Внедренцы осваивают отрасли

Петербургский бизнес-интегратор «Мегаполис» представил отраслевое решение на базе Microsoft Axapta (сейчас Dynamics AX), ориентированное на оптовые компании и дистрибьюторов. Как отмечают наблюдатели рынка, сейчас продвижение отраслевых решений в той или иной области становится популярным ходом у компаний, занимающихся автоматизацией бизнес-процессов.

ООО «Мегаполис» работает на рынке информационных технологий и бизнес-консалтинга с 1999 года. Основной бизнес компании связан с внедрением корпоративных информационных систем управления предприятием на платформе ERP-системы Microsoft Dynamics (ранее Axapta), разработкой оригинальных программно-аппаратных комплексов для автоматизации бизнес-процессов производственной, банковской, издательской и управленческой деятельности. Всего компанией реализовано более 40 проектов. Два проекта на базе Microsoft Dynamics находятся в промышленной эксплуатации – ЗАО «Теплоком», основным бизнесом которой является приборостроение, и ООО «Фаубеха», которое занимается дистрибьюцией строительных материалов и фурнитуры. Кроме того, «Мегаполис» реализовывал ряд частных задач, в частности, для компаний «Кировтелеком» (ведомственный оператор связи) и «Сварог» (дистрибуция алкогольной продукции), для которых были разработаны концепции автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, а для последней прототип управления складским комплексом. В числе других заказчиков – компании «Вэб Плас», Северо-Западный банк Сбербанка РФ, «Метробетон», «Деловой Петербург», Межпарламентская Ассамблея стран СНГ, ряд государственных органов и т. д.

Решение «Мегаполис: Дистрибуция» представляет собой модификацию стандартной ERP-системы Microsoft Dynamics AX, выполненную с учетом требований и особенностей бизнеса российских компаний – дистрибуторов. Оно ориентировано на дистрибьюторов со сложными бизнес-процессами закупок и сбыта, использующих многовалютный учет и большое число финансовых и складских аналитик, сложную систему учета себестоимости закупок и ценообразования. В решении предусмотрен механизм формирования закупок как у российских, так и зарубежных поставщиков, что нашло отражение в порядке организации документооборота. Ключевые бизнес-процессы, охватываемые «Мегаполис: Дистрибьюция»: сводное планирование закупок, закупки, складская логистика, сбыт, управленческий учет, расчеты с контрагентами. Среди других особенностей – организация работы склада в соответствии с принципом FEFO (First Expired First Out), 2 вида внутренней отчетности: для акционеров (IAS) и управленческая отчетность (внутри компании) и т. д.

Основное отличие продукта от базовой поставки – наличие возможностей для компаний-дистрибьюторов комплексного управления сложными бизнес-процессами закупок, сбыта, складской логистики и планирования. Как отмечают наблюдатели рынка, сейчас продвижение отраслевых решений в той или иной области становится популярным ходом у компаний, занимающихся автоматизацией бизнес-процессов. В частности, наличие готовых к применению шаблонов позволяет значительно сократить время на внедрение системы.

В семействе решений от «Мегаполиса» на сегодняшний день уже представлены «Мегаполис - Приборостроение» и «Мегаполис – Управление складской логистикой», действующие на платформе ERP-системы Microsoft Dynamics AX и созданные в сотрудничестве с указанными компаниями-заказчиками. Решение «Мегаполис: Дистрибьюция» также базируется на опыте работы, в частности, с компаниями «Теплоком», «Сварог» и «Фаубеха», с еще одним крупным неназываемым заказчиком, который также является типичным представителем дистрибьюторского бизнеса. Доработки стандартных модулей Dynamics AX, произведенные «Мегаполис», в основном касаются не логики работы программы и ее глубинных алгоритмов, а адаптации интерфейса и ряда функциональных возможностей для российских пользователей.

По словам заместителя руководителя департамента бизнес-консалтинга Ирины Харитоновой, «Мегаполис» постарался отразить в системе особенности ведения российского бизнеса. Например, решение предполагает возможность ведения управленческого и административного учета в Dynamics AX, а налогового и бухгалтерского – в «1С». Для этого разработан интеграционный модуль, объединяющий две системы. У «Мегаполиса» есть подобный опыт, так как российская реальность предполагает использование многими компаниями сложных схем доставки товаров.

Напомним, что в целом по России у Microsoft есть достаточно много внедрений на базе Dynamics-Axapta для дистрибьюторских и оптовых компаний. В их числе – «Росси», «ДелтаСпорт», «ИнтерСпорт», российские подразделения Osko, Wilo, петербургские «Марвел» и «Терем» и др. Кроме того, Microsoft предлагает своим партнерам схемы по регистрации созданных отраслевых решений, которые могут потом рекомендоваться со стороны разработчика.

Оценивая тенденции спроса дистрибьюторов на системы учета и планирования класса ERP, генеральный директор компании «Мегаполис» Вячеслав Мусиенко отметил, что спрос в отрасли дистрибуции на данный вид услуг оптимистично-сдержанный. «Многие компании пока не готовы инвестировать средства в высокоэффективные системы управления бизнес-процессами и довольствуются достаточно простыми системами учета и сложившимися схемами ведения бизнеса. Но мы уверены, что рост конкуренции в данном секторе и стремление собственников бизнеса к сохранению и повышению рентабельности приведет к серьезным переменам. Те, кто не предпримет срочных мер, будут вынуждены уйти с рынка или уменьшить свою долю доходности. Решения о внедрении ERP-систем в этом сегменте в первую очередь принимаются лидерами отрасли, в основном это компании с западным инвестиционным капиталом, для которых мотивом внедрения зачастую является соответствие западным стандартам управления бизнесом. Вторая волна спроса – дистрибьюторы в сегменте ИТ, в силу специфики своей работы, и третья – спрос возникает в отдельных сегментах среди российских лидеров на высококонкурентных рынках: например, алкогольной продукции», - говорит он.

Стоимость программного обеспечения Microsoft Dynamics AX для внедрения решения от «Мегаполис» для дистрибьюторской компании средней величины (порядка 30 автоматизированных рабочих мест), по оценкам специалистов интегратора, может составить до 30 тыс. евро за функциональные модули и до $30 тыс. евро - за пользовательские лицензии. Итого стоимость одного рабочего места составит порядка $2,2 евро. Инвестиции во внедрение могут производиться постепенно.

Сейчас, по оценкам «Мегаполиса», в Петербурге насчитывается около 300 компаний, занимающихся оптовыми закупками и продажами, из них половина – представители малого бизнеса. В настоящий момент ведутся переговоры с 5 компаниями из разных отраслей по поводу внедрения решений от «Мегаполиса», в основном – для производства и дистрибуции. Что касается других отраслевых решений, то здесь ведется пока работа по информированию потенциальных клиентов. В частности, по словам представителей интегратора, отрасль приборостроения пока не готова к кардинальным изменениям ИТ-инфраструктуры. Что касается складской логистики, то здесь пока редко востребованы отдельные решения. Среди других планов «Мегаполиса» - компания объявила о начале переговоров с финскими компаниями о совместном продвижении решений на европейском рынке. В частности, финские компании в большей степени готовы к восприятию новых ИТ-решений, но в стране не хватает квалифицированных программистов, которые могли бы обеспечить их внедрение.

Напомним, что сейчас в Петербурге – исключая случайные поставки московских компаний – работает около 10 партнеров Microsoft Dynamics AX, в их числе как местные компании («Мегаполис», «Корус Консалтинг», «АНД Проджект», «Весть»), так и филиалы столичных игроков (крупнейший – Columbus IT). Многие из них продвигают отраслевые решения, например, для телекоммуникационного рынка, розницы и т. д., что говорит о востребованности такого подхода. Список этих инициатив пополняется, в частности, сейчас компания Columbus IT работает над созданием «горизонтальных» SCM-решений: уже создан специализированный модуль «Управление грузами», который успешно внедряется на проектах. «Рынок дистрибьюции в СЗФО мы оцениваем как очень перспективный. Россия – страна огромная; с каждым годом растет количество коммуникаций между компаниями, и без современных инструментов управления логистикой и цепочками поставок российским компаниям уже не обойтись. Кроме того, в последнее время в регионе получили бурное развитие логистические центры, что, в общем, неудивительно при наличии нескольких портов в регионе. Для дистрибьюторов наиболее важными являются задачи управления распределенной торговой сетью или сетью филиалов, а также задачи управления и оптимизации цепочек поставок (SCM) – это и прогнозирование, и планирование потребностей в товарах, и планирование транспортных средств, и оптимизация заказов, и расчет точной себестоимости каждой партии товаров, и обеспечение прозрачности цепочки поставок, и многое, многое другое, без чего невозможно наладить эффективное управление логистикой», - отметил руководитель практики "дистрибьюция" Columbus IT Сергей Братукин. Напомним, что эта компания в Петербурге делала внедрения для таких заказчиков как «Фитингвиль» (поставка комплектующих), «Росси» (дистрибьюция расходных и упаковочных материалов), «Сварог», где интегратором было внедрено решение для управления дистрибьюцией. «Потребность в автоматизации дистрибьюторских компаний, разумеется, существует и будет расти. Сегодня наблюдается устойчивая тенденция наращивания отраслевой экспертизы интеграторов, особенно в области розницы и дистрибуции, и шаг «Мегаполиса» вполне соответствует этой тенденции», - резюмирует руководитель розничного направления компании "Корус Консалтинг" Александр Рахманов.

Автор: Игорь Плотников.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: