Об информационных технологиях в ритейле. Поговорили на заседании петербургского клуба ИТ-директоров

В петербургском клубе ИТ-директоров (SPb CIO Club) прошло очередное заседание из цикла «Без галстуков», основным действующим лицом которого стал ИТ-директор калининградской компании «Бауцентр Рус» Алексей Затопляев. В своем обзорном докладе специалист рассказал об особенностях ИТ-департамента в DIY-ритейле, результатах интеграции решения Avarda for Retail, бизнес-аналитике, а также об экспериментах с мотивацией внутри ИТ-службы. Доклад был построен по интерактивному принципу и иногда перетекал в живую дискуссию.

Руководитель ИТ-департамента компании «Бауцентр» Алексей Затопляев, отработавший в этой должности более 12 лет, рассказал, что калининградский клуб ИТ-директоров научил его необычному формату доклада, подразумевающему равенство докладчика и аудитории: каждая из сторон может в рамках дискуссии получить для себя что-то новое и действительно важное. 

Г-н Затопляев по ходу доклада отвечал на вопросы аудитории, а самых активных слушателей награждал памятными призами, привезенными из Калининграда.

В целом калининградский бизнес г-н Затопляев обозначил как весьма сильно отличающийся от привычного для остальной территории России – и это связано не только со свободной экономической зоной, но и особой ментальностью калининградцев, часто бывающих в Европе, но фактически никогда – в «большой России». Так фактически неизвестная за пределами Калининградской области ритейл-компания «Бауцентр», предоставляющая строительные и отделочные материалы формата DIY (Do It Yourself – «сделай сам»), имеет в российском анклаве гораздо большее влияние, чем OBI или Castorama. «Бауцентр» обладает в Калининграде четырьмя торговыми центрами, обслуживающими до 7 тыс. покупателей в день и успешно конкурирующими как с другими калининградскими торговыми сетями, так и Польшей, чьи низкие цены и особенности визовой политики заметно «перетягивают» часть покупателей.

Большой бизнес строится из «кубиков» малого, когда в одну бизнес-структуру с общей учетной системой вовлечены множество мелких юридических лиц, что создает большие проблемы в проведении различных учетных процедур. Для упрощения и подведения «под общий знаменатель» операционной учетной системы, а также существующих в «Бауцентре» бухгалтерских и кадровых систем был организован проект внедрения общей учетной системы. Pешением стала ERP-система Avarda, специально доработанная под нужды «Бауцентра». Так в нее были дописаны модули для скидок и бонусных программ.




Руководитель ИТ-департамента калининградской компании «Бауцентр Рус» Алексей Затопляев



В целом система Avarda, предоставляемая московской компаний Ansoft, позволяет эмулировать упорядоченную работу огромной торговой сети на достаточно высокой скорости. Компанию «Бауцентр» «подкупил» также «мягкий» переход с текущей системы, а также возможность Ansoft учитывать потребности «Бауцентра» в стандартных версиях программы. Так система позволила эффективно реплицировать документы, изменения в системе, информацию о пользователях и их правах из одной базы данных в другую (система AVARDA.RPL), притом, что в системе могут присутствовать базы, совершенно различные по типам. Еще одним важным достоинством системы, по словам г-на Затопляева, является возможность для сотрудников гипермаркета выписывать заявки оптовым покупателям и резервировать товар с удаленных складов компании в режиме реального времени.




Алексей Затопляев демонстрирует на схеме особенность
«перетекания» мелких калининградских бизнесов в крупные



Как отметил Алексей Затопляев, успешность выполненного проекта характеризует и тот факт, что с 2010 года система была развернута и во всех представительствах компании «Бауцентр» за пределами Калининграда: в Сибири и на юге России (например, в Краснодаре).




Бизнес компании «Бауцентр Рус» имеет довольно сложную структуру,
обслуживание которой во многом является задачей именно ИТ-департамента



«К сожалению, теперь мы привыкли к тому, что внедренная система может все – и даже то, чем некоторым из нас не хочется заниматься, но приходится», - отметил г-н Затопляев.

Еще одним обсуждаемым вопросом стало место ИТ-системы для проведения бизнес-аналитики. Как сообщил докладчик, стандартная система, включающая в себя MySQL-сервер со стандартными настройками редко и мало кем используемся для самого анализа. Обычно все ограничивается оперативной отчетностью, при этом система регулярных отчетов считается более приоритетной по сравнению с системой динамических отчетов, с помощью которой можно предоставлять данные в более выгодном для конкретных сотрудников ключе.




Так выглядит товарная карточка в системе бизнес-аналитики, применяемой в компании «Бауцентр»



По словам Алексея Затопляева, систему бизнес-анализа удалось реализовать только с привлечением настоящих аналитиков – сотрудников с соответствующим опытом и аналитическим складом ума. Для других категорий сотрудников была развернута система мгновенных отчетов, благодаря которым можно было оперативно реагировать на показатели сбыта тех или иных товаров для корректировки существующих маркетинговых политик либо создания новых (например, скидочных схем).

На сегодняшний день, как отметил докладчик, аналитическое хранилище распределено между несколькими серверами, а также между тремя терминальными серверами, к которым подсоединено более 200 пользователей. Благодаря системе бизнес-аналитики и возможности многоуровневого вовлечения в нее различных групп сотрудников, на практике удалось придерживаться плана продаж, 50% из которого формировались автоматически, а 50% - благодаря отчетам сотрудников, владеющих хорошими знаниями рынка.




Алексей Затопляев показывает один из вариантов подсчетов в рамках BI, предпринимаемых в компании «Бауцентр»



Последним из рассмотренных вопросов стала мотивация персонала в ИТ-департаменте. Алексей Затопляев рассказал о том, что система зарплат сотрудников рассчитывалась через 1С: ЗУП, однако затем он сам создал мотивационную систему на основе базовой ставки и надбавок, которые можно получить за опыт работы по специальности, ученые степени (персональные надбавки), сопровождение критических для бизнеса систем (компенсирующая надбавка за право привлекать работника во внерабочее время), а также премий за выполнение плана работ и устранение аварийных ситуаций в нерабочее время и льгот (компенсация расходов на мобильную связь и обеспечение доступа в Интернет). После того, как компания столкнулась с кризисом, ситуацию пришлось изменить: сократить штат и урезать зарплату пришлось на 30%, в которые попала все система надбавок, премий и льгот. К сожалению, даже после окончания кризисного периода систему реанимировать не удалось.

«Общаясь с коллегами, я все-таки не нашел иных альтернативных вариантов тому, что я построил в рамках работы в «Бауцентре», - отметил в заключение г-н Затопляев. – К сожалению, некоторые мои инициативы были свернуты в кризисный период, однако сама специфика рынка DIY-товаров такова, что кризис только способствует развитию этого рынка. Люди начинают открывать «кубышки» со сбережениями и тратить их на обустройство своих жилищ. Так что текущее развитие компании «Бауцентр», ее рост в регионах и увеличение оборотов обязательно скажутся и на развитии инициатив, которые предпринимает наш ИТ-департамент».

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, ПО, Кадры, CIO/Управление ИТ

Ключевые слова: информационные системы, автоматизация торговли, автоматизация бизнеса, автоматизация бизнес процессов, ИТ-директор, CIO, IT-директор, SPb CIO Club, CIO Club, клуб ИТ-директоров