ComNews Research: стоимость услуг связи в регионах РФ напрямую зависит от конкуренции

Аналитическое агентство ComNews Research выпустило свое ежегодное исследование стоимости услуг сотовой связи в регионах России. По данным аналитиков, стоимость так называемой «малой корзины» в сравнении с прошлым годом незначительно выросла до среднероссийского значения 103,5 рубля, при этом стоимость «средней» (275,1 рубля) и «дорогой» (813,8 рубля) корзины, наоборот, снижается. Исследование ComNews Research вновь выявило прямую зависимость цен от уровня конкуренции в регионе. Так, во всех восьми регионах, где в 2012 году появилось по одному новому сотовому игроку, цены на сотовую связь упали в среднем на 30 %. Между тем низкая конкурентная активность в Москве и высокие потребительские цены вновь привели к тому, что столица занимает первое место в рейтинге, а уровень цен на услуги сотовой связи здесь выше среднего по РФ в 2 раза, как и в прошлом году.

Для расчета стоимости услуг сотовой связи ComNews Research был выбран метод расчета стоимости единого набора услуг («корзины»). При этом территориальная неоднородность России и ее значительные масштабы потребовали ограничиться исследованием стоимости сотовой связи в пределах субъекта федерации, или «домашнего» региона, согласно классификации каждого из федеральных и межрегиональных операторов. А для того, чтобы избежать искажений реальной стоимости тарифов на мобильную связь для конечного пользователя в условиях частой модификации тарифных планов и практики «полускрытых» и «скрытых» платежей, кроме стандартных тарифов в расчеты были также внесены звонки на «любимые» номера, звонки внутри группы, плата за соединение и за первую минуту или секунду разговора. Исследователи ComNews Research разделили мобильную корзину на три уровня потребления сервисов: низкий, средний и высокий. В частности, для «малой корзины» характерен следующий уровень потребления сервисов в месяц: 50 исходящих звонков, 33 SMS, в среднем 0,67 MMS и 1 Мбайт трафика. «Средняя корзина» характеризуется следующим уровнем потребления: 50 исходящих звонков, 50 SMS, 1 MMS и 8 Мбайт трафика. Соответственно, «дорогая корзина» определяется следующим уровнем абонентского потребления услуг связи в месяц: 300 исходящих звонков, 60 SMS, 3 MMS и 15 Мбайт трафика.

Среднероссийский показатель стоимости малой корзины составляет на 2013 год 103,5 рубля, это в целом на 9,2 % больше показателя 2012 года. Наиболее доступным оператором России является компания Tele2: средняя стоимость «малой корзины» по предложениям оператора во всех регионах его присутствия (39 из 83 субъектов федерации) составляет 70,1 рубля, что на 32 % ниже, чем в среднем по России. «Малая корзина» объединенных мобильных активов «Ростелеком» составила 74,7 рубля, что на 28 % ниже среднего показателя по России. Ниже средней стоимость корзины также у МТС – она составляет 99,8 рубля. Самая низкая стоимость «малой корзины» была зафиксирована в Республике Адыгея и Краснодарском крае, где при заданных параметрах потребления среднестатистический абонент сотовой связи может потратить чуть более 60 рублей в месяц (на 41 % дешевле среднероссийского показателя) и в три раза ниже самого высокого показателя в категории тарифов с низкой стоимостью, зафиксированного в Москве и Московской области (188,2 руб.). Ростовская и Тамбовская область занимают второе и третье место в рейтинге наиболее дешевых регионов по «малой корзине». Стоимость их корзин составляет 77,3 и 84,6 рубля в месяц. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в которых наряду с «большой тройкой» работает Tele2, стоимость «малой корзины» (113,9 рубля) на 39 % ниже, чем в Москве. В целом для всех регионов, входящих в десятку наиболее дешевых в категории тарифов с низкой стоимостью услуг, характерно наличие четырех и более операторов, что усиливает конкуренцию и, соответственно, заставляет операторов снижать тарифы.

 


Данные ComNews Research

 

«Средняя корзина» в исследовании ComNews Research охватывает наибольшее количество тарифных планов операторов. И в отличие от «малой корзины» средняя стоимость этой категории тарифных планов снизилась – в среднем на 13,1 % по России до 275,1 рубля. При этом самая низкая стоимость «средней корзины» наблюдается в северо-западных, центральных и поволжских регионах. Однако первенство в данной корзине по стоимости у дальневосточного региона – Еврейской автономной области, чему послужило увеличение количества операторов – выход на рынок Tele2. Стоимость корзины Еврейской АО на 18 % ниже средней стоимости по России. Остальные регионы, вошедшие в десятку наиболее «доступных» в категории тарифов со средней стоимостью услуг, так же как и теперь Еврейская АО, характеризуются наличием четырех и более GSM-операторов. В частности, в Новгородской и Псковской области, где стоимость «средней корзины» на 17 % и 14 % ниже среднероссийского уровня, работают четыре оператора GSM. А рынок Кемеровской области представляют 5 операторов мобильной связи, обеспечивая значение корзины региона в два раза меньшее, чем в самом дорогом регионе – Москве (484,0 рубля). Из операторов «большой тройки» наиболее низкие по стоимости тарифные планы анализируемой категории предлагает «МТС» – средняя стоимость предложения оператора в категории тарифов «средняя корзина» 252,1 рубля, что ниже среднероссийского показателя на 23 рубля. «Мотив» занимает четвертое место по дешевизне тарифов после Tele2, «СМАРТС» и «МТС». Наиболее дорогими операторами в категории являются «ВымпелКом» и «МегаФон» – 297,0 и 312,1 рубля соответственно.

 

Данные ComNews Research

К категории тарифов с высокой стоимостью услуг («дорогая корзина») относятся тарифные планы, рассчитанные на активных частных пользователей, для которых характерны значительные объемы включенного трафика (включая «безлимитные» тарифные планы) и наличие абонентской платы. Самая низкая стоимость «дорогой корзины» наблюдается в Нижегородской и Мурманской областях, практически на 41 % ниже среднего по России показателя (813,8 рубля). В перечне наиболее дешевых регионов преобладают области Центрального, Северо-Западного, Приволжского и Уральского федеральных округов. Самая высокая стоимость «корзины» наблюдается в Республике Дагестан – 1576,2 рубля. Из операторов «большой тройки» самым доступным оператором по «дорогой корзине» является «ВымпелКом» – 717,1 рубля, а самым дорогим – «МегаФон» с 909,5 рубля. Тарифные планы категории «дорогая корзина» за период с июля 2012 года по апрель 2013 года снизились на 14,3 %. Следует отметить, что, согласно методологии данного исследования, в рейтинге операторов по стоимости «дорогой корзины» не учитываются тарифные предложения компании Tele2 (из-за отсутствия в линейке ее тарифных планов в большинстве регионов с абонентской платой и значительным объемом включенного трафика). Если заложить в расчеты тарифные планы Tele2, учитывая количество и объем потребляемых услуг в «дорогой корзине», средняя стоимость «корзины» Tele2 составит 388,4 рубля, что ниже средней стоимости по России в два раза.

 

Данные ComNews Research

 

Однако наибольший интерес представляют совокупные данные по стоимости услуг связи, накопленные Comnews Research за последние пять лет, что позволило представить итоговый рейтинг субъектов Российской Федерации в исторической динамике. Интегральный рейтинг регионов России по стоимости услуг сотовой связи составлялся по следующей методологии: сумма трех «корзин» по каждому из регионов приводилась к медианному значению; значение по каждому из регионов выражалось коэффициентом относительно среднего значения по всем регионам, которое бралось за единицу. Таким образом, наиболее дорогими регионами остаются регионы Дальнего Востока и Сибири – Чукотский АО, Республика Саха, Магаданская и Сахалинская область, что в значительной степени объясняется общим высоким уровнем потребительских цен. Фактор высоких потребительских цен является также определяющим в Свердловской и Тюменской областях, а также Приморском крае. Тем не менее следует понимать, что далеко не во всех заполярных регионах наблюдается такой же завышенный по сравнению с общероссийским уровень тарифов на услуги сотовой связи. Таким образом, уровень тарифов в регионах с высокой стоимостью жизни может определяться не только сложившимися потребительскими ценами, но и конкурентной ситуацией. В Москве совокупность низкой конкурентной активности и высоких потребительских цен приводят к тому, что она снова занимает первое место в рейтинге, а уровень цен на услуги сотовой связи в регионе выше среднего по РФ в 2 раза, как и в прошлом году. Для большинства регионов top-15 характерно наличие неблагоприятной конкурентной ситуации, исключая Свердловскую и Тюменскую области, а также Приморский край.

Данные ComNews Research

 

Что касается регионов с наиболее низким уровнем цен на услуги сотовой связи по всем рассматриваемым в исследовании Comnews Research категориям, то наиболее «дешевым» регионом в этом году стала Еврейская автономная область после прихода туда Tele2. В целом во всех пятнадцати регионах работают операторы, имеющие репутацию «дискаунтеров» – Tele2, «СМАРТС», мобильные активы «Ростелеком», причем в некоторых из перечисленных регионов, таких как Республика Марий Эл, Кемеровская и Тамбовская области, работает по пять крупных GSM-операторов. В семи из всех представленных в исследовании субъектов РФ за 2012 год увеличилось количество игроков рынка, как следствие, наблюдается улучшение как места региона в едином интегральном рейтинге, так и показателя интегрального индекса. Не в каждом регионе это движение представляет собой сильное снижение показателей, поскольку от момента входа оператора на рынок до момента реакции рынка на изменение и завоевание новым игроком достаточной доли (для влияния на уровень цен) всегда существует временной лаг. Продолжительность периода отсрочки сильно зависит от изначальной конкурентной ситуации и объема инвестиций нового игрока рынка (в районах Крайнего Севера именно этот показатель является одним из основных). Например, Камчатский край и Курганская область значительно снизили позиции по сравнению с 2012 годом, Еврейская автономная область достигла первой позиции по доступности тарифных предложений, а Сахалинская и Магаданская области также спустились в интегральном рейтинге на одну и три позиции, соответственно.


Приход нового игрока в регион приводит к снижению цен на услуги связи. Данные Comnews Research

 

Таким образом, исследователи Comnews Research делают выводы о сохранении высокого уровня влияния фактора конкуренции на уровень цен. Кроме того, несмотря на незначительное увеличение стоимости «малой корзины» в целом в регионах наблюдается снижение стоимости услуг. В 40 регионах из 80 с июля 2012 по апрель 2013 года общий уровень стоимости услуг сотовой связи или интегральный индекс уменьшился. Оставшиеся 40 субъектов федерации показали повышение своего интегрального значения. Значительное уменьшение или увеличение уровня стоимости сотовой корзины отмечается в регионах, где присутствует максимальное/минимальное количество игроков сотового рынка, проводящих маркетинговую политику, направленную на снижение или выравнивание стоимости услуг сотовой связи, что, в свою очередь, отразилось на общей тенденции по снижению цен.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: тарифные планы, сотовая связь