста R&D). Тем не менее аналитики ABI Research подсчитали, что по итогам последнего квартала 2011 года Huawei опередил ближайшего конкурента – компанию Nokia Siemens Networks, заняв второе место по общему объему контрактов после Ericsson. По данным ABI Research, Ericsson показал доход на уровне $3,5 млрд, NSN – лишь $2,4 млрд. Но слабая динамика в США никак не отразилась на Huawei, не представленного на этом рынке – по итогам квартала доходы инфраструктурного подразделения составили $2,53 млрд, что на 38 % больше аналогичного периода 2010 года. При этом в настоящее время по контрактам LTE компания идет вровень с отраслевым лидером – Ericsson. Так, на универсальном решении Huawei SingleRAN уже построено 150 сетей LTE-Ready (его используют 23 из 49 коммерческих сетей LTE в мире), в 31 сети используется и решение уровня ядра сети – Huawei EPC (Evolved Pocket Core). Как отметила вице-президент Huawei по связям с общественностью Эми Лиин, ключевым преимуществом на рынке становится уже не конечная стоимость решений (она примерно одинакова), а гибкость вендора, пристальное изучение и быстрота реагирования на изменяющиеся потребности рынка, а также постоянное совершенствование технической поддержки и разнообразие сервисов (см. материал рубрики «Huawei» от 23 апреля 2012 г.).


Структура доходов инфраструктурного бизнеса Huawei по итогам 2011 года. Данные компании

Согласно квартальному отчету, продажи Nokia Siemens Networks снизились на 7 % – до $3,85 млрд, при этом компания окончила отчетный период с убытком в $1,3 млрд (год назад убыток составил $185,8 млрд ). И в NSN говорят, что из-за закрытия сделки по приобретению Motorola Solutions в конце апреля 2011 года сравнивать итоги бизнеса двух последних лет было бы не совсем корректно. Компания продолжает трансформацию своего бизнеса, намереваясь уволить 17 тыс. своих сотрудников, особый драматизм этому процессу придает резкое падение рыночной доли одной из материнских компаний – Nokia. Тем не менее, согласно отчету ABI Reserch, именно Nokia Siemens Networks лидирует по базовым станциям LTE (коммерческие поставки, инновационность, патенты, малые соты и т. д.), уже потом идут Ericsson Huawei и Alcatel-Lucent. Напомним, что Nokia Siemens Networks объявила в прошлом году о своей реструктуризации и сокращении штата на 17 тыс. человек (или 23 %) по всему миру к концу 2013 года, что было вызвано главным образом желанием сократить ежегодные операционные и производственные издержки на $1,33 млрд. «Мы должны пойти на столь трудный шаг, чтобы сохранить свою конкурентоспособность и улучшить рентабельность на очень сложном рынке. Но наша приверженность развивать направление R&D и дальше остается неизменной, как и расширение инвестиций в мобильный ШПД уже в ближайшем будущем. Ты также верим, что будущее нашей индустрии связано с мобильным ШПД, а также оказанием операторских сервисов и услуг. Поэтому мы намереваемся стать безапелляционными лидерами в этих областях», – отметил CEO NSN Rajeev Suri. 


Что касается Alcatel-Lucent, то по итогам первого квартала 2012 года продажи компании сократились на 12 % – до $4,24 млрд, компания показала чистую прибыль в размере $526 млн (в сравнении с убытками на $13,2 млн год назад). Тем не менее, как и в случае в Ericsson, этот результат во много основан на завершении сделки по продаже дочернего бизнеса Genesys компании Permira в прошлом году за $1,5 млрд. Что касается инфраструктурного направления в отдельности, то здесь продажи упали на 18 % – до $2,62 млрд, а в беспроводном сегменте еще больше: на 29,5 % – до $1,04 млрд. «Сравнение ежегодных отчетов приводит к выводу, что бизнес GSM был очень слаб в Китае, в то время как продажи решений CDMA все же стабилизировались с конца 2011 года. В то же время мы наблюдаем активный рост W-CDMA и LTE, продажи по которым более чем удвоились в сравнении с аналогичным периодом прошлого года», – отмечают в компании.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Интеграция, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: Huawei, Ericsson, Nokia Siemens Networks, Alcatel-Lucent