Рубрика «CIO/ Управление ИТ». Член SPb CIO Club Роман Комаров о путешествии СУПД из Петербурга в Москву, Вьетнам и Индию. Часть третья

Рассказ Романа Комарова о создании и тиражировании системы управления проектной документацией (СУПД) оказался таким обстоятельным и колоритным, что мы решили посвятить ему три выпуска рубрики, которую spbIT.ru реализует совместно с SPb CIO Club. Сегодня мы публикуем третью часть повествования Романа – об особенностях контакта с представителями разных индийских каст, важности подробных инструкций и технологиях сохранения здоровья и благосостояния во время командировок в Индию и Вьетнам.

Напомним, что с первыми двумя частями «путешествия» можно ознакомиться в материалах spbIT.ru: «Член SPb CIO Club Роман Комаров о путешествии СУПД из Петербурга в Москву, Вьетнам и Индию. Часть первая» от 6 июня 2013 г. и «Член SPb CIO Club Роман Комаров о путешествии СУПД из Петербурга в Москву, Вьетнам и Индию. Часть вторая» от 10 июня 2013 г.

Если беда Вьетнама – низкий уровень айтишников в глубинках и высокий уровень коррупции, то в Индии проблемы в другом. Здесь большое влияние имеет кастовость, запрещены межкастовые браки. Низшие касты из поколения в поколение живут бедно, питаются однообразной пищей, недополучают необходимые для нормального развития вещества. Видимо, все это ведет к деградации. Если индусу из низшей касты дать задание – например, отвезти договор, – то надо подробно расписать, куда добраться, где кнопочка звонка, что спросить и что передать. Если что-то упустить, то курьер приедет с договором обратно. Почему? Выясняем, что, когда он поднялся, на двери не был звонка, а ты написал, что надо позвонить. Если пункт инструкции не выполнен – ему непонятно, что делать дальше. Самостоятельное мышление не работает, малейшее отклонение от запланированного процесса вызывает ступор.




В Индии местные жители могут не мыть руки.
Но непривычные европейцы не прошли бы здесь «естественного отбора»



В работе с индусами есть еще одна особенность: в офисах ни одной индианки, практически все делают мужики – даже чай приносят и пролитый кофе вытирают. Это всегда меня поражало. Заходит, например, нормально развитый физически мальчик, протирает парой небрежных движений стекла шкафчика – и дальше пошел. К большему он не стремится. Найти грамотного айтишника в такой среде – проблема номер один. Постепенно привыкаешь к тому, что если тебя не понимают, то можешь повторно не объяснять, перед тобой просто не тот человек, с которым следует продолжать общение.

Проблема вторая – в Индии колоссальная антисанитария. Получить там кишечное расстройство – это как глоток воды сделать, причем иногда в прямом смысле слова. Местный доктор говорил, что если открыть бутылку с водой и отхлебнуть, то через 2 часа надо будет ее выбросить, потому что начинается бурное размножение микрофлоры. Местные жители могут не мыть руки. Но непривычные европейцы не прошли бы здесь «естественного отбора». Сплошь и рядом приходилось слышать, что наши соотечественники покидают Индию потому, что им стало плохо, прилетают в Россию в тяжелом состоянии, и на родине врачи не знают, чем это лечить. Поэтому начальники местных представительств в приказном порядке заставляли всех командированных выпивать перед едой по 100 грамм крепкого напитка, обычно виски. «Меня не волнует, что ты не пьешь, но я отвечаю за твою жизнь и здоровье здесь», – примерно такой аргумент приводился тем, кто пытался отказаться.

В Индии крайне не рекомендуется брать напитки со льдом. Человеку непосвященному это может быть не совсем понятно. Однако причина проста и банальна. Лед делают из проточной (некипяченой!) воды. Соответственно, после размораживания оживает букет из бактерий и микроорганизмов. Один из знакомых рассказывал, что ему принесли сок со льдом. Когда он сказал, что заказывал безо льда, официант без слов забрал сок отошел в сторонку, отвернулся, вытащил пальцами лед из стакана и без всякого стеснения снова подал клиенту. После некоторой задержки от увиденного сок был отправлен обратно и более уже не заказывался никогда.




Вьетнамская кухня – это очень вкусно.
Главное, разобраться, как сделать заказ без помощи вьетнамца



Во Вьетнаме в этом плане не в пример легче. Когда мы первый раз уезжали во Вьетнам, нам рекомендовали мыть руки и делать прививки. В первый визит мы, конечно, боялись. Питались сперва в европейских ресторанах. Потом не выдержали и спросили вьетнамцев, можем ли мы есть там же, где и они? Получили положительный ответ и задали другой вопрос – а мы выживем?.. Наконец, пошли ужинать в местное заведение. Там крайне сложно найти меню на английском и совершенно нереально объяснить, чего ты хочешь. Но мы пошли с вьетнамским коллегой и остались в полном восторге. Мы перепробовали большое количество блюд и с некоторым количеством пива, а когда получили счет – прослезились, в переводе на наши деньги оказалось рублей по 50 на человека.




Очень вкусные местные ананасы мы даже брали уже чищенными прямо у уличных торговцев



В общем, вьетнамская кухня – это очень вкусно, это одна из самых здоровых кухонь, у вьетнамцев щадящие технологии приготовления, в блюдах много овощей и морепродуктов, мало жиров. Главное, разобраться, как сделать заказ без помощи вьетнамца. Ну и не пробовать непонятного. Вьетнамцы не предлагали нам ничего, что бы вызвало наше неприятие. Хотя подобного в их кухне тоже хватает, взять хотя бы сердце только что разделанной на ваших глазах змеи, запиваемое ее кровью, – это очень полезное и символичное, по мнению вьетнамцев, блюдо, о котором я много слышал от коллег, но мне попробовать не удалось.




Больше всего запомнились огромные вкусные крабы



Под конец мы осмелели до того, что могли купить еду, приготовленную где-нибудь на улице, на керосинке, или воспользоваться в кафе деревянными многоразовыми палочками. Очень вкусные местные ананасы мы даже ленились чистить сами и брали уже чищенными прямо у уличных торговцев. Кстати, сам процесс чистки по-вьетнамски тоже очень интересен. За все время пребывания во Вьетнаме ни у меня, ни у коллег не было никаких расстройств. Больше всего мне запомнились крабы (огромные, классные!) и микс-суп (очень похож на нашу солянку). Суп подавался в одном из кафе, где хозяином был уникальный вьетнамец с удивительно интеллигентными чертами лица и знанием английского и французского. А еще лапша с морепродуктами, рецепт которой мне написала русскоговорящая вьетнамка. Она же надавала мне каких-то местных вьетнамских грибов (на вид поганки поганками!), каких-то приправ, и я дома пытался повторить экзотические кушанья.

Вьетнамцы, кстати, очень дружелюбный и чистоплотный народ, с ними комфортно ехать рядом в общественном транспорте. Здесь нет проблем с безопасностью, вечером женщина одна спокойно дойдет до дома. В открытую ни грабеж, ни насилие здесь не встретишь. Другое дело, если ты в кафе или гостинице оставил мобильник на видном месте: когда ты вернешься, телефона уже не будет. Местные жители – люди бедные, и что-то стянуть, пока никто не видит, для них великий соблазн.




И вновь – «чего только не увидишь на дорогах Вьетнама!»

Автор: Наталия Хильченко, Анна Тумакова.

Тематики: Интеграция, ПО, CIO/Управление ИТ

Ключевые слова: интеграция, информационные технологии, информационные системы, автоматизация, ИТ-директор, CIO, IT-директор