Управляющий партнер компании AT Consulting Сергей Шилов о роли государства в процессе импортозамещения

В общественной дискуссии о том, как нам организовать импортозамещение в российском хайтеке, одна из главных тем – роль государства в этом процессе. С моей точки зрения, государство не только может стать локомотивом импортозамещения, но и должно это сделать. Альтернатив этому просто нет. Основных причин такой постановки вопроса, по большому счету, две.

Во-первых, вся мировая история ИТ-индустрии демонстрирует опережающую роль государственной активности. Вспомните хрестоматийную историю высоких технологий США: изначально этот сектор  финансировался исключительно государством, и лишь спустя немалое количество лет он перешел в стадию коммерческого рынка.

Во-вторых, если говорить о реальном импортозамещении, скажем так,  ненасильственными методами, без революций, в русле эволюционного развития ИТ-сектора страны, делать это надо исключительно рыночными методами. Установить правила такой рыночной конкуренции – задача государства. Ключевых элементов этих правил – всего два: определение российского производителя ИТ-продукции и конкретные преференции при госзакупках отечественным производителям. Все предельно просто и понятно.

Определение, имеющее силу закона, необходимо, чтобы в дальнейшем однозначно структурировать преференции в рамках стандартного прозрачного бюрократического процесса. Конечно, на этом пути просматривается немало частных вопросов, которые обязательно придется решать. В частности, при описании отечественного производителя в части компьютерного «железа». В сфере же программного обеспечения таких неоднозначных вопросов гораздо меньше. В целом задача абсолютно решаемая, конечно, при наличии соответствующей государственной воли.

Внедрение правильных норм конкуренции между западными и отечественными производителями позволит в дальнейшем  плавно перейти к конкуренции между российскими поставщиками. Очевидно, что со временем обязательно сформируются собственные гиганты ИТ-отрасли. (Важно, что эти гиганты вырастут естественным образом без отвлечения сил и ресурсов на искусственные образования типа мега-госкомпаний). После того, как будет идентифицирован ряд победителей в конкурентной борьбе, что произойдет буквально через пару – тройку лет, можно будет говорить о дополнительной господдержке для того, чтобы эти продукты смогли играть заметную роль и на глобальном рынке. Тогда эти отечественные мега-компании смогут конкурировать на равных с самыми большими ИТ-фирмами мира.

Описанная выше схема построена исключительно на рыночных основаниях. Если в нашей стране будет создан рынок госзакупок, ориентированный на отечественного производителя, легко посчитать, какой объем финансирования получат наши разработчики. Нужно только оценить цифры затрат наших сегодняшних заказчиков на закупку лицензий на ПО западных компаний – а это десятки миллиардов рублей. Это настолько большой гарантированный  рынок спроса, что он станет для наших сегодняшних разработчиков ПО отличным стимулом вкладывать деньги в создание коммерческих продуктов на базе нынешних решений и, главное, в их маркетинг на собственном и глобальном рынке.

При такой схеме отпадают всяческие вопросы типа того, откуда взять деньги, людей и прочие ресурсы для решения огромной и сложной задачи импортозамещения. У нас есть практически все, что нужно. Есть деньги – госбюджет на информатизацию. Есть поставщики – много, больших и малых, с качественными продуктами, решениями для различных задач. Есть Госдума РФ, Минкомсвязь и другие профильные структуры, чьей прямой задачей является создание необходимой стране законодательной базы. Есть экспертное сообщество, заинтересованное в прозрачности назначения преференций и выбора поставщиков. Осталось одно недостающее звено – политическая воля, которая необходима для практического запуска законодательной цепочки. И сомнений в успешности такого пути нет, потому что не мы первые пойдем таким маршрутом. Чудес на этом пути не будет – придется двигаться и помнить: дорогу осилит идущий.

Тематики:

Ключевые слова: