«Гонка» инновационных проектов. Прошла в Петербурге на международной ассамблее бизнес-ангелов

Мы продолжаем рассказывать о мероприятиях в рамках недавно завершившейся Международной ассамблеи бизнес-ангелов. Перед праздниками, 25 апреля 2012 года, в Смольном дворце состоялась масштабная презентация инновационных проектов для инвесторов. Организаторами выступили Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов (СОБА) и Национальная ассоциация бизнес-ангелов (НАБА). Мероприятие прошло в два этапа: первый – инвестиционный клуб с презентациями тридцати проектов и голосованием за лучший стартап, и второй – инвестиционная сессия с детальным представлением и обсуждением пяти проектов-победителей голосования.

Кто такой бизнес-ангел? Это частный инвестор, который вкладывает собственные средства в необычные и перспективные проекты в обмен на возврат вложений и долю в капитале. А бизнес-ангельские объединения состоят из людей, которые решились инвестировать свои средства в новые инновационные компании на этапах seed и start-up, то есть тогда, когда ни один классический инвестор не рискнёт деньгами. Как правило, бизнес-ангел сам является предпринимателем или менеджером и активно участвует в управлении проектом, привнося в него свой опыт, навыки, деловые связи.

В настоящий момент СОБА реализует свои инициативы по трём направлениям: экспертная работа, консультирование предпринимателей по вопросам привлечения инвестиций, а также программы стажировки в инновационных проектах для студентов. Значение данных мероприятий трудно переоценить: в России сегодня существуют огромные возможности для развития высоких технологий, реализацию которых затрудняет отсутствие предпосевного и посевного финансирования. Если в проектах ранних стадий будут принимать участие частные инвесторы, Россия получит шанс занять место в ряду ведущих инновационных стран в наиболее продвинутых сферах технологий, а инноваторы получат широкое поле для реализации самых смелых идей и, как следствие, получения финансовой прибыли от их внедрения.

«Система экспертизы поступающих проектов для нас является определяющим моментом. 70 % экспертизы составляет психология предпринимателя и его команды, их умение сделать бизнес с нуля, и потому одна из главных целей СОБА и Ассамблеи – помочь проектам дорасти до состояния, когда инвесторы готовы рассматривать их, а инвесторам и инноваторам – найти общий язык и выстроить свои отношения наиболее эффективно», – поясняют в оргкомитете ассамблеи.


 
Бюджетный план проекта LPCAD – победителя интерактивного голосования
Бюджетный план проекта LPCAD – победителя интерактивного голосования



Самые злободневные и, на вкус экспертной комиссии, отвечающие требованиям времени проекты были представлены в первый день ассамблеи. Требования комиссии были просты: проект должен представлять собой инновационный продукт, услугу, технологию или бизнес-модель на посевной или стартаповой стадия развития, с объемом требуемых инвестиций до 30 млн рублей. Главное, что требовалось от авторов, – ориентированность на бизнес: знание объема и особенностей рынка, конкурентов и покупателей, а также понимание, какой продукт они хотят предложить рынку и какие способы продаж актуальны для конкретного проекта. Приветствовались результаты испытаний или тестов, патенты или планы защиты интеллектуальной собственности, ориентация на экспорт, планирование выхода на международные рынки. В свою очередь, локальные проекты, не имеющие перспектив масштабирования на уровень РФ или мировой, а также откровенно проходные или «клоновые», были обречены на жёсткую критику и отторжение экспертов.



«Конфетное голосование»: чтобы отдать предпочтение проекту, нужно высыпать конфеты в пакет с названием стартапа
«Конфетное голосование»: чтобы отдать предпочтение проекту,
нужно высыпать конфеты в пакет с названием стартапа



Итак, инвестиционный клуб вместил в себя сжатые по формату презентации тридцати одного инновационного выставочного проекта. У каждой команды было 2 минуты, чтобы представить свой проект и убедить инвесторов в том, что именно их проект достоин поддержки. В конце состоялось интерактивное голосование предпринимателей и инвесторов за лучший проект инвестиционного клуба, с целью отобрать пять лучших проектов для участия в следующем этапе мероприятия – инвестиционной сессии.

Некоторые проекты, представленные в рамках инновационного клуба:

FireFly
Система FireFly – сетевой продукт с использованием нового вида рекламоносителей: интерактивных терминалов с большим сенсорным экраном (2-метровые IPadы). Терминалы размещаются в общественных местах (гостиницы, станции метро). Пользователи бесплатно получают информацию на разных языках о товарах и услугах, расположенных на ближайшей территории. Как рассказала Ирина Понизовская, главное конкурентное преимущество FireFly – возможность интерактивного контакта пользователя с материалом рекламодателя; таким образом, реклама из агрессивно-навязчивой становится дружественной и информативной, отвечающей запросу пользователя.

«Впечатление о мероприятии у нас положительное. Мы очень надеемся, что нашему проекту FireFly удастся найти здесь инвесторов. Наш проект пока находится на посевной стадии: мы разработали программу FireFly, установили двенадцать терминалов в крупных четырёх- и пяти звёздочных отелях Санкт-Петербурга, у нас уже есть рекламодатели, и мы получаем первые доходы. В дальнейших планах «ФайерФлай-СПб» – выход на международные рынки», – прокомментировала генеральный директор ООО «ФайерФлай-СПб» Ирена Понизовская.

Фабрика лояльности (Loyalty Plant)
Loyalty Plant – это сервис для создания дисконтной программы на основе мобильных телефонов. Он позволяет любому бизнесу – будь то кафе, ресторан, бар или салон красоты – практически бесплатно и в кратчайшие сроки создать собственное мобильное приложение с виртуальной накопительной картой лояльности, на случай, если, например, клиент забыл дисконтную карту дома. Приложение предусматривает возможность общения с потребителем, а также информирования об акциях и событиях.

«Замечательное мероприятие, нам всё нравится: и организации, и проекты. Здорово, что приехали не только российские, но и зарубежные инвесторы, что нечасто бывает на подобных мероприятиях. Проект находится на стадии готовности к масштабированию, он уже запущен и работает в девяти заведениях Санкт-Петербурга, таких как «О’Суши» и «Жан-Жак Руссо». Также идёт развитие в сторону международного рынка: проект уже внедрён в некоторых странах в Европе. На сегодняшний момент «Фабрика лояльности» уже приносит деньги, прибыль увеличивается каждый месяц практически в два раза, и нам нужен инвестор, чтобы она увеличивалась в десять раз», – рассказал руководитель проекта «Фабрика лояльности» Василий Дьяченко.



Руководитель проекта «Фабрика лояльности» Василий Дьяченко рассказывает о преимуществах «Фабрики лояльности», когда под рукой нет ни одной дисконтной карты
Руководитель проекта «Фабрика лояльности» Василий Дьяченко рассказывает
о преимуществах «Фабрики лояльности», когда под рукой нет ни одной дисконтной карты



«Ангельская сфера» (Angelic Sphere)
Российская компания «Анжелик С» разработала хайтек-гаджет «Ангельская сфера», предназначенный для предотвращения потери или кражи ценных вещей: кошелька, мобильного телефона, паспорта, оружия, документов, сумок. Устройство состоит из ПО для мобильного телефона и комплекта радиобирок, соединённых с телефоном по Bluetooth. Они обеспечивают звуковое и виброоповещение о возможности потерять предмет, помеченный биркой, а также вывод изображения теряемого предмета на дисплей мобильного телефона.

«Презентация получилась забавной: Михаил Подгаец хотел, видимо, приземлить меня и кинул реплику в зал: «А кто бы хотел себе такое?» Он думал, что поднимут руки два-три человека, и вдруг – лес рук, все хотят!  Это доказывает, насколько проект интересен аудитории и актуален для жизни в современном мегаполисе. Согласитесь, может случиться всякое: любой человек может потерять паспорт или ключи. А что может быть хуже, чем потерять документы за рубежом? Конечно, есть счастливчики, которые получают обратно свои вещи благодаря удачному стечению обстоятельств. Но остальные полтора миллиона, которые пишут в «Яндексе» «Как найти ключи и т. д», остаются безнадёжными. Мы хотим решить эту проблему. У нас есть прототип продукта, который уже прошёл экспертизу и получил международный патент. Сейчас мы вплотную работаем над серийным производством и над внешним видом нашей «непотеряшки». Бизнес-план проекта рассчитан на российский рынок, но мы ведём активные переговоры с европейцами: нас привлекает их покупательский потенциал и отсутствие русского «авось», когда человек, пока не потеряет, не озаботится защитой своего имущества», – поделился своими впечатлениями руководитель проекта Angelic Sphere Галим Мухитдинов.

В инвестиционной сессии у представителей пяти самых перспективных, по мнению аудитории, проектов было уже 8 минут на полноценную презентацию с подробным описанием своего предложения, последующим обсуждением и экспертной оценкой. Для них СОБА подготовили  личные встречи с инвесторами (matchmaking) на следующий день ассамблеи.

Пять проектов-участников инвестиционной сессии:

Вентклапан «Домвент»
Продукт компании ООО «Домашная вентиляция» – это приточный клапан естественной вентиляции, который  подает свежий воздух с улицы на батарею, где он подогревается. Это позволяет проветривать квартиру без шума, пыли, сквозняков и без открытия герметичных пластиковых окон. Из главных преимуществ продукта называется возможность самостоятельной установки. Проект запатентован и рассчитан на массового потребителя и строителей жилья; в данный момент получены грант от КЭРППиТа и кредит от Сбербанка, запущено производство, идут продажи и установки; у компании есть представители в городах России и Украины. На данной диаграмме представлена схема функционирования продукта:



«Схема Домвент»
Схема «Домвент»



OPMEKON
OPMEKON – это проект организации производства механических устройств для окраски наружной поверхности труб различного диаметра, который позволяет механизировать технологический процесс покраски, увеличить производительность труда (по подсчётам специалистов, в 4 – 10 раз), а также повысить безопасность при выполнении окрасочных работ. Потенциальные потребители OPMEKON – нефтегазовые компании, энергетические компании (ТЭЦ, ГРЭС, ТЭС), службы путей железных дорог РФ и других стран. На данный момент изготовлен опытный экземпляр устройства для окраски труб и ведется проработка других механизмов (линейка инструментов) для работы с трубами (зачистка труб от ржавчины и удаление с труб теплоизоляционного слоя).



Презентация проекта OPMEKON
Презентация проекта OPMEKON



Компания «Роботроника», проект RoboEd
Ключевым направлением деятельности «Роботроники» является разработка интеллектуальных робототехнических систем для научных исследований и образования как в школах, так и высших учебных заведениях. В проект RoboEd входят программное обеспечение, электронные образовательные курсы, учебные пособия по робототехнике, услуги по разработке контента и оценке эффективности обучения робототехнике. На сегодняшний день «Роботроника» имеет патент на ПО, ряд алгоритмов и устройств управления; уже построена модель продукта и начался процесс его изготовления.

«Как сказал однажды Билл Гейтс, роботы – это Интернет двадцать первого века. Роботы нужны везде, а качественных роботов должны делать  квалифицированные специалисты, которых пока очень мало. Значит, нужно обучать людей робототехнике. Наша цель – продвинуть совершенно новые образовательные продукты, ориентированные на изучение основ робототехники с возможностью выполнять практические упражнения на реальном оборудовании как непосредственно в классе, так и дистанционно – через Интернет», – прокомментировали координаторы проекта «Роботроника» Антон Пыркин и Сергей Чепинский.

Теплоизоляционный камень СОТИМ (ТИК)
СОТИМ заявлен авторами проекта как новый уровень теплоизоляции и альтернатива существующим теплоизоляционным материалам, которые себя дискредитировали. СОТИМ сделан из цемента, воды и воздуха; благодаря своим свойствам, он не горит, не слеживается и не подвержен эрозии. Среди преимуществ продукта называется также высокая структурная прочность, низкое водопоглощение, высокая паропроницаемость, низкая воздухопроницаемость и отсутствие выделений экологически вредных материалов – например, фенолов и стиролов. Уже существует прототип материала, технология получения требует шесть месяцев для тестирования и доводки. Проект предполагает как продажу технологических линий, так и самого материала.



Сергей Самбурский, заявивший о себе на рабочей встрече по упаковке инвестиционных проектов, представляет проект теплоизоляционного камня «СОТИМ»
Сергей Самбурский, заявивший о себе на рабочей встрече по упаковке
инвестиционных проектов, представляет проект теплоизоляционного камня «СОТИМ»



LPCAD
LPCAD – компания-поставщик проектов аналоговых частей микросхем (IP-блоков). Технология позволяет узнавать характеристики системы ещё до процесса синтеза устройства, экономить время и подгонять параметры под нужды конечных потребителей. Как объясняют в команде проекта, это поможет сократить срок разработки аналоговой части микросхемы в 4 раза и значительно снизить издержки. Сами микросхемы становятся более надежными, потребляют меньше энергии, работают на более высоких частотах, а также площадь кристалла может быть уменьшена в 1,5 – 2 раза. На данный момент разработана и испытана методика проектирования на реальных проектах IP-блоков, разрабатывается рабочее программное обеспечение, проводятся маркетинговые исследования. Также у технологии есть патент России на полезную модель высокочастотного, низковольтного передатчика цифровых сигналов стандарта LVDS.

«После сегодняшнего мероприятия мы ожидаем, что к нам придут инвесторы, так как нам нужны первоначальные средства на развитие ПО, чтобы иметь возможность выпускать конечный продукт – IP-блоки. Проблема, которую мы решаем, в следующем: есть маленькая деталь в микросхеме, которая занимает 20 %, и её очень сложно сейчас производить: специалистам приходится тратить очень много времени на решение этого вопроса. Участие в ассамблее было для нас одним из способов привлечения внимания инвесторов, а так – мы активно подаём заявки на гранты, сейчас ждём результатов. Разумеется, мы не будем останавливаться на одном мероприятии, у нас уже есть готовая, сыгранная команда, а также равновесие бизнес- и технической составляющих проекта. Остался последний вопрос – финансирование», – резюмировал директор по маркетингу проекта LPCAD Ваган Ерицян.


Рубрики: Маркетинг, ПО, Финансы, Инновации

Ключевые слова: инвестиции, инвестирование, вложение денег, инвестиционная деятельность, инновационная инфраструктура, инновации, венчурное