IT talk SPb: истоки мобильной революции

В пятницу, 27 апреля, на очередной встрече клуба IT talk SPb выступил Денис Марголин, вице-президент по мобильным разработкам DataArt и автор делового интернет-издания Slon.ru. В своем выступлении под названием «Как я перестал беспокоиться и полюбил мобильные технологии» Денис ответил на такие вопросы, как причины продолжающейся в настоящее время мобильной революции, чего ждать от самих устройств в ближайшем будущем и как все это влияет на рынок IT в конечном итоге. По его словам, все началось с развития сетей 3G и выхода Apple iPhone, который уничтожил контроль операторов над потребляемым абонентами контентом. Развитие же мобильных экосистем сдерживается ограниченной емкостью аккумуляторов смартфонов, в этом плане планшеты, с точки зрения разработчиков, выглядят намного более привлекательно.

В начале своего выступления Денис Марголин кратко рассказал о развитии мобильных технологий и об участии в этом процессе компании DataArt. На экране появилась картинка со случайным набором моделей мобильных телефонов 2006 года, где были как смартфоны, так и обычные трубки: «Мы начали заниматься мобильными технологиями в 2006 году, когда писали для этих ужасных трубок и для Blackbery, потому что считали это перспективным». Причин считать данную отрасль перспективной было две: во-первых, мощности мобильных операторов возросли до такой степени, что они смогли предоставлять своим пользователям неплохие условия доступа в Интернет (фактически речь идет о возникновении широкополосного беспроводного Интернета или мобильного ШПД). Во-вторых, уровень мощности карманных устройств достиг адекватного уровня, хотя сами по себе устройства пока были «так себе». Именно сочетание этих двух факторов говорило о том, что вот-вот произойдет какой-то прорыв, так как во всех отраслях технологические инновации всегда выливались в некие потребительские товары. «В качестве примера можно привести историю возникновения персонального компьютера. Возникновение самой Кремниевой долины стало возможным, потому что у военных было множество заказов на микросхемы, и из этого огромного количества высокотехнологичного материала «смастерили» PC. В мобильной отрасли произошло то же самое – были широкие полосы, но ничего не работало и было понятно, что что-то произойдет», – рассказал г-н Марголин.

В случае с мобильной индустрией этим технологическим прорывом стал Apple iPhone. Сначала он даже не был смартфоном, но он был очень важен. Этот телефон был первым мобильным устройством, способным обеспечить нормальный доступ в Интернет, а не только на контент-порталы операторов. «Мы тоже участвовали в разработке этих порталов, и это было ужасно. Так, например, там легко могли снять с абонента деньги за отправленное ему портальным ботом сообщение», – отметил г-н Марголин. Таким образом, iPhone уничтожил контроль операторов над потребляемым абонентами контентом. Также с появлением на рынке iPhone кардинально изменилась аудитория, для которой производились смартфоны, – теперь этот продукт стал более простым в обращении и доступен не только «гикам». Также смартфоны нового поколения потеснили на рынке столь популярные телефоны премиум-сегмента с инкрустированными золотом вставками, редкими в то время раздвижными корпусами и так далее.

Apple iPhone не только был более простым в обращении по сравнению с другими смартфонами, но и, в первую очередь, более удобным в плане софта. «Раньше всей технической стороной вопроса заправляли программисты, и их главной целью было сделать программу функциональной, а не просто удобной для конечного пользователя. В этот период понятие «юзабилити» (удобство) начинает набирать обороты. Теперь уже было недостаточно придумать функционал с красивой оболочкой и вынудить пользователя в этом разбираться, было необходимо сделать это все интуитивно понятным. Сейчас это важно абсолютно для всех компаний-производителей, достаточно привести пример, что начинающий «юзабелист» получает около $80 тыс. в год, в то время как программист получает только $60 тыс.», – уточнил Денис Марголин.

 



Вице-президент по мобильным разработкам DataArt Денис Марголин



Постепенно принцип юзабилити начинают перенимать и производители софта для PC. Примером может послужить разработанный компанией Apple интерфейс, который, используя мощность современных компьютеров, позволяет отказаться от использования мышей и тачпадов – все объекты на рабочем столе пользователь может двигать руками. Более того, «физика» движения объектов приближена к реальной, т. е. объекты могут отскакивать друг от друга при столкновении, есть инерционное движение и еще целое множество других мелких анимаций, которые делают взаимодействие с ПО более приятным. Для профессионалов это неважно, но для обычных пользователей такие мелочи имеют огромное значение. Примерами использования «живой физики» в технике могут служить планшет Apple iPad или Microsoft Kinect, который пока не доведен до совершенства, но в перспективе может позволить пользователю работать с компьютером вообще при помощи одних только жестов. Сейчас, конечно идут ожесточенные споры на тему «а надо ли?», и многие просто не уверены  в необходимости подобных технологий, но ведь если вспомнить, то и на компьютерные мыши все сначала смотрели с презрением и были уверены, что эти девайсы никому не будут нужны.

Еще одним затронутым на встрече моментом стала судьба приложений как таковых и, в частности, браузерных приложений. Изначальная популярность более медленных и интерфейсно-убогих браузерных приложений объясняется все тем же пресловутым удобством использования. «Непонятные распаковки, установки, визарды – все это вызывает у пользователя ужас. Еще одним препятствием для установки настольного приложения является остро ощутимое «засорение» памяти устройства, от которого пользователю также крайне некомфортно», – рассказал г-н Марголин. Примером таких приложений может послужить андроид-маркет, где пользователь может выбрать понравившееся приложение и маркет сам его установит. При желании приложение так же легко можно удалить. Это очень просто, удобно и специалисты предполагают, что это направление продолжит развиваться и набирать популярность.

Одним из самых важных вопросов, по мнению участников встречи, стало обсуждение производительности современных операционных систем и степени их «самостоятельности». Раньше было привычно, что пользователь сам думает и выбирает приложения, которые ему нужны, и может контролировать количество работающих приложений, даже если это «замораживает» систему. Сейчас технологии идут в сторону создания таких ОС и платформ, которые будут сами контролировать количество запущенных программ и таким образом регулировать жизнедеятельность всей системы независимо от пользователя. В какой-то степени это даже удобнее, ведь человек, не обладающий специальными знаниями в конце концов может просто «убить» свой любимый смартфон непосильными для него нагрузками. Также специалисты сейчас бьются над реализацией идеи энергонезависимой памяти для техники, которая будет представлять собой сочетание оперативной и физической памяти.



Денис Марголин: «iPhone уничтожил контроль операторов над потребляемым абонентами контентом»



Еще одна концепция, уходящая из активного использования в ОС, – файловая система. Простому пользователю бывает сложно понять такие детали, как физическое размещение файлов, расширения, атрибуты, или же он банально может забыть, куда сохранил тот или иной документ, и не в состоянии его найти. Поэтому сейчас разработчики стремятся скрыть этот «ужас» от глаз пользователей и предоставить им только файлы и папки, которые не спрятаны в каких-то дебрях. Сама физическая организация дискового пространства никуда не уйдет, но заставлять пользователя чувствовать дискомфорт она в скором будущем уже, вероятно, не будет.

Последним вопросом, рассмотренным на встрече, стали моменты, которые тормозят развитее мобильной индустрии. Прежде всего, была названа проблема емкости аккумуляторов мобильных устройств, которая не увеличивается, несмотря на растущую мощность последних. «Это самый страшный тормоз индустрии – мы не можем выйти за рамки имеющегося у нас заряда аккумулятора, а значит, не можем дальше разгонять процессор, даже если у нас есть для этого возможность. Девайсы с мощными процессорами все равно есть, но их хватает хорошо если на день. И поэтому пока что сложно надеяться на то, что планшеты и телефоны станут в два-три раза производительнее в ближайшее время», – уточнил г-н Марголин. Еще одним минусом Денис Марголин назвал медленную энергонезависимая память, что замедляет работу мобильных устройств.

Отвечая на вопрос, какие из множества ныне существующих мобильных устройств останутся на рынке надолго, выступающий выделил мобильные телефоны умеренных размеров, которые будут использоваться для звонков и развлечений, небольшие планшеты для работы с почтой и медиа, а также большие планшеты (с экраном больше 10”), которые необходимы для работы с серьезными графическими приложениями. Следующий заданный из зала вопрос касался того, выгоднее писать приложения для смартфонов или же для планшетов? «Здесь нельзя дать однозначного ответа, и вообще его задавать как-то неправильно. Обе отрасли по-своему важны и прибыльны, и они, в принципе, разные. Телефоны, например, хорошо справляются только с небольшими задачами, вроде фотоснимков и видеозаписей. Конечно, на них можно и почту проверять, но это уже неудобно, хотя если нет другого варианта, то вы им воспользуетесь. Поэтому приложения на все случаи жизни есть на оба вида устройств, другое дело, что одно может быть удобно только на планшете, а другое – на телефоне», – рассказал в заключение вице-президент по мобильным разработкам DataArt Денис Марголин.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: сотовые операторы, iPhone 3G, сотовая связь, смартфоны