Информатизация российского здравоохранения: ИТ-специалисты vs врачи

31 мая 2012г. в Москве состоялась конференция «Информационные технологии в медицине». Организатором конференции выступила компания AHConferences, экспертную поддержку в формировании программы оказала компания «БАЗИС-МЕД». Участники конференции рассмотрели наиболее острые вопросы процесса информатизации российского здравоохранения, обсудили столичный и региональный опыт, итоги реализации федеральных сервисов на региональном уровне. В конференции приняли участие более 120 руководителей и специалистов региональных медицинских информационно-аналитических центров, специалисты по информатизации ЛПУ, руководители отделов разработки и адаптации, телемедицины и АСУ.

Директор Департамента информатизации Минздравсоцразвития России Вадим Дубинин познакомил с итогами реализации федеральных сервисов. На первом этапе планировалось 6 сервисов, пилотирование идет в семи регионах. Прежде всего, это сервис  нормативно-справочной информации, позволяющий хранить  справочники. Пилотные регионы, по данным г-на Дубинина, доложили, что интеграция реализована, системы справочников используются. «Основная функция ИЭМК реализована, врач может подгрузить в единую карту все записи по пациенту, таким образом, полная связанность информации по пациенту подтверждается», - прокомментировал конкретные итоги В. Дубинин.

Советник Руководителя Департамента информационных технологий Москвы Владимир Макаров представил опыт информатизации здравоохранения Москвы. Говоря о процессе автоматизации, Г-н Макаров подробно остановился на внедрямых сервисах и сроках начала их работы. В частности, в ближайшем будущем планируется вывод на конкурс «электронной регистратуры» - системы управления потоками пациентов, будет запущена система интегрированной медицинской информации – электронный аналог амбулаторной карты. Г-н Макаров отметил: «Значимой для карты будет информация о пациенте в момент амбулаторного лечения. Информация максимально обезличена, персональных данных в создаваемых сервисах минимальное количество». В планах введение системы персонифицированного учета, создание системы бюджетного учета и экономического планирования. По словам г-на Макарова, многие проекты выходят на конкурсы в ближайшие 2-3 недели, а пятилетняя перспектива внедрения означает достижение полноты данных в проекте.

Директор по ИТ МИАЦ РАМН О Олег Симаков обозначил возможные приоритеты развития федеральных сервисов в 2012г. По мнению г-на Симакова, среди первоочередных - единая система идентификации, аутентификации и авторизации пользователей ЕГИСЗ, создание первой очереди интегрированной электронной медицинской карты и системы ведения расписания приема специалистов, система АХД и развитие информационно-аналитической системы Минздравсоцразвития РФ. Уделил внимание г-н Симаков сервису ведения нормативно справочной информации, выделил типичные недостатки: «К основным проблемам проекта можно отнести отсутствие юридически значимых элементов системы НСИ, а также то, что по итогам 2011 года реальное выполнение работ составило 10% от плана, соответственно, на окончание 2012 возникает риск выполнения не более 50% и дальнейшее смещение сроков».

Заместитель директора ЦНИИОИЗ по информационным технологиям Георгий Лебедев, говоря о нормативном обеспечении создания регионального сегмента ЕГИСЗ, отметил, что были опубликованы 25 национальных стандартов, 13 национальных стандартов ИСО находятся в процессе разработки, завершено публичное обсуждение ряда ГОСТов по информатизации здоровья. Г-н Лебедев коснулся определения электронной медицинской карты, необходимости ее внедрения, а также структуры и сценариев использования ЭМК.

Директор ГУЗ «МИАЦ» Ульяновской области Альберт Гайнутдинов познакомил с опытом  Ульяновской области по внедрению регионального фрагмента единой информационной системы. На данный момент в области функционирует электронная регистратура, и все 67 поликлиник области активно используют запись через интернет, в день фиксируется порядка 300 обращений. Также ГУЗ «МИАЦ» были внедрены регистр прикрепленного населения, единая система взаиморасчетов, модуль листов нетрудоспособности и иммунопрофилактики. Все модули и регистры взаимосвязаны и являются частями единой информационной системы.

О федеральных сервисах «Ростелекома» - ИЭМК и «Записи на прием к врачу» - рассказал Директор Департамента Управления инновациями компании Владислав Худяков. Сервисы, разработанные в рамках конкурсов, прошли тестирование практикующими врачами в «пилотных» регионах. «Запись на прием к врачу» создана для врачей, регистраторов и населения. Пациентам сервис доступен не только на Портале госуслуг, но и через инфоматы. ИЭМК предлагает медицинским специалистам выбор из настраиваемых шаблонов. Оба сервиса функционируют в веб-доступе и в интеграции с МИС, их можно переводить в промышленную эксплуатацию. «Сдача сервисов была запланирована на март,- отметил г-н Худяков, - однако по настоящий момент «Ростелеком» получает предложения и замечания из регионов, 90 % из которых мы принимаем и корректируем с учетом региональных особенностей, а оставшиеся выносим на второй этап. До начала июля планируется принять работы по программе испытаний и ввести сервисы в эксплуатацию. Актуальными сегодня остаются вопросы интеграции между информационными системами, передача данных от врачей в ФОМС». Для ввода в эксплуатацию требуется интеграция с электронным правительством для идентификации пациента и гражданина, а также идентификация по страховой принадлежности. Отвечая на многочисленные вопросы участников, г-н Худяков дал пояснения относительно адаптации сервисов под медленные соединения в географически удаленных регионах и обновления релизов, о сроках доработки по поступившим замечаниям, об использовании и хранении персональных данных и стоимости услуг «Ростелекома» для региональных объектов здравоохранения.

В работе конференции приняли участие представители компаний, разрабатывающих и внедряющих ИТ-решения и сервисы для медицинской отрасли. Технологии для формирования ИЭМК были представлены в докладе директора по продажам филиала Корпорации InterSystems в России, странах СНГ и Балтии Виктора Абрамова. Г-н Абрамов детально остановился на особенностях и вариантах построения ИЭМК, на специфике InterSystems TrakCare и архитектуре HealthShare.

Рассказывая об опыте создания федеральной системы, обеспечивающей управленческий учет административно-хозяйственной деятельности медицинский учреждений, руководитель проекта компании 1С-Парус Сергей Шпортун подробно описал базовый функционал и отраслевые подсистемы по расчетам со страховыми медицинскими компаниями, учету продуктов питания, управлению аптекой и учету платных услуг.

Методы создания безопасной облачной платформы для подключения к централизованным медицинским сервисам стали темой доклада председателя технического совета Kraftway Константина Абатурова. Г-н Абатуров рассказал о проекте по внедрению современных автоматизированных информационных систем в здравоохранение Камчатского края.

О подходах к обеспечению безопасности персональных данных в информационных системах медицинских учреждений говорил в своем докладе директор по развитию бизнеса компании «Информзащита» Андрей Степаненко. Он описал этапы реализации проекта по защите персональных данных, предложил законные способы минимизации затрат на создание систем безопасности ИСПДн, рассказал об особенностях проверок, проводимых регуляторами.

Компания Fujitsu представила в рамках конференции решения и продукты для ИТ-инфраструктуры медицинских учреждений. Ведущий консультант по бизнес-приложениям компании Николай Гришин рассказал об использовании решений по резервному копированию, серверов для динамических инфраструктур, блейд-систем, персональных устройств, Fujitsu Zero Clients в медицинских учреждениях России и Бельгии.

Тему технологического взаимодействия здравоохранения и ОМС раскрыл заместитель генерального директора по развитию компании «РИНТЕХ» Геннадий Орлов. В докладе были рассмотрены проекты создания Единого регистра застрахованных лиц в сфере ОМС, разработки протоколов информационного взаимодействия, создания компонент-системы выпуска, персонализации и доставки полисов ОМС.

Завершилась работа конференции проведением круглых столов. Целью работы круглого стола «Системы PACS для модернизации российских ЛПУ» было наметить пути по классификации информационных систем медицины, выделить внутри них PACS, лабораторные и радиологические системы, договориться о сопоставлении информационных систем. «Рынок в России должен прийти к тому, что должны быть разработаны требования и сертификация для сужения понятия PACS», - резюмировал управляющий партнер «БАЗИС-МЕД» Андрей Алмазов, выступивший модератором круглых столов. В ходе обсуждения на круглом столе «Использование мирового опыта информатизации здравоохранения при построении ЕГИСЗ, критерии для медицинских информационных систем» также шла речь о классификации медицинских информационных систем, о российской специфике и региональных особенностях, западном опыте дифференциации информационных систем, о создании централизованных сервисов и их взаимодействии с внешними системами.

Компания AHConferences благодарит всех участников, докладчиков и партнеров конференции «Информационные технологии в медицине».

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция, Маркетинг

Ключевые слова: автоматизация, телекоммуникационное оборудование