Почему «кошмарят» бизнес МТС за границей?

В настоящее время крупнейший российский оператор ведет «позиционную войну» за свой бизнес в Узбекистане. При этом ранее МТС смог договориться о возобновлении операционной деятельности в Туркменистане, пойдя на значительные уступки местной элите, заморозившей его активы на продолжительное время. Индия также заставляет тревожиться: после аннулирования результатов аукциона 2008 года на частоты 2G (в том числе и «дочке» МТС – компании SSTL) готовится новый частотный конкурс, где местный регулятор TRAI заоблачно взвинтил цены – базовая цена национального лота CDMA800 (частоты SSTL были в этом диапазоне) будет составлять $2,9 млрд (для сравнения, все инвестиции МТС в свою «дочку» с 2008 года составили $2,5 млрд). Но не один МТС испытывает трудности с заграничной экспансией, похожие вопросы приходится решать и «ВымпелКом». Ведь в условиях зрелого и устоявшегося рынка развитых стран молодым российским игрокам остается обращать внимание лишь на активы в развивающихся странах, часто проблемные или убыточные.

Напомним, что в конце июля 2012 года МТС объявил о возобновлении своей операционной деятельности в Туркменистане после ее приостановки без объяснения причин в декабре 2010 года. При этом, как сообщается в пресс-релизе МТС, оператор получил все необходимые лицензии, для этого обеспечены технические и юридические условия. А договор с государственной компанией электросвязи «Туркментелеком» об условиях деятельности «МТС-Туркменистан», заключенный на пять лет (возможность пролонгации на такой же срок), предусматривает ежемесячное отчисление в пользу «Туркментелеком» 30 % чистой прибыли, полученной от деятельности компании в республике и исчисляемой в соответствии с правилами бухгалтерского учета Туркменистана. «МТС-Туркменистан» получила лицензии на оказание услуг связи в стандарте GSM и 3G сроком на три года, заключила ряд соглашений с государственными предприятиями связи Туркменистана о присоединении сетей и взаимодействии на уровне инфраструктуры и реализовала ряд дополнительных мероприятий, которые позволяют возобновить работу сети на всей территории Республики Туркменистан. Состояние инфраструктуры МТС в Туркменистане позволяет оперативно восстановить сеть и начать предоставление всех услуг в прежнем объеме более чем 2,4 млн абонентов, – отмечают в пресс-службе компании.

Таким образом, в Узбекистане мы имеем классическую ситуацию «головокружения от успехов», дополненную известными рисками ведения бизнеса в Азии – местный регулятор, вдохновившись 30%-ной долей соседского «Туркментелеком», решил проделать то же самое. При этом речь здесь идет совсем о другом бизнесе – местная 100%-ная «дочка» МТС «Уздунробита» имеет уже 9,5 млн абонентов (хотя в 2011 году доля ее выручки в общей выручке Группы МТС составила 3,5 %). Напомним, что 27 июля 2012 года узбекское агентство связи и информации обратилось в Хозяйственный суд г. Ташкента с иском о дальнейшем приостановлении действия лицензии «Уздунробита» на трехмесячный срок, ранее приостановленного регулятором на 10 рабочих дней. УзАСИ потребовало приостановить лицензию на новый более длительный срок, несмотря на то, что «Уздунробита» своевременно отчиталась о надлежащем выполнении всех требований регулятора. В тот же день, 27 июля 2012 года, судом было вынесено определение о принятии заявления УзАСИ, слушание было назначено на 30 июля 2012 года. Указанное определение суда, как и исковое заявление, были доставлены регулятором в офис «Уздунробита» в выходной день – в субботу, 28 июля 2012 года. Таким образом, узбекская компания смогла ознакомиться с исковым заявлением фактически только за несколько часов до начала судебного заседания. Ходатайство компании об отложении судебного заседания с целью надлежащего обеспечения права на защиту и предоставления объективной возможности подготовки позиции было отклонено судом без объяснения причин. 9 августа УзАСИ обратилось в Хозяйственный суд г. Ташкента с заявлением об аннулировании всех лицензий ИП ООО «Уздунробита» в связи с невыполнением лицензионных требований (филиалы «не имели» отдельных лицензий). Сначала общая сумма претензий узбекских налоговиков составила $80 млн, затем $210, а потом заговорили и о $900 млн.

 

Пока сайт «Уздунробита» не доступен

«Вопиющим фактом стало задержание и последующее заключение под стражу на основании необоснованных голословных обвинений пяти руководителей высшего звена компании, включая гражданина Российской Федерации Радика Даутова, который лишь несколько дней занимал позицию исполняющего обязанности руководителя компании. Зачастую арестованные работники были лишены минимальных процессуальных прав и гарантий, предусмотренных законодательством Узбекистана и международными конвенциями о правах человека. Получена информация, что на обвиняемых и других работников компании, вызываемых в Генеральную прокуратуру, оказывается серьёзное психологическое давление и применяются методы запугивания и угрозы, в т. ч. «провести обыск в квартире и найти наркотики». Допросы работников компании ведутся без адвокатов, которых допускают к своим доверителям лишь в тот момент, когда с ними представителями Генеральной прокуратуры уже проведены «беседы» и они готовы подписать любые самообличающие признательные показания», – цитируется в пресс-релизе оператора официальное письмо президента МТС Андрея Дубовскова к президенту Узбекистана Исламу Каримову.

Скорее всего, официальным письмом столь радикальные действия регуляторных органов Узбекистана вряд ли можно пресечь. Тем не менее сотовый оператор не перестает выражать свою позицию через все доступные сегодня каналы: «МТС констатирует, что «Уздунробита» в течение всего периода работы в Узбекистане с 2004 года неукоснительно следовала законодательным требованиям республики, что подтверждали неоднократные проверки деятельности компании со стороны УзАСИ и других регулирующих органов Узбекистана. Массовые проверки деятельности ООО «Уздунробита», осуществляемые различными государственными органами Узбекистана в течение июня-августа 2012 года, проходили с многочисленными существенными нарушениями действующего законодательства Узбекистана и международного права. Проверки ООО «Уздунробита» одновременно проводили более десяти различных регуляторных органов Узбекистана».

То же пока и с «МТС-Туркменистан», но здесь договоренность о возобновлении деятельности уже достигнута

Это что касается «братских» стран СНГ, где можно в самом крайнем случае погрозить пальчиком из Кремля, топнуть ногой, перестать закупать газ или сделать что-то в этом роде. В любом случае правила игры здесь понятны – местная элита требует своей доли для обеспечения стабильности бизнеса. Несмотря на свою разобщенность, пространство СНГ сближает единое прошлое, культура, наличие общих ценностей, русский язык, зависимость от России по ряду вопросов и т. д., поэтому с ними можно договориться. Если же говорить о глобальном международном рынке, то здесь российские игроки пока еще слишком молоды. Как отметил председатель совета директоров российской «Алросы» Илья Южанов, «мы опытные производители, но молодые продавцы», имея в виду незначительный пока опыт международной экспансии. Все то же происходит сегодня и с российскими сотовыми операторами, в основном, конечно, с МТС и «ВымпелКом». Наши компании просто не успели к дележу основных рынков, им нужно было покрывать территорию России. А к моменту, когда появилось осознанное стремление к экспансии и достаточные свободные средства, оказалось, что России в мире не очень-то и рады (если смотреть объективно, то никогда не были рады), пока мы можем бороться лишь за третьесортные активы в развивающихся странах, причем если и экономически эффективные (в редких исключениях), то часто сомнительные в правовом плане.


Что мы и имеем в Индии с местной «дочкой» МТС – компанией SSTL. Но справедливости ради стоит отметить, что ситуация здесь общая для всех иностранных игроков, она также вызвана «головокружением от успехов» индийского регулятора TRAI, в феврале 2012 года объявившего об отзыве 122 лицензий на частоты 2G, выданных в январе 2008 года для 11 сотовых операторов, в том числе и «дочки» МТС – Sistema Shyam TeleServices Ltd (SSTL). TRAI, выручивший на продаже частот 3G два года назад $14 млрд, что многократно превысило все прогнозы, просто пытается проделать то же с частотами 2G. Основанием для аннулирования итогов частотных аукционов 2008 года стало то, что «лицензии были предоставлены операторам в порядке, не соответствующем процедурам и требованиям Министерства телекоммуникаций Индии». Фактически же частоты 2G в 2008 году были розданы операторам по минимально возможной стоимости, соответствующей ценам 2001 года. Собственно, именно по этим причинам предыдущий глава TRAI Андимутху Раджу был отправлен в отставку, а впоследствии обвинен в коррупции и арестован (более подробно см. материал рубрики «МТС» от 13 февраля 2012 г.). В подобной ситуации оказался не только МТС, инвестировавший к настоящему времени в построение крупнейшей паниндийской сети мобильной передачи данных CDMA (EV-DO Rev.A) более $2,5 млрд (1,1 млн абонентов мобильного ШПД, всего 13,3 млн абонентов, рыночная доля 1,7 %).


Доля индийской «дочки» МТС – компании SSTL – невелика, около 1,7 %. Данные Total Telecom

Скорее всего, правительство Индии негласно пытается провести консолидацию рынка, ведь лицензионная перетряска не коснулась крупнейших игроков рынка – местной «большой тройки»: Bharti Airtel, Reliance Communications и Vodafone, а лишь мелких green-field-операторов, получивших лицензии в 2008 году. Такие мелкие игроки, лишенные эффекта масштаба операционной деятельности, еле сводят концы с концами, при этом расходы на инфраструктуру все время растут, а доходы падают. Так, согласно Total Telecom, который приводит данные TRAI, MoU у GSM-операторов на март 2011 года составлял 349 минут в месяц (410 годом ранее), ARPU – около 100 рупий или $1,99 (годом ранее $2,61). Для CDMA-операторов все еще хуже – MoU упал с 307 до 263 минут, ARPU – с $1,52 до $1,31. Возможно, консолидация рынка поможет решить эти проблемы. Тем не менее в аппетите индийцам не откажешь – стартовая цена паниндийского лота на предстоящем аукционе 31 августа 2012 года, на котором и будут выставлены отобранные частоты 122 лицензий, для 5 МГц GSM1800 будет составлять $2,5 млрд. При этом стоимость национальной лицензии для CDMA800 будет начинаться с $2,9 млрд. Это лишь стартовая цена, все инвестиции МТС в развитие бизнеса в Индии оцениваются в $2,5 млрд. В общем, все заявляют протест, говорят о чрезмерном завышении, отсутствии рыночных перспектив после таких вложений и т. д. TRAI же уверен в своей правоте, заявляя, что идет на значительные уступки, позволяя будущим победителям платить за частоты в рассрочку (3 – 8 % ревеню). В целом о будущем МТС в Индии говорить пока рано: возможно, SSTL ожидает консолидация, но не только ее одну, даже  GSM-«дочка» международного холдинга Telenor – компания Uninor – куда за более продолжительное время и $3 млрд инвестиций не смогла занять более 4,1 % рынка.


Именно благодаря зарубежным активам, «ВымпеКом» и МТС входят в двадцатку крупнейших операторов мира. Данные Wireless Intelligence, II кв. 2011 г. 

Что касается мировой экспансии «ВымпелКом», то на первый взгляд она кажется более удачной (не принимая во внимание операционных убытков в странах Юго-Восточной Азии и даже уход из Вьетнама). Напомним, что Группа компаний «ВымпелКом Лтд» сегодня является одним из крупнейших мировых интегрированных операторов связи, оказывая услуги в 18 странах мира (России, Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Камбодже, Лаосе, Алжире, Бангладеш, Пакистане, Бурунди, Зимбабве, Центральноафриканской Республике, Италии и Канаде). И по состоянию на 31 марта 2012 года общее количество абонентов компании составляло 209 млн человек. Однако большинство этих активов убыточные, основной доход группы генерируют лишь три компании: VimpelCom Russia, Wind Italy и Ukraine’s Kyivstar, в прямом смысле таща на себе оставшиеся 15 «дочек» (более подробно см. материал рубрики «Билайн» от 25 апреля 2011 г.).

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: ВымпелКом, МТС