Платежи в терминалах приостановили

Ряд городских терминальных сетей вынуждены временно приостановить прием платежей со стороны некоторых провайдеров: в частности, проблема коснулась терминалов «Уникасса». Кризис вызван недавними изменениями в банковском законодательстве РФ. Другие сети, работающие в Петербурге, в частности, «Элекснет» и I-Box , пока продолжают принимать платежи в полном объеме.

В конце июля текущего года были внесены изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»: теперь организации, не являющиеся агентами каких-либо банков и не имеющие лицензий ЦБ на прием платежей, не могут производить никакие сборы от населения в пользу других организаций. Новый закон ввел в замешательство владельцев ряда городских терминальных сетей: первой о временном прекращении приема платежей за услуги доступа в Интернет объявила сеть «Уникасса».

Напомним, что до 2005 года в Петербурге из автоматических устройств подобного назначения присутствовали лишь аппараты по продаже карт предоплаты (такой сетью владеет компания «Кардэкс»), которые представляют собой электромеханические устройства. В то время как платежный электронный терминал – многофункциональный аппарат, интегрированный в единую сеть с другими такими же устройствами. В 2005 году рынок приема платежей за услуги связи в Петербурге пополнился сразу несколькими новыми игроками. Практически одновременно здесь начали развивать свои проекты сетей электронных терминалов по приему платежей петербургское ЗАО «Унисенсор» (торговая марка «Уникасса»), а также предприятие группы компаний «Элекснет», до этого работавшее в основном на московском рынке (см. выпуск новостей от 30 марта 2005 г.).

ЗАО «Унисенсор» было создано в июле 2004 года специально для реализации проекта по созданию сети платежных терминалов в Петербурге. Основной вид деятельности компании – это установка и эксплуатация таких аппаратов. На сегодня количество терминалов компании приближается к 50 по всему городу. В планах компании до конца года довести количество терминалов до 200 штук. Сейчас с помощью терминалов «Уникассы» можно оплатить сотовую связь (услуги всех местных операторов), среди ее партнеров со стороны игроков интернет-рынка были «ПетерСтар», «Вэб Плас», «ЛАНК Телеком», «Твой Интернет» (ОАО «Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное ТВ»), ВТЦ СПбГУ, Z-Telecom, Well-COM  и еще ряд карточных операторов и домашних сетей.

Комментариев от компании «Унисенсор» в отношении сложившейся ситуации на момент подготовки материала получить не удалось. Однако на сайте «Унисенсор» помещено объявление, предупреждающее клиентов, что в связи с изменениями в законодательстве компания вынуждена  переоформить ряд договоров с поставщиками услуг. До окончания этой процедуры прием платежей от абонентов некоторых поставщиков временно приостановлен (Webmoney, «Яндекс.Деньги»), а также приостановлено пополнение всех лицевых счетов интернет-провайдеров.

«Унисенсор» планирует снова начать прием платежей за наши услуги в сентябре. Они заверили нас, что делают все возможное, чтобы нормализовать ситуацию. Пока кризис не коснулся операторов мобильной связи. Многие из них работают с организациями по приему платежей через платежную систему «Киберплат», которая является подразделением банка «Платина». Это позволяет беспрепятственно принимать платежи сотовых операторов», - прокомментировала директор по маркетингу ОАО «ТКТ» Елена Паснюк.

Напомним, что система CyberPlat («Киберплат») была основана в 1997 году. Стратегия этой компании подразумевает использование в качестве платежного механизма уже существующие кассовые и платежные аппараты своих партнеров, которые при интеграции с системой через интернет-шлюз становятся платежным терминалом для оплаты услуг сотовой связи, коммунальных платежей и других транзакций. С помощью данного механизма компании удалось охватить своей сетью более 1 тыс. точек в Петербурге, а всего у компании более 1,6 тыс. точек по Северо-Западному региону. Именно сотрудничество с «Киберплат» позволяет основным игрокам рынка мобильной связи принимать платежи за услуги в полном объеме. «Платежи нашей компании продолжают приниматься в полном объеме во всех дилерских сетях»,  - заверил, в частности, начальник отдела по связям с общественностью ЗАО «Дельта Телеком» (торговая марка «Скайлинк») Кирилл Волошин.

Что касается московской компании «Элекснет», ее терминалы появились в городе на Неве в начале 2005 года. Сейчас здесь имеется несколько около 200 аппаратов, расположенных в магазинах, интернет-кафе и на других площадках. К концу 2006 года их число планируется увеличить до 300. При этом в Московском регионе у «Элекснета» - порядка более 1 тыс. терминалов, и, по собственным оценкам, компания владеет примерно 10 % рынка платежей за услуги сотовой связи. Также через эту сеть можно оплатить жилищно-коммунальные услуги, пополнить счета в различных банках и т.д.

Как сообщили в «Элекснет», в состав этой группы компаний входит Небанковская Кредитная Организация (НКО) «Московский Клиринговый Центр», которая имеет лицензию ЦБ на осуществление банковских операций со средствами в рублях. «Элекснет» осуществляет все расчеты и переводы денежных средств по поручениям физических лиц, а также расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц от имени «Москлирингцентра», поэтому в сложившейся ситуации компания не испытывает трудностей.

«Элекснет» - первая терминальная сеть в России, которая некогда придумала и основала бизнес приема платежей через терминалы оплаты. Другие игроки на этом рынке начали появляться значительно позже, около двух лет назад. «Элекснет» от них отличает наличие лицензии Центрального банка РФ на проведение платежей и прямых договор с операторами связи. Большинство же терминальных сетей представляют разрозненную структуру: там наличествуют как владелец, так и производитель терминалов и процессор платежей. Когда вышла поправка к законодательству, у большинства таких сетей не оказалось ни лицензий, ни прямых договоров с компаниями, чьи платежи они принимают. Поэтому проблемы возникли практически у всех компаний подобного рода кроме «Элекснет» и ещё от силы одной - двух компаний», - рассказал начальник отдела продвижения ООО «Элекснет» Алексей Молчановский.

В начале текущего года на петербургский рынок электронных платежей вышла московская компания «Парнет Экспресс», продвигающая свои услуги под торговой маркой I-Box. Для реализации проекта была создана независимая местная компания «Интеронлайн СПб» (см. выпуск новостей от 19 января 2006 г.). Основной деятельностью «Интеронлайн СПб» является установка, сервисное обслуживание и эксплуатация терминалов приема и перевода платежей, объединенных брендом I-Box. На данный момент в Петербурге установлено 47 автоматов. Аппараты I-Box позволяют принимать платежи в пользу всех сотовых операторов, действующих на территории Петербурга и Ленинградской области, приобретать предоплатные карты IP-телефонии, сотовых операторов и других коммерческих систем. Комиссионные сборы в пользу владельцев сети составляют 2 %, пополнение баланса Tele2 и «МегаФона» производится без комиссии.

Однако руководство I-Box заверяет, что изменения в законодательстве никак не повлияли на работу этой сети. «У нас никогда не было никаких проблем с договорами и лицензиями, поэтому кризисная  ситуация нас не затронула и все услуги предоставляются в полном объеме», - заверил заместитель директора I-Box Владимир Журбилов.

Помимо «Уникассы», «Элекснет» и I-Box в Петербурге работает еще ряд компаний подобного профиля. Петербургская компания «СКБ ВТ «Искра», появившаяся на рынке платежных терминалов в начале 2005 года, выпускает интеллектуальные киоски (так позиционируются заказчиком терминалы). Данный проект предназначен для реализации в почтовых отделениях Петербурга и является одной из составляющих программ «КиберДеньги» и «КиберПлат», которые в свою очередь являются частью общероссийской программы «Электронная Россия» (см. выпуск новостей от 3 января 2005 г.).

Весной этого года компания ОСМП, работающая на рынке платежных терминалов по всей России и имеющая штаб-квартиру в Москве, анонсировала проект на Северо-Западе (см. выпуск новостей от 12 апреля 2006 г.). Всего у компании 439 терминалов на Северо-Западе, из них 215 терминалов расположены в Петербурге, а остальные - в других регионах округа. Одним из крупнейших сетевых партнеров компании оказалась компания «Агроторг» (владелец торговой марки «Пятерочка»), в магазинах этой компании расположено до 50 платежных терминалов интегратора. Ни «СКБ ВТ «Искра», ни ОСМП изменения в законе, похоже, пока не коснулись.

Впрочем, провайдеры Интернета в сложившихся обстоятельствах не видят ничего фатального и ожидают скорого разрешения проблемы. В то же время, как говорят представители провайдерских компаний, сеть «Уникасса» доказала свою эффективность: так, у «ТКТ» она стала первой среди альтернативных способов сбора платежей. Кроме того, из-за сложившейся ситуации «Уникасса» не смогла подключить ряд новых партнеров, в частности, незадолго до прекращения платежей в этот список должен был попасть оператор домашних сетей «Матрикс Сетевые Решения». «Если «Уникасса» вновь начнет прием платежей, то мы обязательно воспользуемся этой возможностью. Среди альтернативных способов оплаты наших карточных услуг – помимо Сбербанка и «Петроэлектросбыта» - «Универсальная финансовая система», «Яндекс.Деньги», «Мегакасса», - сообщили в «Матриксе».

«Конечно, данное обстоятельство является временным неудобством для тех абонентов, которые привыкли оплачивать наши услуги «Твое TV» и «Твой Интернет» через «Уникассу». Однако мы достаточно широко развиваем способы оплаты наших услуг: сейчас можно платить через Сбербанк, «Петроэлектросбыт», кредитные карты, «Яндекс.Деньги», Webmoney, а недавно мы начали активно развивать сотрудничество с салонами сотовой связи. Уже можно производить оплату в салонах «Телефорум» и «Ультра», на очереди другие крупные сети салонов. Поэтому мы уверены, что нашим клиентам по-прежнему удобно платить за наши услуги и на их лояльность к нам это не повлияет», - отметила Елена Паснюк. «Мы осуществляем через терминалы «Уникасса» только продажу ПИН-кодов. В общем снижение объема продаж за счет отсутствия поступлений от «Уникассы» мы не почувствовали, однако уверены, что ситуация быстро разрешится и терминалы восстановят работу», - заявила руководитель отдела маркетинга и рекламы «ЛАНК Телеком» Екатерина Дементей.

Автор: Игорь Плотников.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Торговые сети, Оборудование, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: