«Балтика» повысила производительность CRM, внедрив Microsoft SQL Server 2012

Пивоваренная компания «Балтика» повысила производительность CRM-системы, внедрив Microsoft SQL Server 2012. Основной идеей перехода на Microsoft SQL 2012 было использование асинхронных, доступных для чтения реплик AlwaysOn в качестве отчетных серверов системы. Модернизация системы позволила сохранить ее работоспособность, к тому же при существенном увеличении числа выполняемых транзакций себестоимость эксплуатации обновленного решения осталась на прежнем уровне. Перенос данных был осуществлен в ноябре 2011 года, сама процедура миграции выполнена за сутки. Партнером по проекту выступила компания «Монолит-Инфо».

Пивоваренная компания «Балтика»

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» (входит в группу Carlsberg) - одно из крупнейших в России предприятий по производству товаров народного потребления и один из лидеров отечественного пивного рынка. Пивоварни, расположенные в 10 городах России, и завод в Азербайджане производят более 30 марок пива, включая «Балтику», «Невское», «Ярпиво», «Арсенальное», Tuborg, Carlsberg, а также 8 непивных брендов. Продукция компании «Балтика» представлена более чем в 75 странах мира, в том числе в Западной Европе, Северной Америке и ближневосточном регионе. В России она продается в 98 % торговых точек - от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.

Компания «Монолит-Инфо»

Компания «Монолит-Инфо» - российский разработчик корпоративных информационных систем класса ERP и CRM, один из ведущих российских поставщиков комплексных решений в области автоматизации управления производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий. Компания работает на рынке бизнес-приложений для FMCG-сектора в странах СНГ.

Предпосылки проекта

Одним из ключевых факторов, способствующих повышению конкурентоспособности пивоваренных компаний, является наличие эффективной системы управления взаимоотношениями с клиентами. «Балтика» и другие предприятия группы Carlsberg используют CRM-систему российского разработчика «Монолит-Инфо». Она развернута в корпоративном сервис-центре в Санкт-Петербурге и представляет собой облачное решение. К ее ресурсам обращаются не только сотрудники «Балтики», но также более 300 партнеров-дистрибуторов и сервисные центры. Кроме того, на условиях SaaS это решение доступно компаниям группы Carlsberg, расположенным в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане и Киргизии. При помощи своих смартфонов 5 тыс. торговых представителей получают задания, принимают заказы, проверяют остатки товаров на складах, оценивают состояние взаиморасчетов и собирают маркетинговую информацию. Более 1,5 тыс. офисных сотрудников используют систему для решения операционных и аналитических задач. В CRM-системе компании «Балтика» задействована система управления реляционными базами данных. Текущий объем базы данных составляет около 1 Тбайт. Система постоянно развивается за счет добавления новых задач и увеличения количества пользователей.

Со временем рост нагрузки на систему заставил задуматься о ее модернизации. «Выполняемые в CRM-системе транзакции отличаются большой неоднородностью - количество команд в одной транзакции колеблется от нескольких десятков до одного-двух млн. Число транзакций тоже довольно велико - в моменты пиковой нагрузки ежесекундно обрабатываются несколько тысяч транзакций по записи. Со временем подсистема репликации используемой на тот момент версии СУБД оказалась сильно перегруженной, поэтому на серверы, отвечающие за формирование отчетности, данные поступали с опозданием на 4-5 часов. Это значительно осложняло работу дистрибьюторов и сотрудников службы продаж. Более того, загрузив данные, они не могли проверить, корректно ли завершена операция и верные ли сведения поступили в CRM-систему», - рассказывает заместитель ИТ-директора по работе с региональными подразделениями компании «Балтика» Сергей Робозеров.

ИТ-специалисты «Балтики» исследовали ситуацию и пришли к выводу, что проблема обусловлена недостаточной скоростью обмена данными между SQL-серверами системы CRM. Механизм репликации, реализованный в актуальной на тот момент версии Microsoft SQL Server 2008 R2, уже не позволял быстро обрабатывать критически возросшие объемы данных.

Ход проекта

«Балтика» является участником программы технологического предрелизного тестирования продуктов Microsoft (Technology Adoption Program). Поэтому ИТ-специалисты компании одними из первых узнали о возможностях новой версии Microsoft SQL Server. Реализованная в ней инновационная технология AlwaysOn в дополнение к серверу с основной базой данных позволяет организовать до четырех зеркальных, быстро обновляемых копий, размещенных на других серверах. Все копии доступны в режиме чтения и могут использоваться для построения отчетов. Таким образом, появляется возможность разгрузить основной сервер и значительно повысить производительность системы в целом.

ИТ-специалисты «Балтики» совместно с разработчиками из компании «Монолит-Инфо» провели тестирование возможностей Microsoft SQL Server 2012. В течение месяца архитектура CRM-системы была адаптирована в соответствии с новыми механизмами обмена данными.

«Основной идеей перехода на Microsoft SQL 2012 было использование асинхронных, доступных для чтения реплик AlwaysOn в качестве отчетных серверов системы. Предварительные тесты производительности показали, что механизмы передачи данных AlwaysOn во многом превосходят возможности стандартной транзакционной репликации SQL Server», - вспоминает главный инженер компании «Монолит-Инфо» Виктор Сивов.

Для больших таблиц и индексов помимо функционала AlwaysOn было решено задействовать механизм компрессии данных (Data Compression) с целью сокращения размера базы данных и повышения эффективности операций ввода-вывода.

«Хотя технология компрессии данных была реализована еще в Microsoft SQL Server 2008, оценить связанные с ней накладные расходы удалось не сразу. К применению Data Compression подталкивали и быстрый рост базы данных, и тот факт, что при наличии свободных процессорных ресурсов серверов наибольшая нагрузка приходится на систему ввода-вывода», - добавляет Виктор Сивов.

В августе 2011 года вышел релиз Microsoft SQL Server 2012, который можно было запускать в промышленную эксплуатацию, и ИТ-специалисты «Балтики» немедленно начали подготовку к миграции системы CRM на новую версию СУБД.

CRM-система является одним из ключевых бизнес-приложений для «Балтики», поэтому простои и сбои в ее работе недопустимы. Прежде чем приступить к модернизации, сотрудники компании провели комплексное тестирование решения: проверили работу новых алгоритмов обмена данными, провели оценку производительности при больших нагрузках. Перенос данных был успешно осуществлен в ноябре 2011 года, причем сама процедура миграции выполнена всего за сутки.

«Поскольку с новой версией СУБД мы начали работать еще на стадии CTP-релизов, риски были довольно высокими. К тому же в рамках одного проекта мы внедряли сразу две новые для нас технологии - компрессию данных и AlwaysOn. Инженеры службы премьер-поддержки Microsoft активно сотрудничали с нами в течение всего периода подготовки, а их специалист постоянно наблюдал за процессом миграции. Сотрудники компании «Монолит-Инфо» внесли необходимые изменения в архитектуру системы и активно участвовали в ее тестировании. Результатом совместных усилий стал успешный переход на новое решение, не нарушивший стабильной работы ключевых бизнес-процессов», - подчеркивает Сергей Робозеров.

Итоги проекта

Реализация проекта позволила существенно увеличить производительность CRM-системы «Монолит». Полностью устранены задержки передачи данных на отчетные серверы, сократилось среднее время ожидания ответа системы.

«Стабильность и предсказуемость новой версии Microsoft SQL Server 2012, даже на стадии ранних релизов, позволили выполнить переход за достаточно короткое время. Весь процесс миграции, от подготовки и тестирования до ввода системы в эксплуатацию, занял около 4,5 месяцев. Результаты превзошли все ожидания - рост производительности системы оказался выше, чем мы предполагали изначально», - подводит итоги проекта Сергей Робозеров.

Механизм синхронизации копий базы данных, реализованный в AlwaysOn, обеспечил высокую скорость передачи данных с основного сервера системы на отчетные серверы. Обработка транзакций, содержащих миллионы команд, занимает секунды. Для сравнения, при использовании транзакционной репликации обработка типовой для CRM-системы транзакции, содержащей 3 млн команд, занимала около 6,5 минут, а транзакции с 9 млн командами - почти 16 минут. С применением AlwaysOn такие транзакции обрабатываются за 1,5 и 3,5 секунды соответственно.

Эффективно реализованная синхронизация данных в AlwaysOn вместе с применением компрессии для больших таблиц (в «Балтике» используется компрессия на уровне страниц) позволили сократить пиковую нагрузку на дисковый массив в два раза - с 32 до 16 тыс. операций ввода-вывода - и уменьшить среднюю загрузку массива в пиковые часы с 90 до 40 %.

Благодаря миграции на Microsoft SQL Server 2012 система CRM продолжает эффективно функционировать без наращивания ресурсов серверов и систем хранения данных. Это избавило компанию от необходимости приобретения более производительного и, соответственно, более дорогого оборудования. Кроме того, были устранены проблемы технологического характера, которые трудно или невозможно решить путем обновления аппаратной платформы системы.

«Модернизация системы и переход на новую версию СУБД Microsoft SQL Server 2012, где реализован ряд инновационных технологий, позволил сохранить работоспособность одного из ключевых бизнес-приложений. Особенно важно, что при существенном увеличении числа выполняемых транзакций себестоимость эксплуатации обновленного решения осталась на прежнем уровне. К тому же у нас появился задел для дальнейшего роста, и теперь мы можем примерно на 40 % увеличивать нагрузки на CRM-систему без модернизации программно-аппаратной базы. Новое облачное решение позволит предоставлять больше сервисов не только компании «Балтика», но и другим предприятиям, входящим в группу Carlsberg», - уверен вице-президент по информационным технологиям компании «Балтика» Герман Эпштейн.

Опубликовал: Александр Абрамов (info@spbit.ru)

Рубрики: Интеграция, ПО, CIO/Управление ИТ

Ключевые слова: Microsoft