Мобильные операторы сбивают цены

С мая 2012 г. по апрель 2013 г. услуги российских сотовых операторов для корпоративных клиентов продолжили дешеветь. Это свидетельствует о высоком уровне конкуренции в этом секторе мобильной связи, полагают аналитики ComNews Research.

Соответствующее исследование опубликовано сегодня. В ходе анализа специалисты группы применили методологию Организации экономического сотрудничества и развития, адаптированную к российским реалиям.  Они разделили корпоративные тарифные планы на два уровня – "Безлимит" и "Универсал". Каждому из них соответствует определенный набор услуг сотовой связи ("корзина"). "Безлимит" соответствует потребностям руководящего звена компаний, "Универсал" - всем остальным сотрудникам.

ComNews Research также оценила средний уровень затрат на услуги сотовой связи предприятий разного масштаба. Для этого были сгруппированы наборы услуг (корзины) "SOHO", "SMB" и "LE", отвечающие потребностям компаний с 9, 37 и 74 сотрудниками соответственно.

По данным исследовательской группы, наиболее низкая стоимость "безлимитной корзины" зафиксирована в Томской и Тамбовской областях, а также в Приморском крае, где она не превышает 1715 руб. В среднем по стране стоимость корзины составила 2050,06 руб., что на 45% меньше показателя 2012 года.

В операторском рейтинге наиболее выгодную "корзину для руководства" предлагает "Tele2 Россия" – 1543,10 руб., что на 24,7% ниже, чем в среднем по стране. В первую тройку также вошли "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ГК "Мотив" – 1645,60  руб. и 1737,40 руб. соответственно. Наиболее значительное снижение стоимости этой корзины по сравнению с прошлым годом показали компании "большой тройки" – "ВымпелКом", МТС и "МегаФон" – на 40,0%; 38,9% и 32,1% соответственно.

По "универсальной корзине" также лидирует "Tele2 Россия". Стоимость ее корзины составила 556,30 руб., что на 42% ниже среднероссийского показателя (962,68 руб.). Второе и третье места по выгодности тарифов для обычных сотрудников заняли ГК "СМАРТС" (876 руб.) и МТС (892,30 руб.).

В среднем по стране величина тарифных планов этой категории за прошедший год снизилась на 9,5%. Самая выгодная "универсальная корзина" зафиксирована в Мурманской области и Краснодарском крае, а также в Брянской области, где ее стоимость составила менее 749 руб. Всего на 0,83 руб. этот ценовой уровень был превышен в Курской области.

Tele2 Россия, как и в прошлом году, предлагает и наиболее выгодную по стоимости корзину услуг для всех трех масштабов бизнеса. На второе место по наименьшей стоимости корзин "SOHO" и "SMB" вышла компания МТС, а корзины "LE" - "Ростелеком".

На апрель 2013 г. стоимость корзин "SOHO", "SMB", "LE" в среднем по стране составила 9,8 тыс. руб., 38,1 тыс. руб. и 74,8 тыс. руб. соответственно, снизившись на 20,8%; 16,7% и 15,7%.

По данным ComNews Research, наиболее дорогими регионами по стоимости всех рассмотренных  корзин с  незначительными изменениями в порядке расположения остаются Москва и Московская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО, Сахалинская, Магаданская, Еврейская и Амурская области, Камчатский край и Республика Саха (Якутия).

"Это обусловлено тем, что данные регионы характеризуются высоким уровнем потребительских цен и в большинстве случаев низкой конкуренцией. Наиболее ярким примером влияния этих двух факторов традиционно является объединенный регион Москва и Московская область. В апреле 2013 года этот регион занял безоговорочное первое место по наивысшей стоимости четырех из пяти корзин, - говорится в пресс-релизе ComNews Research. – Лишь по стоимости корзины "Безлимит" Москву и Московскую область смогли обойти Магаданская область и три представителя Северо-Кавказского ФО".

Пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева согласилась, что затраты клиентов на голосовую связь действительно снижаются. По её словам, для этого оператор предпринял много усилий – в частности, повысив проникновения безлимитных пакетных предложений, с которыми клиентам проще прогнозировать затраты на связь. Уменьшению затрат способствовало и снижение "ВымпелКомом" цен на международный и внутрисетевой роуминг.

"Корпоративные клиенты  становятся все более и более заинтересованными в интегрированных предложениях - целом комплексе услуг из  мобильной и фиксированной связи, решений на базе мобильного Интернета, M2M-продуктов, конвергентных сервисов и облачных продуктов, - рассуждает Айбашева. – Пользуясь такими предложениями,  корпоративные клиенты получают скидку на стоимость, например, той же мобильной связи, но при этом  в целом объем потребления операторских сервисов клиентами, и, соответственно, выручки от них растет".

На её взгляд, дальнейшее проникновение безлимитных предложений среди корпоративных клиентов будет способствовать изменению цен с сохранением темпов.

Коллега Айбашевой из "МегаФона" Юлия Дорохина подчёркивает, что у корпоративных клиентов меняется профиль потребления услуг – это позволяет им приобретать все больше предложений при сопоставимом уровне расходов. "Предлагаемые нами тарифы – всего лишь следствие постепенно изменяющих потребностей наших клиентов, поэтому если мы посмотрим в целом на бюджет корпоративных клиентов на связь, то он растет вместе с бизнесом самого клиента, изменяясь качественно", - считает Дорохина. 

Она напомнила, что в 2012 г. "МегаФон" выделил работу с корпоративными клиентами выделена в отдельное направление и завершил интеграцию "Синтерры". "Нам удается удерживать самый высокий темп роста в корпоративном сегменте в отрасли, что не в последнюю очередь связано с непрекращающимися инициативами по улучшению сервиса, качества связи, разработке продуктов, развитию каналов продаж, ориентированных именно на корпоративного клиента", - отмечает Дорохина.

МТС предпочитает снижать базовую стоимость услуг связи для корпоративных клиентов, в первую очередь, за счет предложения комплексных тарифов, включающих доступ в Интернет и другие VAS-сервисы. "Снижение цены базовых услуг позволяет клиентам расширять контракты с оператором, увеличивая количество сотрудников, которым компенсируются сервисы связи, а также подключая дополнительные услуги", - сообщила представитель компании Ирина Агаркова.

По её мнению, расширение контрактов и высокий спрос на передачу данных, М2М-решения, услуги связи в роуминге позволяют компании даже при снижении стоимости услуг увеличивать выручку от B2B-сегмента и в целом наращивать ARPU и MOU. В I квартале 2013 г. относительно аналогичного периода 2012 г. показатель ARPU вырос на 4% у МТС, MOU - на 10%.

Пресс-секретарь "Tele 2 Россия" Ирина Рыбакова оценивает ситуацию более негативно. "Рынок стагнирует, вынуждая операторов не только привлекать новых абонентов, но и отвоевывать их друг у друга, – заявила она репортёру ComNews. – Для этого игроки рынка фокусируются на ключевых факторах, влияющих на выбор мобильного оператора, среди которых стоимость и качество услуг играют первостепенную роль".

По словам Рыбаковой, идея предоставления качественных услуг по низким ценам изначально заложена в бизнес-модели Tele2, и оператор продолжит придерживаться этой стратегии, "предлагая простые и понятные тарифы по выгодным ценам".

Пресс-служба "Ростелекома" вчера комментариев не предоставила.

Даниил Сидоров, Андрей Федосеев

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: мобильные операторы