Научный подход к тарифам

Федеральная служба по тарифам утвердила Методику расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли для формирования регулируемых государством тарифов на телефонную связь. Предполагается, что новая предусмотренная законом система с тремя обязательными тарифами, включая повременной, появится к осени 2006 г. Скорее всего, при этом произойдет общий рост тарифов.
Методика разработана ФСТ России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи". Она предназначена для использования федеральным органом по регулированию естественных монополий и самими операторами связи при расчете тарифов на регулируемые услуги.

Ранее свои предложения по тарифам региональные монополисты, которых сейчас принято называть "существенными операторами", направляли в виде заявки в регулирующий орган (сейчас это ФСТ). Там заявки на индексацию рассматривали в порядке общей очереди и обрезали претензии операторов (процент повышения) примерно на треть. При этом формулировки решения ФСТ намекали на применение в этом процессе неких изысканий и вычислений - учитывался "сложившийся уровень тарифов на предоставление местного телефонного соединения и себестоимость". Теперь эти вычисления будут строго регламентированы специальной методикой.

Прошлогоднее постановление правительства N 637 предписывает операторам предлагать гражданам не менее трех обязательных тарифных плана - с фиксированной абонентской оплатой, повременной и комбинированной (лимитированное количество минут за фиксированную плату). Все МРК уже давно в своих заявках в ФСТ указывают тарифы с абонентской платой и с повременной. При этом повременка применялась в регионах достаточно хаотично и далеко не везде. Теперь научная методика расчетов затрат и прибыли позволит фиксированным телефонистам в рамках регулирующих ограничений формировать какие угодно по замысловатости тарифы, не уступая в маркетинговых изысках сотовым компаниям.

Когда-то в конце 90-х годов связисты мечтали устроить в России полную повременку. От много говорящих и долго занимающих линию граждан, в частности интернетчиков, вполне можно было получать сверхприбыли. Идею активно продвигало Минсвязи, однако, опасаясь народных волнений, законодатели вводить повременку запретили. Точнее был наложен запрет на безальтернативный переход на повременку с упразднением абонентской оплаты. Тем не менее, телефонисты отдельные населенные пункты все же переводили полностью, а в некоторых вводили повременку факультативно. Технические средства повременного учета операторы с энтузиазмом устанавливали в своих сетях, надеясь переломить ситуацию в свою сторону.

В октябре 2005 г. правительство поставило в противоборстве точку, установив обязательность трех видов оплаты на выбор абонента. В итоге идея с повременкой вышла телефонистам боком. Вместо сверхприбылей повременка неминуемо приведет к убыткам, если она идет не взамен, а вместе с абонентской платой. Действительно, при наличии выбора, на повременную оплату перейдут только малоговорящие абоненты, не "выговаривающие" сумму абонентской платы, что они платили раньше.

С другой стороны, научная методика расчета, если она достаточно полна, зафиксирует это падение доходов. Соответственно, для компенсации нормативной прибыли тарифы, рассчитанные по этой же методике, окажутся выше предшествующих. Таким образом, повышение, по крайней мере, абонентской платы за телефон более чем вероятно. Однако теперь, в отличие от индексации прошлых лет, это повышение не будет взято с потолка, а будет рассчитано по научной методике.

Рубрики: Фиксированная связь, Регулирование