«Связной» представил в Петербурге нового топа и раскрыл цифры

Новый генеральный директор группы компаний «Связной» Майкл Тач провёл встречу с представителями масс-медиа в Санкт-Петербурге. Он представил результаты работы сети за I квартал и поделился данными о последних трендах на рынке мобильного ретейла.

Майкл Тач возглавил «Связной» недавно – в мае 2013 года. До этого он в течение шести лет занимал в компании позицию исполнительного вице-президента, ранее отвечал за развитие бизнеса в компании General Electric Capital, а также был главным финансовым директором GE Money Bank в России. 

Начиная разговор, Майкл Тач кратко описал бизнес-интересы «Связного». Компания занимается продажей мобильных телефонов и другой техники (кроме крупногабаритной), а также предоставлением сопутствующих услуг. Кроме того, «Связной» предоставляет финансовые и страховые сервисы и реализует контракты операторов сотовой связи. В России на конец I квартала насчитывалось 3 362 салона сети, 63 % которых составляют уличные магазины, 24 % – магазины в торговых центрах. 11 % приходится на флагманские салоны «Связной-3», большая часть которых работает в формате «Связной OPEN», где все товары представлены в открытом доступе. Майкл Тач отметил, что это «наиболее популярный формат магазинов, поскольку он дает покупателям возможность знакомиться с любыми товарами в интерактивной форме и тестировать их на месте». Ещё 2 % составляют отделения «Связного» в сети магазинов Enter. Кроме того, действуют 16 салонов, запущенных в партнерстве с Tele2, и 6 монобрендовых салонов C-Store, в которых реализуется техника Apple. На Северо-Западе у «Связного» насчитывается 352 салона в 81 городе, на регион приходится 11 % общего оборота компании.




Генеральный директор группы компаний «Связной» Майкл Тач



Выручку и чистую прибыль сети по результатам I квартала 2013 года Майкл Тач раскрывать не стал, однако сказал, что «Связной» увеличил свой розничный оборот на 28 %, что составило 127,1 млрд рублей. Наибольшую долю в обороте обеспечили финансовые платежи – 80,1 млрд рублей. Мобильные телефоны принесли 12,8 млрд рублей, другие товары и услуги – 13 млрд рублей, платежи ОСС – 12,2 млрд рублей, прочие платежи (платежи за Интернет, ЖКХ и т. п.) – 9 млрд рублей.




Розничный оборот «Связного» за I квартал 2013 года



По прогнозам, озвученным «Связным», рынок электроники в России в 2013 году вырастет на 7 % и составит 1,4 трлн рублей (1,3 трлн рублей в 2012 году). При этом наиболее быстро будет развиваться сегмент мобильной электроники, тогда как доля стационарной ИТ-техники, такой как настольные компьютеры, мониторы и т. д., снижается уже сейчас. Согласно прогнозу, в 2013 году падение продаж в данной категории составит порядка 33 %, в 2014 году – еще 30 %.

Вице-президент по стратегическому маркетингу «Связного» Олег Ряженов-Симс отметил, что планшеты начинают замещать ноутбуки и нетбуки. В настоящий момент 41 % всех проданных на российском рынке мобильных компьютеров являются планшетами. В I квартале число проданных в России планшетов увеличилось на 262 % (в рознице самого «Связного» – на 386 %). При этом продажи ноутбуков выросли лишь на 1 % (у «Связного» упали на 6 %), а нетбуков упали на 51 % (у «Связного» на 77 %).




Рынок мобильных компьютеров



В Северо-Западном федеральном округе рынок планшетов, по подсчетам «Связного», составил 168 тыс. штук, год назад он составлял лишь 50 тыс. штук. Трендами в этом сегменте г-н Тач назвал уменьшение диагонали экрана и рост доли планшетов со стоимостью менее 15 тыс. рублей, на них пришлось более 60 % продаж.

Майкл Тач особо отметил, что по результатам I квартала 2013 года «Связной» является лидером на рынке планшетных компьютеров России с долей 13 % в натуральном выражении, а также на рынке смартфонов с долей 30% в денежном выражении.

Говоря о смартфонах, было сказано, что их продажи в России по результатам I квартала выросли на 43 % в деньгах и на 37 % в штуках. Реализация обычных телефонов, наоборот, снизилась – на 33 % и 6 % соответственно. В целом рынок мобильных телефонов и смартфонов в I квартале составил 45, 1 млрд рублей (8 млн штук). В количественном выражении он год к году снизился на 6 %, однако в денежном, напротив, вырос на 15 %, за счет того, что все больше покупателей отдавали свои предпочтения смартфонам, а не обычным дешевым телефонам. При этом Майкл Тач отмечает поляризацию продаж: очень активно растёт сегмент дорогих устройств от 15 тыс. рублей и бюджетный сегмент стоимостью ниже 6 тыс. рублей. Средний же сегмент остается приблизительно на одном и том же уровне.




Продажи мобильных телефонов



В СЗФО эта картина выглядит еще более оптимистично. Рынок мобильных телефонов и смартфонов вырос в штуках на 9 %, достигнув 1 млн, а в деньгах на 23 %, составив 5,1 млрд рублей. Доля смартфонов выросла на 46 % в деньгах и на 45 % в штуках. Количественно на смартфоны приходится 35 % продаж всех мобильных телефонов на Северо-Западе.

«До 78 % всей выручки от проданных в России мобильных телефонов в I квартале пришлось на смартфоны. Год назад доля смартфонов составляла 63 %. Если текущие тренды по развитию технологий не изменятся, теоретически к 2016 году 90 % продаваемых в мире телефонов могут быть смартфонами», – считает Майкл Тач.

Отметим, что в самом «Связном» продажи мобильных телефонов и смартфонов упали в штуках на 7 %, зато в деньгах прибавили на 35 %, опять же за счет увеличения доли смартфонов. Средняя стоимость смартфона увеличилась на российском рынке в I квартале на 5 % год к году, в «Связном» – на 12 %.

Также были представлены данные по продажам фотокамер. В целом их рынок упал на 15 % в штучном выражении, составив 1 млн штук. Особенно просели продажи компактных камер – на 22 %. На 5 % снизились продажи системных фотокамер, зато на 24 % увеличились продажи дорогих зеркальных фотоаппаратов.

Говоря о трендах, Майкл Тач отметил рост продаж через интернет-каналы. Так, за первый квартал «Связной» увеличил количество торговых точек всего на 40 магазинов, в то же время продажи через Интернет выросли на 114 % до 3,9 млрд рублей, при том что год назад они составляли 1,8 млрд рублей. Наиболее активно покупатели приобретают через сеть смартфоны и мобильные компьютеры. Олег Ряженов-Симс говорит, что в средних по размеру городах, таких как Воронеж, идёт бурный рост онлайн-торговли, происходит удвоение-утроение продаж через этот канал. В целом доля интернет-магазина в обороте «Связного» составляет 15 %.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: Связной магазин сотовой связи, Связной салон мобильной связи, Связной