Рубрика «CIO/ Управление ИТ». Член SPb CIO Club Роман Комаров о путешествии СУПД из Петербурга в Москву, Вьетнам и Индию. Часть третья

Рассказ Романа Комарова о создании и тиражировании системы управления проектной документацией (СУПД) оказался таким обстоятельным и колоритным, что мы решили посвятить ему три выпуска рубрики, которую spbIT.ru реализует совместно с SPb CIO Club. Сегодня мы публикуем третью часть повествования Романа – об особенностях контакта с представителями разных индийских каст, важности подробных инструкций и технологиях сохранения здоровья и благосостояния во время командировок в Индию и Вьетнам.

Напомним, что с первыми двумя частями «путешествия» можно ознакомиться в материалах spbIT.ru: «Член SPb CIO Club Роман Комаров о путешествии СУПД из Петербурга в Москву, Вьетнам и Индию. Часть первая» от 6 июня 2013 г. и «Член SPb CIO Club Роман Комаров о путешествии СУПД из Петербурга в Москву, Вьетнам и Индию. Часть вторая» от 10 июня 2013 г.

Если беда Вьетнама – низкий уровень айтишников в глубинках и высокий уровень коррупции, то в Индии проблемы в другом. Здесь большое влияние имеет кастовость, запрещены межкастовые браки. Низшие касты из поколения в поколение живут бедно, питаются однообразной пищей, недополучают необходимые для нормального развития вещества. Видимо, все это ведет к деградации. Если индусу из низшей касты дать задание – например, отвезти договор, – то надо подробно расписать, куда добраться, где кнопочка звонка, что спросить и что передать. Если что-то упустить, то курьер приедет с договором обратно. Почему? Выясняем, что, когда он поднялся, на двери не был звонка, а ты написал, что надо позвонить. Если пункт инструкции не выполнен – ему непонятно, что делать дальше. Самостоятельное мышление не работает, малейшее отклонение от запланированного процесса вызывает ступор.



В Индии местные жители могут не мыть руки. Но непривычные европейцы не прошли бы здесь «естественного отбора».
В Индии местные жители могут не мыть руки.
Но непривычные европейцы не прошли бы здесь «естественного отбора»



В работе с индусами есть еще одна особенность: в офисах ни одной индианки, практически все делают мужики – даже чай приносят и пролитый кофе вытирают. Это всегда меня поражало. Заходит, например, нормально развитый физически мальчик, протирает парой небрежных движений стекла шкафчика – и дальше пошел. К большему он не стремится. Найти грамотного айтишника в такой среде – проблема номер один. Постепенно привыкаешь к тому, что если тебя не понимают, то можешь повторно не объяснять, перед тобой просто не тот человек, с которым следует продолжать общение.

Проблема вторая – в Индии колоссальная антисанитария. Получить там кишечное расстройство – это как глоток воды сделать, причем иногда в прямом смысле слова. Местный доктор говорил, что если открыть бутылку с водой и отхлебнуть, то через 2 часа надо будет ее выбросить, потому что начинается бурное размножение микрофлоры. Местные жители могут не мыть руки. Но непривычные европейцы не прошли бы здесь «естественного отбора». Сплошь и рядом приходилось слышать, что наши соотечественники покидают Индию потому, что им стало плохо, прилетают в Россию в тяжелом состоянии, и на родине врачи не знают, чем это лечить. Поэтому начальники местных представительств в приказном порядке заставляли всех командированных выпивать перед едой по 100 грамм крепкого напитка, обычно виски. «Меня не волнует, что ты не пьешь, но я отвечаю за твою жизнь и здоровье здесь», – примерно такой аргумент приводился тем, кто пытался отказаться.

В Индии крайне не рекомендуется брать напитки со льдом. Человеку непосвященному это может быть не совсем понятно. Однако причина проста и банальна. Лед делают из проточной (некипяченой!) воды. Соответственно, после размораживания оживает букет из бактерий и микроорганизмов. Один из знакомых рассказывал, что ему принесли сок со льдом. Когда он сказал, что заказывал безо льда, официант без слов забрал сок отошел в сторонку, отвернулся, вытащил пальцами лед из стакана и без всякого стеснения снова подал клиенту. После некоторой задержки от увиденного сок был отправлен обратно и более уже не заказывался никогда.



Вьетнамская кухня – это очень вкусно. Главное – разобраться, как сделать заказ без помощи вьетнамца
Вьетнамская кухня – это очень вкусно.
Главное, разобраться, как сделать заказ без помощи вьетнамца



Во Вьетнаме в этом плане не в пример легче. Когда мы первый раз уезжали во Вьетнам, нам рекомендовали мыть руки и делать прививки. В первый визит мы, конечно, боялись. Питались сперва в европейских ресторанах. Потом не выдержали и спросили вьетнамцев, можем ли мы есть там же, где и они? Получили положительный ответ и задали другой вопрос – а мы выживем?.. Наконец, пошли ужинать в местное заведение. Там крайне сложно найти меню на английском и совершенно нереально объяснить, чего ты хочешь. Но мы пошли с вьетнамским коллегой и остались в полном восторге. Мы перепробовали большое количество блюд и с некоторым количеством пива, а когда получили счет – прослезились, в переводе на наши деньги оказалось рублей по 50 на человека.



Очень вкусные местные ананасы мы даже брали уже чищенными прямо у уличных торговцев
Очень вкусные местные ананасы мы даже брали уже чищенными прямо у уличных торговцев



В общем, вьетнамская кухня – это очень вкусно, это одна из самых здоровых кухонь, у вьетнамцев щадящие технологии приготовления, в блюдах много овощей и морепродуктов, мало жиров. Главное, разобраться, как сделать заказ без помощи вьетнамца. Ну и не пробовать непонятного. Вьетнамцы не предлагали нам ничего, что бы вызвало наше неприятие. Хотя подобного в их кухне тоже хватает, взять хотя бы сердце только что разделанной на ваших глазах змеи, запиваемое ее кровью, – это очень полезное и символичное, по мнению вьетнамцев, блюдо, о котором я много слышал от коллег, но мне попробовать не удалось.



Больше всего запомнились огромные вкусные крабы
Больше всего запомнились огромные вкусные крабы



Под конец мы осмелели до того, что могли купить еду, приготовленную где-нибудь на улице, на керосинке, или воспользоваться в кафе деревянными многоразовыми палочками. Очень вкусные местные ананасы мы даже ленились чистить сами и брали уже чищенными прямо у уличных торговцев. Кстати, сам процесс чистки по-вьетнамски тоже очень интересен. За все время пребывания во Вьетнаме ни у меня, ни у коллег не было никаких расстройств. Больше всего мне запомнились крабы (огромные, классные!) и микс-суп (очень похож на нашу солянку). Суп подавался в одном из кафе, где хозяином был уникальный вьетнамец с удивительно интеллигентными чертами лица и знанием английского и французского. А еще лапша с морепродуктами, рецепт которой мне написала русскоговорящая вьетнамка. Она же надавала мне каких-то местных вьетнамских грибов (на вид поганки поганками!), каких-то приправ, и я дома пытался повторить экзотические кушанья.

Вьетнамцы, кстати, очень дружелюбный и чистоплотный народ, с ними комфортно ехать рядом в общественном транспорте. Здесь нет проблем с безопасностью, вечером женщина одна спокойно дойдет до дома. В открытую ни грабеж, ни насилие здесь не встретишь. Другое дело, если ты в кафе или гостинице оставил мобильник на видном месте: когда ты вернешься, телефона уже не будет. Местные жители – люди бедные, и что-то стянуть, пока никто не видит, для них великий соблазн.



И вновь - «чего только не увидишь на дорогах Вьетнама!»
И вновь – «чего только не увидишь на дорогах Вьетнама!»

Рубрики: Интеграция, ПО, CIO/Управление ИТ

Ключевые слова: интеграция, информационные технологии, информационные системы, автоматизация, ИТ-директор, CIO, IT-директор